В консультации для педагогов -Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения «Релаксация», говорится о том, что обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.Обучение навыкам саморегуляции и релаксации. Развитие и накопление положительного образного опыта. Создание комфортной обстановке в группе.В консультации для педагогов -Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения «Релаксация», говорится о том, что обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.Обучение навыкам саморегуляции и релаксации. Развитие и накопление положительного образного опыта. Создание комфортной обстановке в группе.
Консультация для педагогов
Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения
«Релаксация»
Цели:
Сохранение и укрепление психического здоровья детей подвергшихся насилию.
Задачи:
1.Обучение детей использованию социальноприемлемых способов снятия
эмоционального напряжения.
2. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.
3. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.
4. Развитие и накопление положительного образного опыта.
Во время проведения релаксационного тренинга психолог рассказывает детям
специально подобранные релаксационные тексты и медитативные сказки. Занятия
проходят с детьми старшего и подготовительного возраста в групповой форме.
Упражнение «Прогулка в лес».
(Выполняется упражнения сопровождается музыкой с голосом птиц)
«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.
Мы отправляемся на прогулку в осенний лес. Сегодня необычно хорошее утро.
Ярко светит солнце, и его лучи нас согревают. Мы входим в лес по узкой тропинке и
попадаем в необычное лесное царство. Осенний лес сказочно красив. Нам очень
нравятся деревья с желтыми и красными листьями. Мы любуемся ими и дышим
ровно и спокойно. Вот оторвался от ветки желтый листок и закружился в
медленном плавном танце. Взгляните на яркий и пестрый ковер под ногами. Не
правда ли, он красив? Пройдите по опавшей листве, прислушайтесь к шелесту
листьев. Нам хочется лечь на волшебное покрывало. Ляжем. Вдохнем глубоко.
Воздух в лесу чист и свеж. Пахнет опавшей листвой и грибами. Мы наслаждаемся
этим ароматом и чувствуем себя счастливыми. Гдето в вышине поют птицы,
курлычут журавли. Мы лежим на мягком ковре из листьев и слушаем звуки леса....
(запись птичьих голосов — 12мин.)А теперь медленно встаньте. Откройте глаза, и вы увидите, что мир вокруг вас
так же добр и красив, как утренний лес. Вы чувствуете себя свободно и прекрасно.
Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
Упражнение « Порхание бабочки»
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко
и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным
летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с
цветка на цветок. Проследите за движение ее крыльев. Бабочка села на цветок
рядом с вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный
рисунок крыльев — линии, темные пятна, светлые пятна! Вот бабочка взлетает и
парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья.
Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно двжутся вверх и вниз.
Наслаждайтесь ощущениями медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг под вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов.
Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к
нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь
на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат....и откройте
глаза»
Упражнение «Полет высоко в небе».
(Выполнение упражнения сопровождается медленной музыкой, шумом прибоя и
криком птиц.)
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите
медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на
берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое. Теплое солнце. Вы чувствуете
себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите птицу, парящую
в воздухе. Это морской орел. Внимательно осмотрите его оперение: какие гладкие и
блестящие у него перышки. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в
стороны. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают
воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что
это ваши крылья медленно взмахивают вверх и вниз. Представьте, что это вы
медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши
крылья рассекают воздух, упираясь в его пллотные массы. Наслаждайтесь свободой
и прекрасным ощущением парения в небе. Вы чувствуете себя свободно и
прекрасно. Пронесите это ощущение через весь оставшийся день».
Упражнение «Волшебный сон»(Дети лежаться на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела
ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. )
Ведущий обращается к детям: «Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет
тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон». Вы
не заснете понастоящему и будите все слышать, но не будете двигаться и
открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про
себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный
сон» закончится тогда, когда я громко скажу: « Открыть глаза! Встать!»
Внимание... Наступает «Волшебный сон»
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...(2 раза)
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...(2раза)
Шея не напряжена
И расслаааблена...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...(2раза)
Дышится легко...ровно...глубоко...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело...(2 раза)
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...Ноги теплые у нас...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...(2раза)
Нам понятно, что такое...
Состояние покоя...(2раза)
Долгая пауза( до конца медленной музыки)
Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми
глазами. Ведущий обращается к детям:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Упражнение «Плывем в облаках».
«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно.
Хорошо. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня
необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы
абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые
пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы
начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво
поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще
выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете навершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в
стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас
видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему
облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже,
пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше
облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему.
Полет на облаке был так хорош!»
Упражнение «Тихое озеро».
«Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Хорошо. Теперь
закройте глаза и слушайте меня. Постарайтесь сделать то, что я говорю.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы тихо сидите около прекрасного
озера. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и
лучше. Вы слышите щебет птиц, жужжание шмеля. Вы абсолютно спокойны. Солнце
светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете всем телом тепло солнца. Вы
спокойны и неподвижны, как это прекрасное утро. Слышно лишь ваше дыхание и
тихий плеск воды. Это утка проплыла по озеру, она подплыла поближе, чтобы
поздороваться с вами. Дважды клякнула на тот случай, если вы не услышали ее с
первого приветствия. След ее на воде пролег через все озеро. Потом опять стало
тихо и спокойно. Туман поднимается над озером, и вы чувствуете себя спокойным и
счастливым».
Упражнение «Путешествие на Голубую Звезду»
«Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые,
растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?
Сейчас помечтаем и мы...
Лягте удобно, закройте глаза. Представьте темное ночное небо с яркими звездами.
Гдето там далекодалеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное
путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы — команда межпланетной
космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль
поднимется в небо. Вдохвыдох(3 раза). Крепкокрепко сожмите в кулачках
штурвалы и сильно надавите ступенями на педали. Держите, держите. Молодцы! А
теперь отпустите штурвалы и педали... молодцы! Вдохвыдох. Чувствуете, как
приятна тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Нам становиться легко.
Важно сейчас ровно дышать: вдохвыдох (3раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем
свое тело, оно легкое, невесомое. Вдохвыдох (2раза).Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в
гости, но наша цель — Голубая Звезда... И вот она уже близко, яркая, голубая.
Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно
надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2 раза) и отпустим штурвалы и
педали. Как плавно мы сели! Выйдем из корабля. Перед нами океан, где нет воды.
Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками,
поэтому то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут
необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами,
серебристыми усиками. Это и ест наши соседи, жители Голубой Звезды —
Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам
свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже
протягиваем им руки и ... чувствуем, как в ваше тело входят тепло, покой, доброта.
Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту, всеми
людьми.
Милые Чистокрылышки, добрые соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не
забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными».
Упражнение «Кулачки»
Цель: Психомышечная тренировка с фиксацией внимания дыхании; напряжение и
расслабление мышц рук.
Сомкните пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче, чтобы косточки
даже побелели. Вот так, хорошо! Сильносильно! Да, не оченьто приятно. Руки
устали. Распрямите кулачки, медленно. Вот пальцы и расслабились. Ладоши
потеплели, отдыхают, им легко, приятно. (3 раза)
А теперь сделайте вдохвыдох, вдохвыдох.... Молодцы!
Руки на коленях, кулачки зажаты.
Крепче с напряженьем пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильнее сжимаем
Опускаем, разминаем.
(легко приподнимает и роняет расслабленную кисть каждый ребенок.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!Упражнение «Приятный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил,
мобилизация.
Продолжительность: 10 минут.
Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно
мысленно произнесите словесные орлины:
1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.
2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я
совершенно спокоен.
3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки
расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…
4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в
руках.
5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…
6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои
ноги расслабленны…
7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…
8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы
живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я
отдыхаю…
9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю…
Я спокоен…
10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю
глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…
Упражнение «Высокая энергия» (зрительная техника)
Цель: заряд краткосрочной энергии и ее оптимальное использование.
Продолжительность: 3 минуты.
Процедура:
Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А
теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией.Энергия пронимает во все клетки вашего организма, наполняя ее жаждой чтото
сделать, изменить, исправить. Смелее, не ждите, действуйте.
Упражнение «Избавление от тревог» (зрительная техника)
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.
Продолжительность: 5–10 минут.
Процедура:
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный
солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…
Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову,
проникают в тело, разливаются по нему, все оно пригревают вашу голову,
проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим
целительным светом, в котором растворяются ваши тревоги и огорчения, все
отрицательные мысли и чувства, страхи и переживания. Все нездоровые частицы
покидают ваше тело, превратившись в тленный дым, который быстро рассеивает
нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.
Психомышечная тренировка «Лицо загорает»
Цель: Напряжение и расслабление мышц лица с включением дыхания.
(дети лежат)
Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сниб, снаб, снуре, пуре, базилюре»,
перенесемся в волшебную страну Лето. Ярко светит солнце, нам приятно его тело,
подставим подбородок солнышку — подбородок загорает, слегка разожмем губы и
зубы, сделаем вдох. Летит жучок, собирается сесть комунибудь из детей на язык.
Крепко закройте рот, задержите дыхание, подвигайте губами. Жучок улетел.
Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. А теперь нос загорает —
подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей носик ей
сесть? Сморщите нос, поднимите верхнюю губу к верху, рот оставить
полуоткрытым, задержите дыхание. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа.
Выдох. Брови — качели: снова прилетела бабочка, пусть она покачается на качелях.
Двигайте бровями вверхвниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены
все мышцы лица, не открывает глаз, переползите в тень, примите удобную позу.
Отдыхайте(23мин.)
Упражнение «Тихое озеро»
Педагогпсихолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное
солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше
дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя
все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите
щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит,
воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и
неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам
лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным
теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас
бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь