В консультации для педагогов - Игры и упражнения предназначенные для знакомства, направлены на объединение команды. В процессе игры дети должны почувствовать себя ближе друг к другу, создание комфортной обстановки в группе, ощутить взаимосвязь всех членов группы. Если группа набрана недавно, предлагаю такое упражнение.В консультации для педагогов - Игры и упражнения предназначенные для знакомства, направлены на объединение команды. В процессе игры дети должны почувствовать себя ближе друг к другу, создание комфортной обстановки в группе, ощутить взаимосвязь всех членов группы. Если группа набрана недавно, предлагаю такое упражнение.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют.
Афоризм
Любая работа идет гораздо успешнее, и наша «белая ворона» уютнее себя
чувствует в доброжелательно настроенном коллективе, с крепкими налаженными
связями. Есть действенный и приятный способ, который помогает наладить гармонию
в отношениях как между членами группы, так между вами и детьми. Поиграйте
вместе с ними, используя игры и упражнения, которые я привожу ниже.
Кроме решения основной задачи — дать почувствовать каждому ребенку, что
он не одинок, и сплотить группу, вы, наблюдая и помогая участникам, глубже
узнаете и поймете каждого из них.
Основная цель этих занятий помочь детям ощутить свое единение с другими.
Игры и упражнения помогут вам найти общий язык с демонстративным шалуном,
который с помощью конфликта хочет привлечь к себе внимание, чтобы не
чувствовать себя изолированным и беспомощным. Поддержат ребенка с низкой
самооценкой, застенчивого и неуверенного в себе, тем более, что такие дети часто
замыкаются в себе, потому что боятся обнаружить свои слабые стороны, и нужно
приложить много усилий, чтобы помочь птенчику выбраться из своей скорлупы и
присоединиться к стае. Игры научат вас и ваших воспитанников освобождаться от
отрицательных эмоций. Некоторые из них можно проводить только в коллективе, но
часть игр подходит и для индивидуальной работы. С чего начать наши занятия?
Конечно, сначала необходимо познакомиться!
ИГРЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА
В первую очередь советую провести игру, цель которой объединение команды.
В процессе игры дети должны почувствовать себя ближе друг к другу, ощутить
взаимосвязь всех членов группы. Если группа набрана недавно, предлагаю такое
упражнение.
Снежный ком
Предложите ребятам сесть в круг. Один из участников (вы можете сами его
выбрать) называет свое имя. Далее по часовой стрелке каждый из участников
называет имена ребят, сказавших как их зовут раньше, и завершает эту цепочку своим
именем. Цепочка постоянно увеличивается, и последний игрок называет имена всех
участников, а остальные ему подсказывают, так как наверняка он всех еще не
запомнил.
Кажется — мы всего лишь учим имена друг друга. Но на самом деле незнание
имени является дополнительной преградой для общения, малообщительные дети и за
год не запоминают имена всех одноклассников и не знают, как к ним обратиться.
После того, как мы узнали все имена, можно продолжать цепочку по развитию
знакомства. Попросите ребят назвать свое хобби или лучшие качества, достижения.
Игру с именами можно проводить с 5— 6 лет, а с хобби и другими вопросами — с 8
лет и до пенсионного возраста. Обычно она нравится всем.Комплименты (с 6 лет)
Ребята садятся в круг, берутся за руки. Выберите, кто начнет, или начните сами
— посмотрите в глаза следующего за вами по кругу участника и скажите ему
несколько хороших слов. Предварительно подготовьте игроков: объясните, что после
комплимента в свой адрес каждый кивает головой, благодарит и говорит свой
комплимент следующему.
В группах, где участники старше, можно использовать мяч. Игрок кидает мяч и
говорит комплимент тому, кому он был предназначен. Следите за соблюдением
правил один человек не может два раза бросать мяч одному и тому же участнику.
Советую зам самим принять участие в игре — так легче контролировать процесс, и
ребятам интереснее.
Тарелочка (с 7 лет)
Игра проводится с закрытыми глазами. Участники становятся или садятся в
круг и закрывают глаза. Ведущий наливает воду в глубокую тарелочку. (Игроки не
видят, сколько воды в тарелке). Задача играющих состоит в том, чтобы передать
тарелочку по кругу, не пролив ни капли. Ведущий сам дает тарелочку одному из
игроков, с него и начнется движение по кругу. Открывать глаза и переговариваться
нельзя. Общаться можно только жестами.
Ковер счастья (с 6 лет)
Участники образуют круг.
Ведущий берет кубок шерстяных ниток и делает петлю у себя на пальце. Затем
передает клубок стоящему напротив, говоря при этом комплимент или пожелание.
Таким образом нитка разматывается и ведущий оказывается соединенным этой
ниткой со следующим участником игры. Второй игрок в свою очередь делает петлю
на пальце и передает клубочек третьему участнику, стоящему напротив, тоже с ком
плиментом или пожеланием. И так, пока нити не соединят всех стоящих в круге.
Затем вновь клубок вновь передается по кругу с комплиментом соседу, при этом
каждый снова делает петлю на пальце.
Когда круг замкнулся, ведущий говорит: «Мы соткали ковер счастья, мы все
взаимосвязаны. (Дергает за свою нить, и все нити приходят в движение.) Дела,
поступок каждого отражаются на окружающих, и чем больше мы сделаем хороших
поступков, скажет хороших слов, тем счастливее будут люди, которые нас
окружают, а в мире, населенном счастливыми людьми, жить приятно всем. Давайте
возьмем себе по частичке этого ковра на память!». Каждый отрывает по кусочку
нитки. Потом оставшиеся обрывки можно связать и использовать клубок еще раз.
Доброе животное (с 4 лет)
Эту игру лучше проводить с дошкольниками и младшими школьниками.
Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит:
«Мы — одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все
прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе».
Вдох — все делают шаг вперед. Выдох все делают шаг назад. Итак несколько раз.
«Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброесердце». Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. «Мы все берем дыхание и стук
сердца этого животного себе».
Строим башню (с 6 лет)
Есть два варианта проведения этой игры.
Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в
ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.
Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс
выполнения задания.
Перед началом игры участники делятся на группы по 6 человек и каждая
микрогруппа получает по 20 листов цветного картона, размером 6x10, для уроков
труда и рулончик скотча. Каждая группа должна построить свою башню. На работу
дается 10—15 минут. Начинают и заканчивают «строительство» одновременно, по
сигналу ведущего. Ничего, кроме картона и скотча, использовать нельзя. Ведущий
следит, чтобы все принимали посильное участие и были доброжелательны друг к
другу. Затем каждая группа представляет свою башню.
Потом можно обсудить, насколько легко или трудно было выполнить задание и
почему.
Примерные вопросы:
• Как работала ваша группа?
• Все ли участвовали в игре?
• Как ты себя чувствовал в ходе работы?
• Какое настроение было в группе?
• Что было самым приятным в вашей работе?
• Как вы понимали друг друга?
• Чтобы ты в следующий раз сделал подругому?
• Какая башня нравится больше всего?
• Ты был хорошим членом команды?
• Доволен ли ты башней своей команды?
• Отчего зависит работа в такой команде?
Все эти игры направлены на то, чтобы участники познакомились, стали ближе
друг другу и почувствовали себя командой. Не обязательно проводить весь набор
игр, выберете ту, что, на ваш взгляд, больше подходит именно вашим подопечным.
Следующие игры можно проводить после того, как дети познакомились.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь