Консультация для педагогов - Нормативные кризисы развития

  • Лекции
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Нормативные кризисы развития, говорится о том, что во время жизненных подъемов каждый знает, что делать. Зато «спуски» могут сопровождаться такими состояниями личности, когда она неадекватна сама себе. Поэтому «спуски» всегда являются более актуальными для исследователей, нежели «подъемы», причем в самых разных областях науки. Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются определенной, подчас болезненной психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие – «возрастные кризисы», или «нормативные кризисы развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности.В консультации для педагогов - Нормативные кризисы развития, говорится о том, что во время жизненных подъемов каждый знает, что делать. Зато «спуски» могут сопровождаться такими состояниями личности, когда она неадекватна сама себе. Поэтому «спуски» всегда являются более актуальными для исследователей, нежели «подъемы», причем в самых разных областях науки. Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются определенной, подчас болезненной психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие – «возрастные кризисы», или «нормативные кризисы развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности.
Иконка файла материала + Нормативные кризисы развития.docx
Консультация для педагогов. Нормативные кризисы развития Жизненный путь – это поочередная смена стабильных и критических Периодов.   Юнгианский   психоаналитик   Марион   Вудман   образно,   но   очень убедительно описала жизненный процесс в его пульсации : «Все происходит, словно жизнь в истинном ее понимании предоставляет нам возможность родиться несколько раз. Какое­ то   время   мы   движемся   в   ее   потоке,     а   затем   вдруг   или   постепенно   существующее положение   дел   перестает   нас   удовлетворять   ….   Соотнеся   это   обстоятельство   с естественным   психическим   ритмом,   мы   окажемся   в   изоляции   от   мира,   прямо   в материнской утробе, потеряв уверенность в том, кто мы такие и что с нами происходит. Если удастся вытерпеть всю боль и скорбь угасания старой жизни и вынести все муки распятия в процессе трансформации, мы переживем второе рождение. И тогда в течение нескольких лет сможем получать наслаждение от ровного течения жизни. Но наступает время, когда снова возникает процесс разделения противоположностей, стимулируя нас к достижению нового уровня осознания. Иногда мы ощущаем движение вверх, иногда – вниз, но, так или иначе, любой путь – это путь подъемов и спусков». Во   время   жизненных   подъемов   каждый   знает,   что   делать.   Зато   «спуски»   могут сопровождаться такими состояниями личности, когда она неадекватна сама себе. Поэтому «спуски» всегда являются более актуальными для исследователей, нежели   «подъемы», причем в самых разных областях науки. Поскольку   критические  периоды  и   социальные  переходы  обычно  сопровождаются определенной, подчас болезненной психологической перестройкой, психология развития выработала особое понятие – «возрастные кризисы», или «нормативные кризисы развития». Слово   «кризис»   подчеркивает   момент   нарушения   равновесия,   появления   новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Но так как в данной фазе развития подобное состояние нормально, то и кризисы эти называются «нормативными». И.С.Кон подчеркивает, что «как ни близки эти понятия в философском смысле ,­ все они обозначают локализованный во времени скачок,­ они коренятся в разных системах отсчета и не выводимы друг из друга. Критические периоды суть инварианты онтогенеза, возрастные кризисы относятся к жизненному циклу, возрастные переходы производны от социальной   структуры   общества,   а   поворотные   пункты   относятся   к   индивидуальному жизненному пути. Но все они тесно связаны  друг с другом.   Р.П.Ефимкина в работе «Пробуждение спящей красавицы» исследует взаимосвязь инициации и кризиса. Нужно заметить, что этнографы и психологи вкладывают в данное понятие различные значения. В традиционном смысле инициации – это обряд, относящийся к   какой­либо   определенной   стадии   культуры.   В   психологическом   смысле   инициация   _ «внеисторическое архетипическое поведение психики» И именно в этом смысле слова мы на полном основании можем сравнивать явления инициации с нормативными кризисами развития, как их понимают в психологии ( Л. С. Выготский, Э.Г.Эриксон).В аналитической психологии   К.Юнга   и   его   школы   в   соответствии   с   инициацией   находится   процесс индивидуации.     Р.П.Ефимкина   предполагает,   что   понятие   инициации(перехода) соответствует понятию нормативного возрастного кризиса. Обратимся к теории кризисов Э.Г.Эриксона. Он, в отличие от других исследователей, создал   эпигенетическую   концепцию   развития   личности,   включив   в   свою   периодизацию целостный жизненный цикл человека. Как и Л.С.Выготский, личностное развитие индивида Э.Эриксон рассматривает как прерывную последовательность качественно отличающихся друг от друга восьми стадий. Первые   пять,   длящиеся   вплоть   до   периода   поздней   юности,   он   приурочивает   к постулированным   фрейдистами   биологически   обусловленным   стадиям   психического развития   _   оральной,   анальной,   эдиповой,   латентной   и   генитальной,   дополняяфрейдистское истолкование этих стадий анализом их социальной составляющей. Еще три стадии – ранняя зрелость, зрелость и поздняя зрелость – то новое, что Э.Эриксон внес в изучение развития человека по сравнению с предшественниками. Суть   каждой   стадии   развития,   согласно   Э.Эриксону,   в   том,   что   индивид   в определенный   период   своей   жизни   становится   особо   сензетивным   к   определенным социальным   воздействиям.   Со   своей   стороны   общество,   чутко   резонируя   на потенциальности развивающегося организма, предъявляет к нему определенную систему требований,   а   также   широкий   спектр   средств,   способов   и   возможностей   для   решения социальных   задач.   От   успешности   решения   этих   задач   зависит   качество   личностных новообразований, каждое из которых есть отношение индивида к обществу и к себе. Оно становится   центром   личностной   целостности   человека,   однако,   только   на   протяжении данной фазы развития. Эта целостность неизбежно нарушается в результате созревания новой психофизиологической системы социальных требований. Моменты перехода от одной личностной целостности к другой Эриксон называет кризисами,   но   предупреждает,   что   понятие   кризиса   в   его   концепции     имеет   смысл поворотных   пунктов,   моментов   решения,   выбора   между   прогрессом   и   регрессом, интеграцией и задержкой. На каждой стадии индивид должен сделать жизненно важный «выбор» между прогрессом и регрессом, двумя полярными отношениями к миру и к себе, определяющими   ход   дальнейшего   развития   личности.   И   успешный   выход   из   кризиса заключен не в выборе положительного полюса ( он, как и отрицательный полюс, является крайностью)   а   в   некотором   равновесии,   в   динамической   пропорции   между   двумя полюсами. Человек должен научиться быть в состоянии различать ситуации, в которых следует адекватно проявлять элементы того и другого, например, доверия и недоверия. Ощущение идентичности всегда включает позитивные и негативные элементы в него входит то, чем человек хочет стать, и то, чем он стать не желает. В идеале, личность выходит из кризиса,   обогащенная   чувством   внутреннего   единства,   обладающая   более   ясным суждением и большей способностью действовать эффективно.  Стадии жизненного пути (по Э.Эриксону) и приобретения каждой  стадии № ст адии 1 2 3 4 5 6 7 8 Название  стадии Младенчество Раннее детство Дошкольное детство Отрочество Юность Ранняя зрелость Нормальная  зрелость Поздняя зрелость Прогрессивное приобретение  стадии Доверие   к  окружающему миру Чувство  независимости Инициативность Трудолюбие Понимание  принадлежности к определенному полу Стремление к  близости Жизненная  активность Ощущение полноты жизни Регрессивное приобретение стадии Недоверие к окружающему миру Ощущение стыда и сомнения Чувство вины Чувство  неполноценности Непонимание форм поведения,  соответствующего данному полу Изолированность от окружающих Сосредоточенность на себе, возрастные  проблемы ОтчаяниеМатериал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь