В консультации для педагогов - "Игры с песком, или песочная терапия", говорится о том, что ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.В консультации для педагогов - "Игры с песком, или песочная терапия", говорится о том, что ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Консультация для педагогов
"Игры с песком, или песочная терапия".
В настоящее время значительно возрос интерес специалистовпедагогов,
психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с
использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития
самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен.
Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок
включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,
физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей
концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.
Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических
формах, создаваемых руками.
В песочных картинах один из психотерапевтической ресурс возможность
созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта
идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок,
играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником,
который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку
игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность
творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния.
Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного
разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана в этом и проявляется
его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений
ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,
развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных
обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной
стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны,
более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если
учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную
психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит игармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование
песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно
терапевтический эффект.
Работы с песком можно разделить на три основных типа, объединяющие наиболее
распространенные и часто повторяющиеся формы, создаваемые детьми на разных
этапах их развития в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к
совершению определенных манипуляций с песочной поверхностью.
Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности линии, делают
отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки.
Второй тип работ связан с проникновением в толщу песка, рытьем ямок и
тоннелей, а также прятаньем в песок предметов и последующим их извлечением. К
третьему типу принадлежат работы, в которых используется вода — дети могут капать
ею на песок, контролируя объем, или лить ее в большом количестве. В психотерапии
дети и взрослые используют все виды работ.
Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница (ящик для
песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой
деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах : 50*70*8 (где 50*70
размер поля, а 8 глубина). Традиционный размер для песочницы предназначен для
индивидуальной работы.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь