В консультации для педагогов и родителей - СТРЕМЛЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВА ВО ВСЕМ, говорится о том, что дети-педанты склонны к беспокойству. Их беспокоит то, что у них что-то не ладится, их беспокоят неудачи. Они беспокоятся и за своих родителей, полагая, что с ними обязательно должно случиться что-то плохое. Излишнее стремление к совершенству — ложный способ совладать с тревогой и беспокойством. Педант пытается добиться в жизни совершенства, чтобы чувствовать себя хорошо.В консультации для педагогов и родителей - СТРЕМЛЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВА ВО ВСЕМ, говорится о том, что дети-педанты склонны к беспокойству. Их беспокоит то, что у них что-то не ладится, их беспокоят неудачи. Они беспокоятся и за своих родителей, полагая, что с ними обязательно должно случиться что-то плохое. Излишнее стремление к совершенству — ложный способ совладать с тревогой и беспокойством. Педант пытается добиться в жизни совершенства, чтобы чувствовать себя хорошо.
К онсультация для педагогов и родителей.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
СТРЕМЛЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВА ВО ВСЕМ
Что нужно принять во внимание
Детипеданты (а также взрослые) склонны к беспокойству. Их беспокоит то,
что у них чтото не ладится, их беспокоят неудачи. Они беспокоятся и за своих
родителей, полагая, что с ними обязательно должно случиться чтото плохое.
Излишнее стремление к совершенству — ложный способ совладать с тревогой
и беспокойством. Педант пытается добиться в жизни совершенства, чтобы
чувствовать себя хорошо.
Педанты склонны к самокритике. Если они не достигают совершенства и
совершают ошибки, они резко осуждают себя. Чтобы помочь ребенку быть не столь
требовательным к себе, нужно время. (Родители, не будьте суровы к себе, если ваши
усилия не приносят быстрых результатов!)
Излишнему стремлению детей к совершенству может способствовать
определенный стиль родительской заботы. Слишком строгие родители, а также
родители, считающие, что ребенок должен доказывать, что заслуживает любви,
могут сделать своих детей педантами.
В неблагополучных семьях, например, где хотя бы один из родителей
алкоголик, один из детей (чаще всего самый старший) стремится «рано
повзрослеть» и взять на себя дополнительные обязанности. Эти дети часто
пытаются поддерживать в доме спокойную обстановку, стараются быть чересчур
хорошими и отзывчивыми и развивать в себе стремление к излишнему
совершенству. Они не изменятся, если родители не решат своих проблем.
Как нужно говорить
• УЧИТЕ ребенка справляться с сомнениями путем рационального
обдумывания. Ваш ребенок иногда говорит вслух такие вещи: «Я хотел бы
получить самый высокий балл, но ничего страшного, если я его не получу», или
«Ничего, если я сделаю ошибку. Ведь все ошибаются», или «Я буду стараться,
но не буду чересчур требователен к себе», или «Что бы там ни было, родители
все равно меня любят».
• Используйте аналогии: «Ты слышал, как сторожевой пес защищает
своих хозяев и лает на всех, даже на дружески настроенных людей? Пес
слишком беспокоится. Та часть тебя, которая беспокоится, похожа на него. Мы
хотим научить эту беспокойную часть тебя беспокоиться (лаять) меньше».
• Поскольку педанты имеют склонность улучшать все до последней
минуты, помогите ребенку распределить свое время так, чтобы он мог раньше
заканчивать приготовление уроков. Не поддавайтесь соблазну позволятьребенку
раз
перепроверять домашние задания. «Тебе дано на задание три недели. Давай
составим расписание, которое поможет тебе закончить свой доклад через две
недели».
нескольку
по
• Предложите ПОДДЕРЖКУ, напомнив, что многие беспокойства
бывают напрасны: «Ты боишься, что твой папа получит травму, но он каждый
день возвращается с работы, и с ним все в порядке», «Ты беспокоишься, что мы
будем ругать тебя, если ты не получишь пятерку. И что же? Мы тебя не ругаем
и хотим, чтобы ты делал свои задания с радостью».
Заметьте, чем ребенок занимается без излишнего стремления к совершенству
(определенные игры, игра в куклы, помощь по хозяйству и т. д.). Покажите ребенку,
что эти занятия ему, видимо, нравятся. «Я заметила, что ты не пытаешься достичь
совершенства, играя в свои игрушки. Ты играешь просто потому, что это интересно.
Если ты не будешь излишне требовательна к себе в школе, то, возможно, получишь
от учебы больше удовольствия».
• СООБЩАЙТЕ о тех моментах, когда вы совершали ошибки, и показывайте,
что можете сохранять положительную установку: «Я забыл вовремя оплатить счет,
и
нужно
платить пени. Обычно я всегда оплачиваю счета вовремя, но в этот раз забыл.
Ничего страшного». (Вы можете намеренно делать ошибки — чтонибудь
проливать, забывать и так далее, чтобы продемонстрировать установку «ничего
страшного».)
теперь
мне
Как не нужно говорить
• «Я вижу, что ты в контрольной три слова написала неправильно». Похвалите
ребенка за саму оценку и не сосредоточивайтесь на критике отдельных моментов.
• «Поторопись!», «Я тобой очень не довольна», «Ты мог бы сделать это лучше».
Такие фразы только разжигают стремление к излишнему совершенству. Следите за
своими словами, чтобы они не вынуждали к чемулибо, не содержали резкой
критики или поиска ошибок. Лучше похвалите ребенка за желаемое поведение.
• «Черт! Я опять не туда повернул!» Не критикуйте себя за обычные ошибки.
Ваш ребенок услышит и усвоит неправильную критику.
Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О.Цветковой. М.; Издательство института
психотерапии, 2002
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь