В консультации для педагогов - МУТИЗМ, говорится о том, что причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм». Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательнымВ консультации для педагогов - МУТИЗМ, говорится о том, что причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм». Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным
К онсультация для педагогов
МУТИЗМ
На наверное, все психологи помнят хрестоматийный случай про сына
английского лорда, который впервые заговорил лишь в пять лет. Родители уже
отчаялись услышать от него хотя бы слово. Но както за обедом ребенок заявил:
Каша подгорела.
Почему же ты столько лет молчал? удивились взрослые.
До сих пор все было в порядке!
Долгое молчание ребенка в детском возрасте,
как правило,
тревожит родителей. Они послушно следуют за малышом, по направлению его
указательного пальчика угадывают желаемое, многократно произносят названия
предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано
или поздно (обычно не позже трех лет) это происходит.
Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть
серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в
научной литературе используется понятие «мутизм».
Мутизм (от лат. «немой) — отказ от речевого общения при сохранности
речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм)
или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным.
СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ
Избирательный мутизм — невротическое отклонение, при котором ребенок
вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми. Как правило, в
психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит
нормально.
Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном
возрасте, когда общение со сверстниками не особенно актуально. Как известно,
формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно
она нарушается под влиянием разнообразных неблагоприятных воздействий.
Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких
либо психических потрясений.
Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени
личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались
необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из
таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых
говорят: «Из них слова не вытянешь»?)
Данная статья иллюстрирована рисунками двух сверхмолчаливых подростков.
Обе девушки считают: «Зачем же общаться, если все равно не поймут?». Однако они
поразному изобразили свое состояние.
ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Вероятно, каждому психологу приходилось встречаться с людьми, имеющими
славу молчунов с раннего детства. Старания близких родственников разговоритьтакого ребенка обычно оказываются напрасными, несмотря на соблазнительные
предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за
спину «доверенного лица», убегает, капризничает. Создается впечатление
сверхзастенчивости, излишней робости или, напротив, вызывающего упрямства.
Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть,
ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался
установить с ним контакт. Самый незначительный повод (деликатное замечание,
строгий взгляд, ошибка в тетради) побуждает маленького упрямца замкнуться и
надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него
будут психотравмирующими. По мнению ученых, неблагоприятные воздействия
являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости
таких детей.
ЧТО ЧУВСТВУЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ
Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые
обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой.
В основе их упорного молчания лежит скрытое стремление к лидерству,
«царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок
привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его
желания.
Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им
причины ненормального протеста ребенка, стремятся перевоспитать маленького
упрямца во что бы то ни стало. Однако избавиться от мутизма невозможно
посредством уговоров, лести или карательных мер. Требуются терпение и
специальная коррекционная работа. Прежде всего необходимо создавать условия для
самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора.
Например, при покупке сладостей или игрушек можно продемонстрировать
непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В
случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое.
Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить
систему отношений с ним. Психологи, например, предлагают сообщить, что его
молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и
не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется
молчать.
В случае агрессивного поведения ребенка не стоит объяснять ему, что так
поступать нехорошо. У многих детеймолчунов высокий интеллект, они умны и
прекрасно понимают это сами в подобных ситуациях, по утверждению И.
Медведевой и Т. Шишовой, помогают аналогичные ответные действия пострадавшего
взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет когото, следует поступить
так
этом
нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ!» Ребенку
надо сообщить примерно следующее: «Мне очень жаль, но что поделаешь? Твое
поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать...»
отношению
же
нему.
При
к
по
Таким образом, ребенок с избирательным мутизмом попадает в положение,подобное тому, в какое он сам ставит окружающих. Главное, нельзя наказывать,
высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.
Известны случаи, когда учителя и родители стараются «переупрямить»
молчуна, например ставят в угол (у классной доски и т.п.), до тех пор пока он не
заговорит. Однако подобные меры только ожесточают ребенка, усугубляют его
состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к
невротическим расстройствам и реакциям протеста. Они особенно чувствительны,
ранимы, обидчивы. Вот почему терпение, деликатное и осторожное отношение —
незаменимые помощники педагога.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
В психологопедагогической литературе описаны и другие причины
избирательного мутизма. Например, дизартрия (плохая подвижность речевого
аппарата), заикание, страх речи, другие дефекты речи и слуха.
Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания.
При этом, несомненно, наряду со специально организованной работой учителя и
родителей необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов).
Основные причины мутизма определяют содержание коррекционной работы с
детьмимолчунами. Детский психиатр И. Медведева и педагог Т. Шишова
предлагают методику драматической психоэлевации — своеобразный кукольный
театр. Ребенку прописывают лечебные пьесы, предлагают разыгрывать этюды
(театрализованные представления),
в которых «ведущим недостатком»
(избирательным упрямым молчанием) наделен не ребенок, а кукласобака. Хозяин —
добрый, хороший, но вынужден страдать изза вредности собачьего характера.
Первоначально эти сценки можно показать в виде кукольного спектакля. Затем
предложить ребенку роль какогонибудь персонажа. Лучший вариант — роль
хозяина. Ситуации должны нарастать по степени драматизма, но при этом не
травмировать психику ребенка. Высокие результаты достигаются, если малыш
находится в группе обычных детей.
Когда наступает переломный момент и ребенок нарушает «обет молчания», его
необходимо зафиксировать и подкрепить всеобщим одобрением, восхищением
успешно сыгранной ролью. Молчун должен понять и принять, что предпочтительнее
гордиться говорением, нежели упорным молчанием.
Приведу пример одного из этюдов, предлагаемых И. Медведевой и Т. Шишовой
для лечения избирательного мутизма. (См. статьи в журнале «Домовой», №№ 9—11,
1996 г. и другие публикации названных авторов.)
ЭТЮД «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ»
Однажды на прогулке собака отстала от хозяина и потерялась. Стемнело,
похолодало, собаке было страшно и хотелось есть. Прохожий спросил ее:
Собака, ты чья?
Но собака ничего не ответила.
— Раз молчишь, значит, ничья, я не могу отвести тебя домой, сказал прохожий
и пошел дальше.А собака осталась одна на пустынной улице. Она дрожала от холода и ужаса.
Наконец, появилась девочка, которая пожалела собаку и предложила:
Песик, бедненький, давай я отведу тебя домой, к хозяину! Ведь ты
совсем продрог. Скажи, где ты живешь?
Собаке очень хотелось рассказать доброй девочке о том, кто ее хозяин, назвать
адрес, по которому он живет, но она всетаки почемуто промолчала. Девочка ушла,
так и не дождавшись ответа. Наступила ночь, стало еще холоднее. Вскоре пошел
дождь. Собака тоскливо заскулила от одиночества...
Что же произошло дальше, нужно придумать и разыграть вместе с ребенком.
Желательно, чтобы роль собаки исполнял ребенокмолчун. Замечательно, если он
выберет роль прохожего или девочки, у которых в пьесе много слов.
Не подвергая сомнению эффективность данной методики, выскажу несколько
предположений.
Думаю, психологу надо быть осторожным при подборе содержания лечебных
пьес и главных героев. Так, при разыгрывании приведенного в качестве примера
этюда у невротизированного ребенка высока вероятность актуализации
многочисленных страхов: боязнь собаки, страх остаться одному, потеряться и др.
Бывает, что в результате возникшего конфликта молчун еще больше замыкается,
отказывается не только участвовать в спектакле, но даже просто надеть игрушечную
собаку на руку.
Данный сюжет не для каждого ребенка является достаточным поводом, чтобы
заговорить. Другими словами, механизм проекции может «не сработать» не только
изза возможных страхов, но и просто потому, что маленькому человеку не нравятся,
например, цвет, размер, облик кукольного персонажа.
Запланированный лечебный эффект кукольных театрализации во многом
зависит от индивидуальных особенностей ребенка и вдумчивой позиции психолога,
его способности к прогнозированию возможных ситуаций в процессе куклотерапии.
СЦЕНАРИЙ И ЭКСПРОМТ
В коррекции избирательного мутизма эффективны и те арттерапевтические
техники, которые условно можно назвать куклотерапией с помощью самодельных
пальчиковых кукол. Их преимущество — в простоте и доступности исполнения, в
свободе выбора сюжетов и героев в ситуации «здесь и сейчас». Причем, куклы и
сценарии рождаются стихийно,
Как утверждают
психофизиологи, именно посредством спонтанного рисования активизируется
механизм проекции, играющий немаловажную роль в достижении терапевтического
эффекта.
в процессе занятия.
Представленное далее в статье арттерапевтическое занятие применимо во всех
случаях избирательного мутизма. Однако в зависимости от ситуации оно может в
большей степени иметь паллиативный (давать временное облегчение), нежели
лечебный характер.
Для решения проблемы недостаточно одногодвух занятий. Необходима
длительная, систематическая коррекционная работа. Психологу потребуется немало
выдумки при поиске приемов и «педагогических хитростей», а также огромное
терпение. Как известно, избирательный мутизм изза своей «многоликости» одно изсамых труднокорректируемых невротических отклонений.
Лебедева. Не всякое молчание – золото. /Арттерапия избирательного мутизма. //ШП, №2200
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь