Консультация для педагогов - Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей

  • Лекции
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, говорится о том, что нередко тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобралисьВ консультации для педагогов - Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей, говорится о том, что нередко тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались
Иконка файла материала ---Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.docx
Консультация для педагогов Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей Нередко тревожит появление у детей несобранности, излишней активности,  напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости.  Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и  беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения,  следствие какой­то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не разобрались.  Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать  самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые  упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны  помочь взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и успокойте! «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет, авторское) Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого­то стукнуть, что­то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу:  обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного  человека». «Врасти в землю» (для детей с, 5 лет, авторское) «Попробуй сильно­сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко  сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры  тебе не страшны. Это поза уверенного человека». «Ты –лев!» (для детей с 5 лет, авторское) «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе,  спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут,  как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!» «Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское) «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут  проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и  положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости.  Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся,  третий глаз…» 6 – 10 раз. «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское) «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно  опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка  покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть­чуть осталось, повтори еще». «Заряд бодрости» (для детей с 4 лет) «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и  указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу  ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну  сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь  указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом.Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!»  Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи  туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну  сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!» Предостережение: Взрослый следит за силой нажима на важные точки  жизнедеятельности и правильностью нахождения точек. «Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:  мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;   скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;   скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;   скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;   скажи: «Я спокоен» – выдохни.  Ты действительно успокоишься». «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет, авторское) «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг  тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри  еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!» «Замри» (для детей с 5 лет, авторское) «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!»  Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к  кому­нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто­то обязательно согласится, и тебе  будет интересно». «Спаси птенца» (для детей с 4 лет)  «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки  ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони,  спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А  теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и  не грусти, он еще прилетит к тебе!» «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское) «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,  нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке,  поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он  забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». «Сломанная кукла» (для детей с 5 лет) «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой  оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся  «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями  одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожносоедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши  ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу  починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!» «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское) Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что­то сделать, сбрось  «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и  опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче. «Торт» (для детей с 4 лет) Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый:  «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой – сахар,  третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит  великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками  «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно  молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим  сахар – он «посыпает» тело, и немного соли – чуть­чуть, нежно прикасается к  голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А  теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто  испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все  участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт  необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения  вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям. Замечание: 1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех  только поможет упражнению.  2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины,  компот и т.д.  «Портрет» (для детей с 5 лет) Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. Все остальные краски:  синий, белый, красный, желтый, зеленый и другие цвета. «Сейчас я буду рисовать  портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую  лицо». «Какую форму рисовать?» – спрашивает он у ребенка, такую же, больше,  меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или  оставим, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Если есть такая краска, художник прикасается к ней своей  кистью (к участнику, выбравшему этот цвет) и переносит цвет на лицо ребенка.  Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы.  Постарайтесь «смешать» краски и перенести на ребенка частичку каждого  участника упражнения. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош. Замечание: Упорное нежелание ребенком «сохранить» свое собственное лицо и  стремление многое в нем изменить говорит о том, что ребенок недоволен собой,  хочет измениться.«Театр прикосновений» (для детей с 6 лет) Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза.  Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет,  что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего  ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним  пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди,  локтем – к животу и т. Д. Все одновременно начинают и заканчивают  прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном  состоянии. Замечание: 1. Взрослый следит за силой прикосновений.  2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным. 3. Поглаживаний должно быть мало.  А сейчас вы можете познакомиться с несколькими программами, входящими в  авторскую «Методику снятия психоэмоционального напряжения у детей».  Выполнять их с детьми необходимо, когда вы чувствуете, что они возбуждены,  тревожны, чего­то боятся, устали. Можно 1—2 раза в неделю под спокойную  музыку начитывать их перед сном. В программах учтены особенности восприятия  ребенка, способности воображать и фантазировать, мягко включены элементы  снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки  ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное  использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и отдохнуть  телу и голове. Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя  чувствует, что представлял. Можно попросить нарисовать красками свое  настроение или то, что он представлял в этот момент. Предостережение: Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл. «Путешествие на голубую звезду» Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые,  растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы… Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими  звездами. Где­то там далеко­далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в  увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое  место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко­крепко  сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите,  держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох.  Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль  взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза.Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2  раза. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда… И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова  крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо­о­кий вдо­ о­х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы  сели! Выйдем из корабля… Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые,  желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому­то планета и  кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с  прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками.  Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам,  улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они  протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и …  чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на  Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем  с родными и друзьями, со всеми людьми. Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы ради встрече с вами, мы никогда не  забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными. «Полет птицы» Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и  принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня  попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем  над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство  великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной  гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая  шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у  лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха  говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3  раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки­ крылья, шире, плавно… Молодцы! Согните чуть­чуть в коленях ноги, напрягите их и… резко выпрямите… Глубокий  вдох… и… о, чудо! Мы взлетели… Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох… Можете  свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не  чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада… тишина… покой… Вдох – выдох… (3 раза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя.  Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и  совсем не страшно.Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже… Вот уже совсем близко поле, лес, дом,  люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи,  опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого­то не очень получилось. Не беда! И лебедь­красавец не сразу взлетел.  Когда­то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно  хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда­нибудь сбывается. Нужно только  очень­очень верить в себя! Неизменным успехом в занятиях по выработке механизмов саморегуляции у детей  пользуется «Бэби­йога». Дети, рожденные самыми совершенными существами на  Земле, с удовольствием выполняют несложные ассаны (так называются отдельные  позы­упражнения), испытывают умиротворенность, внутреннюю свободу,  открытость в восприятии окружающего мира. Мышечная раскрепощенность и  радостное настроение передается и взрослым, занимающимся с ними, они  становятся добрее, мягче, спокойнее. Комплекс «Бэби­йоги» апробирован во многих детских садах, он несет детям  здоровье и душевное равновесие. Выполнять упражнения надо на коврике под спокойную, лучше восточную музыку.  Ритуальными являются упражнения «Приветствие Солнцу» и «Благодарение  Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и темп  зависят от возраста и настроения детей в данный момент. Комплекс «Бэби­йога» развивает в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождаться от стрессов и перенапряжения. Ниже приводится текст комплекса, на рисунках показано, как выполнять основные  ассаны. Комплекс гимнастических упражнений «Бэби­йога» Сейчас мы займемся гимнастикой. Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями  кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот  чуть­чуть откройте, язычок прижмите к верхнему ряду зубов, как будто говорите  букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите вдох­выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1  минута. (Музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно,  уютно. Откройте глаза. А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени,  выпрямите спину в струну, головку слегка поднимите, руки сложите вместе.  Дышите ровно и глубоко. Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол –  вдох. Правую ножку назад – выдох, левую ножку назад – вдох. Прогнули спинку –  вдох – выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали –  выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох. Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, Солнце! Скажем все  вместе: «Здравствуй, Солнце!» А теперь ляжем на спину. Будем глубоко дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох. Ни о чем не думаем, отдыхаем (музыка 30 сек). Повернулись на бок, поджали ножки кгруди и обхватили их руками. Лежим, дышим, думаем только о приятном: о зеленой травке, божьей коровке, бабочке, ромашке… Дышим ровно, спокойно… Сели, руки на пол, голову тоже наклонили я полу, попробуем медленно подняться и встать на голову. Не бойтесь, это не страшно, не торопитесь, у кого не получится,  ничего, в другой раз обязательно выйдет. А сейчас сядем, согнем ножки друг к другу, сложим ручки ладошками к груди. Вы  стали похожи на красивый цветок лотос, белый, стройный, нежный, спинку  выпрямили, головку подняли, подбородок вверх. Хорошо, молодцы, ровно, красиво  дышим, как будто нюхаем этот цветок… Легли на спину, расслабились, руки и ноги лежат свободно, дышим четко, четко  вдох – выдох, вдох – выдох. Хорошее! Потянулись сладко, попробуйте зевнуть.  Возьмите себя руками за бока, поднимайте медленно ноги и постарайтесь встать на  лопатки. Держите ноги прямо, подбородок нажимает на грудь. Чувствуем, как  улучшается наше состояние. Вы чувствуете себя хорошо! Закиньте ноги за голову. Поднимитесь и сделайте мостик. А сейчас превратимся в  колесо – встаньте на руки и ноги, выгнитесь. Вот такое колесо получилось.  Молодцы! Ляжем на спину, вытянем руки и ноги, расслабились. Закроем глаза. Вдохнем  глубоко­глубоко… – выдохнем глубоко (повторить вдох – выдох 3 раза). Давайте превратимся в рыбку. Ляжем на спину, выпятим грудь, уберем руки под  спину, выгнемся, дышим глубоко, ровно, спокойно 30 секунд. Вы рыбки в воде,  дышите глубоко и ровно. Теперь снимем всю усталость, ляжем ровно. Уберем руки за голову, сядем. Руки  вверх и наклоняемся вперед – вдох, руки вниз – выдох, вверх – вдох, вниз – выдох… вдох – выдох… Спасибо, Солнце! Все вместе: «Спасибо, Солнце!»               Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь