Консультация для педагогов - МУТИЗМ

  • Лекции
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - МУТИЗМ, говорится о том, что причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм». Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательнымВ консультации для педагогов - МУТИЗМ, говорится о том, что причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе используется понятие «мутизм». Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным
Иконка файла материала Консультация для педагогов- Мутизм.docx
К   онсультация для педагогов МУТИЗМ На   наверное,   все   психологи   помнят   хрестоматийный   случай   про   сына английского   лорда,   который   впервые   заговорил   лишь   в   пять   лет.   Родители   уже отчаялись услышать от него хотя бы слово. Но как­то за обедом ребенок заявил: Каша подгорела. Почему же ты столько лет молчал? ­ удивились взрослые. До сих пор все было в порядке! ­ ­ ­ Долгое   молчание   ребенка   в   детском   возрасте,   как   правило, тревожит   родителей.   Они   послушно   следуют   за   малышом,   по   направлению   его указательного   пальчика   угадывают   желаемое,   многократно   произносят   названия предметов в надежде, что их чадо скоро заговорит. И при нормальном развитии рано или поздно (обычно не позже трех лет) это происходит. Причиной необоснованного, на первый взгляд, молчания ребенка может быть серьезное отклонение в его личностном развитии. Для обозначения этого явления в научной литературе  используется понятие «мутизм». Мутизм   (от   лат.   «немой)   —   отказ   от   речевого   общения   при   сохранности речевого аппарата. Причем молчание может быть постоянным (тотальный мутизм) или проявляться только в определенных ситуациях, то есть быть избирательным. СЛОВА НЕ ВЫТЯНЕШЬ Избирательный   мутизм   —   невротическое   отклонение,   при   котором   ребенок вступает   в   словесный   контакт   только   с   некоторыми   людьми.   Как   правило,   в психотравмирующей ситуации ребенок молчит, а в комфортных условиях говорит нормально. Такое поведение чаще всего наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте,   когда   общение   со   сверстниками   не   особенно   актуально.   Как   известно, формирующаяся речь ребенка — самая молодая функция психики. Поэтому именно она   нарушается   под   влиянием   разнообразных   неблагоприятных   воздействий. Случается, что нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием каких­ либо психических потрясений. Как правило, с возрастом мутизм исчезает сам по себе. Однако к тому времени личность может быть серьезно деформирована, если в детстве не предпринимались необходимые меры по коррекции и лечению этой сложной формы невроза. (Не из таких ли детей вырастают взрослые с коммуникативными проблемами, про которых говорят: «Из них слова не вытянешь»?) Данная статья иллюстрирована рисунками двух сверхмолчаливых подростков. Обе девушки считают: «Зачем же общаться, если все равно не поймут?». Однако они по­разному изобразили свое состояние. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ Вероятно, каждому психологу приходилось встречаться с людьми, имеющими славу   молчунов   с   раннего   детства.   Старания   близких   родственников   разговоритьтакого   ребенка   обычно   оказываются   напрасными,   несмотря   на   соблазнительные предложения, обещания, подарки и даже наказания. Он отворачивается, прячется за спину   «доверенного   лица»,   убегает,   капризничает.   Создается   впечатление сверхзастенчивости, излишней робости или, напротив, вызывающего упрямства. Иногда ребенок может вести себя агрессивно: замахнуться, ущипнуть, толкнуть, ударить не только близкого человека, но и постороннего взрослого, который пытался установить   с   ним   контакт.   Самый   незначительный   повод   (деликатное   замечание, строгий   взгляд,   ошибка   в   тетради)   побуждает   маленького   упрямца   замкнуться   и надолго замолчать. Причем невозможно предусмотреть все случаи, которые для него будут   психотравмирующими.   По   мнению   ученых,   неблагоприятные   воздействия являются не причиной, а только предлогом для усиления природной молчаливости таких детей. ЧТО ЧУВСТВУЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ Рассмотрим особенности воспитательного взаимодействия с детьми, которые обладают сильным характером, волей, упрямством, недетской выдержкой. В   основе   их   упорного   молчания   лежит   скрытое   стремление   к   лидерству, «царствованию» хотя бы среди самых близких людей. Таким поведением ребенок привлекает к себе внимание, поскольку для общения приходится угадывать все его желания. Взрослые, которых тревожат добровольный «обет молчания» и непонятные им причины   ненормального   протеста   ребенка,   стремятся   перевоспитать   маленького упрямца   во   что   бы   то   ни   стало.   Однако   избавиться   от   мутизма   невозможно посредством   уговоров,   лести   или   карательных   мер.   Требуются   терпение   и специальная коррекционная работа. Прежде всего необходимо создавать условия для самостоятельности, как можно чаще ставить ребенка в ситуацию выбора. Например,   при   покупке   сладостей   или   игрушек   можно   продемонстрировать непонятливость и предложить малышу самому обратиться к продавцу с просьбой. В случае отказа — не уговаривать, но и не покупать желаемое. Важно не ущемлять гордости (самолюбия) молчуна, а постараться перестроить систему   отношений   с   ним.   Психологи,   например,   предлагают   сообщить,   что   его молчание заразительно. В итоге мама (или другое значимое лицо) тоже «заразилась» и не может ни о чем попросить постороннего человека. Да и дома теперь придется молчать. В   случае   агрессивного   поведения   ребенка   не   стоит   объяснять   ему,   что   так поступать   нехорошо.   У   многих   детей­молчунов   высокий   интеллект,   они   умны   и прекрасно   понимают   это   сами   в   подобных   ситуациях,   по   утверждению   И. Медведевой и Т. Шишовой, помогают аналогичные ответные действия пострадавшего взрослого. Например, если ребенок постоянно щиплет кого­то, следует поступить так этом нельзя демонстрировать мстительность: «Ах, раз ты так, получи в ответ!» Ребенку надо   сообщить   примерно   следующее:   «Мне   очень   жаль,   но   что   поделаешь?   Твое поведение — заразно, как грипп. Придется и мне так поступать...» отношению же нему.   При к         по     Таким   образом,   ребенок   с   избирательным   мутизмом   попадает   в   положение,подобное   тому,  в  какое  он   сам   ставит   окружающих.  Главное,   нельзя   наказывать, высмеивать, оскорблять, унижать, требовать говорить.  Известны   случаи,   когда   учителя   и   родители   стараются   «переупрямить» молчуна, например ставят в угол (у классной доски и т.п.), до тех пор пока он не заговорит.   Однако   подобные   меры   только   ожесточают   ребенка,   усугубляют   его состояние. В силу своих индивидуальных свойств такие дети предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Они особенно чувствительны, ранимы, обидчивы. Вот почему терпение, деликатное и осторожное отношение — незаменимые помощники педагога. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В   психолого­педагогической   литературе   описаны   и   другие   причины избирательного   мутизма.   Например,   дизартрия   (плохая   подвижность   речевого аппарата), заикание, страх речи, другие дефекты речи и слуха. Могут иметь место патологическая застенчивость и психические заболевания. При   этом,   несомненно,   наряду   со   специально   организованной   работой   учителя   и родителей необходима помощь специалистов (психиатров, логопедов, психологов). Основные причины мутизма определяют содержание коррекционной работы с детьми­молчунами.   Детский   психиатр   И.   Медведева   и   педагог   Т.   Шишова предлагают   методику   драматической   психоэлевации   —   своеобразный   кукольный театр.   Ребенку   прописывают   лечебные   пьесы,   предлагают   разыгрывать   этюды (театрализованные   представления),   в   которых   «ведущим   недостатком» (избирательным упрямым молчанием) наделен не ребенок, а кукла­собака. Хозяин — добрый, хороший, но вынужден страдать из­за вредности собачьего характера. Первоначально эти сценки можно показать в виде кукольного спектакля. Затем предложить   ребенку   роль   какого­нибудь   персонажа.   Лучший   вариант   —   роль хозяина.   Ситуации   должны   нарастать   по   степени   драматизма,   но   при   этом   не травмировать   психику   ребенка.   Высокие   результаты   достигаются,   если   малыш находится в группе обычных детей. Когда наступает переломный момент и ребенок нарушает «обет молчания», его необходимо   зафиксировать   и   подкрепить   всеобщим   одобрением,   восхищением успешно сыгранной ролью. Молчун должен понять и принять, что предпочтительнее гордиться говорением, нежели упорным молчанием. Приведу пример одного из этюдов, предлагаемых И. Медведевой и Т. Шишовой для лечения избирательного мутизма. (См. статьи в журнале «Домовой», №№ 9—11, 1996 г. и другие публикации названных авторов.) ЭТЮД «СОБАКА ПОТЕРЯЛАСЬ» Однажды   на   прогулке   собака   отстала   от   хозяина   и   потерялась.   Стемнело, похолодало, собаке было страшно и хотелось есть. Прохожий спросил ее: Собака, ты чья? ­ Но собака ничего не ответила. — Раз молчишь, значит, ничья, я не могу отвести тебя домой, сказал прохожий и пошел дальше.А собака осталась одна на пустынной улице. Она дрожала от холода и ужаса. Наконец, появилась девочка, которая пожалела собаку и предложила: ­ Песик,   бедненький,   давай   я   отведу   тебя   домой,   к   хозяину!   Ведь   ты совсем продрог. Скажи, где ты живешь? Собаке очень хотелось рассказать доброй девочке о том, кто ее хозяин, назвать адрес, по которому он живет, но она все­таки почему­то промолчала. Девочка ушла, так и не дождавшись ответа. Наступила ночь, стало еще холоднее. Вскоре пошел дождь. Собака тоскливо заскулила от одиночества... Что же произошло дальше, нужно придумать и разыграть вместе с ребенком. Желательно, чтобы роль собаки исполнял ребенок­молчун. Замечательно, если он выберет роль прохожего или девочки, у которых в пьесе много слов. Не подвергая сомнению эффективность данной методики, выскажу несколько предположений. Думаю, психологу надо быть осторожным при подборе содержания лечебных пьес   и   главных   героев.   Так,  при   разыгрывании   приведенного   в   качестве   примера этюда   у   невротизированного   ребенка   высока   вероятность   актуализации многочисленных страхов: боязнь собаки, страх остаться одному, потеряться и др. Бывает,  что в результате  возникшего  конфликта  молчун еще  больше замыкается, отказывается не только участвовать в спектакле, но даже просто надеть игрушечную собаку на руку. Данный сюжет не для каждого ребенка является достаточным поводом, чтобы заговорить. Другими словами, механизм проекции может «не сработать» не только из­за возможных страхов, но и просто потому, что маленькому человеку не нравятся, например, цвет, размер, облик кукольного персонажа. Запланированный   лечебный   эффект   кукольных   театрализации   во   многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и вдумчивой позиции психолога, его способности к прогнозированию возможных ситуаций в процессе куклотерапии. СЦЕНАРИЙ И ЭКСПРОМТ В   коррекции   избирательного   мутизма   эффективны   и   те   арттерапевтические техники, которые условно можно назвать куклотерапией с помощью самодельных пальчиковых кукол. Их преимущество — в простоте и доступности исполнения, в свободе выбора сюжетов и героев в ситуации «здесь и сейчас». Причем, куклы и сценарии   рождаются   стихийно,   Как   утверждают психофизиологи,   именно   посредством   спонтанного   рисования   активизируется механизм проекции, играющий немаловажную роль в достижении терапевтического эффекта.   в   процессе   занятия. Представленное далее в статье арт­терапевтическое занятие применимо во всех случаях избирательного мутизма. Однако в зависимости от ситуации оно может в большей   степени   иметь   паллиативный   (давать   временное   облегчение),   нежели лечебный характер. Для   решения   проблемы   недостаточно   одного­двух   занятий.   Необходима длительная, систематическая коррекционная работа. Психологу потребуется немало выдумки   при   поиске   приемов   и   «педагогических   хитростей»,   а   также   огромное терпение. Как известно, избирательный мутизм из­за своей «многоликости» одно изсамых труднокорректируемых невротических отклонений. Лебедева. Не всякое молчание – золото. /Арт­терапия избирательного мутизма. //ШП, №22­00 Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь