В консультации для педагогов и родителей - СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ, УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, говорится о том, что способность контролировать себя, уметь принимать самостоятельные решения и упорно идти к цели – важные качества, которые пригодятся ребенку не только во время учебы в школе, но и в течение всей жизни. Именно они помогут ему добиваться успеха в любом начатом деле. Что нужно делать родителям, чтобы развить у ребенка чувство самоконтроляВ консультации для педагогов и родителей - СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ, УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ, говорится о том, что способность контролировать себя, уметь принимать самостоятельные решения и упорно идти к цели – важные качества, которые пригодятся ребенку не только во время учебы в школе, но и в течение всей жизни. Именно они помогут ему добиваться успеха в любом начатом деле. Что нужно делать родителям, чтобы развить у ребенка чувство самоконтроля
Консультация для педагогов и родителей.
СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ СЕБЯ, УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Способность контролировать себя,
уметь принимать самостоятельные
решения и упорно идти к цели – важные
качества, которые пригодятся ребенку
не только во время учебы в школе, но и в
течение всей жизни. Именно они
помогут ему добиваться успеха в любом
начатом деле. Что нужно делать
родителям, чтобы развить у ребенка
чувство самоконтроля?
Самоконтроль можно разделить на поведенческий (контроль собственных действий)
и эмоциональный (контроль собственных эмоций и состояний). Самоконтроль
формируется в несколько этапов. На первом ребенку необходимо прочувствовать
контроль взрослых. На следующем этапе у него должна сформироваться
способность наблюдать и анализировать поведение других людей. На последнем
этапе формируется самоанализ, самооценка и самокоррекция – способность
наблюдать, делать выводы и менять свое поведение.
Далее вы найдете несколько
примеров игр и занятий, для
развития самоконтроля ребенка.
1. Действия по инструкции
Выполнение какихлибо действий по
инструкции – это первый шаг к
произвольному контролируемому
поведению. Взрослый, который говорит, что нужно делать, это внешний
самоконтроль. Если ребенок понимает и принимает его, то постепенно он
превращается во внутренний контроль. Формирование самоконтроля происходит
так – взрослый обращается с инструкцией к ребенку, ребенок повторяет ее, а затем
она становится частью его внутреннего пространства разговором с «самим собой».
Навыки саморегуляции и самоконтроля надо начинать прививать уже с трехлетнего
возраста. Простейшая игра «Сова» может помочь родителям в этом. Ребенок играет
роль мышки. Взрослый – ведущий. Он говорит: «День наступает, все оживает». В
это время ребенок может вести себя совершенно свободно бегать, прыгать, покаведущий не скажет: «Ночь наступает, все замирает». Тогда ребенок должен
немедленно остановиться и замереть, иначе «сова» может его поймать.
2. Игры по образцу
Для формирования самоконтроля ребенку необходимо играть в такие игры, в
которых требуется выполнить задание по определенному образцу. Главное, чтобы
задания выполнялись не в творческом режиме , а по заданной схеме.
Например, можно приобрести детские прописи, где ребенок будет прорисовывать
палочки, крючочки и завитушки по показанному образцу. Также можно
использовать цветные аппликации (из мягкого материала или бумаги), на которых
уже есть рисунок и заготовленные элементы. Наклеивая эти элементы, ребенок
работает по образцу и контролирует себя.
3. Игры по правилам
Практически во всех играх существуют свои правила. Это могут быть как
подвижные игры – например, «Спортивная ходьба» (ребенок должен идти как
можно быстрее, но не переходить на бег) и футбол (мяч можно бить ногами и нельзя
брать руками), так и настольные, такие как «Домино» и «Лото». Полезно также
играть в компьютерные развивающие игры, в которых ребенку даются определенные
задания, а он их выполняет. Примеры таких игр вы можете найти здесь. Главное во
всех этих играх, чтобы ребенок понял и усвоил основное правило и действовал
исходя из него.
«Не забывайте правильно мотивировать ребенка!»
Волевые качества и целеполагание
неразрывно связаны. Родители должны
помогать ребенку находить мотивацию
даже в самой обыденной ситуации.
Детей постарше нужно учить искать
привлекательную
мотивацию
самостоятельно. Наводящие вопросы
«Для чего это тебе нужно», «Что
можно будет сделать потом с этой
вещью», помогут сделать заманчивым любой результат детского труда.
Никто лучше родителей не может помочь своему ребенку развить хороший
самоконтроль и способность к саморегуляции. А главные помощники родителей в
этом непростом деле – личный пример, развивающие игры и живое общение.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь