В консультации для педагогов - Основы педагогического сопровождения опекунских семей, говорится о том, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.
Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь, и поддержку, включая социально-педагогическую и материальную. Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства.В консультации для педагогов - Основы педагогического сопровождения опекунских семей, говорится о том, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.
Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь, и поддержку, включая социально-педагогическую и материальную. Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства.
Основы педагогического сопровождения опекунских семей
М.М. Семаго так определяет две
социально
основные
педагогического сопровождения:
цели
1.
Сохранение
механизмов
развития
предотвращение условий,
деформировать характер.
естественных
ребенка,
способных
2.
Формирование у ребенка
саморазвитию,
самоизменению и
потребности
саморегуляции,
самосовершенствованию.
к
Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующими
правилами:
1. Если не знаете, как взаимодействовать с ребенком, остановитесь!
Закон врачей "Не навреди" в полной мере можно отнести к педагогике и
психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какойто
промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при
врачебной ошибке. Поэтому прежде чем начинать социальнопсихолого
педагогическую деятельность с ребенком, необходимо ощутить внутреннюю
готовность оказать ему реальную помощь.
2. Устраняйте из вашего общения с ребенком те способы или формы
воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Исключите
личную неприязнь к ребенку и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий
с ним. Помните, что ваши негативные эмоции и нервозность могут свести на нет весь
положительный эффект от общения и взаимодействия с ребенком.
3. Соблюдайте принцип сотрудничества с ребенком. Функциональноролевым
следствием процесса сопровождения должна стать активная роль ребенка в системе
его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на его неудачах. Если этого не избежать, то
дайте комплексную оценку их причин.
5. Не сравнивайте ребенка с кемлибо ни в положительном, ни в отрицательном
аспектах.
Важнейшими принципами модели социальнопедагогического
сопровождения являются безусловная ценность и уникальность личности ребенка,
приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Поэтому любое
сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить ребенку.
Функции социальнопедагогического сопровождения. Они таковы:
• Восстановительная функция. Она предполагает восстановление тех
положительных качеств, которые преобладают у детей.
• Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у
детей стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той
1области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где
стремится к самореализации.
• Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех
положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей.
• Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных
характерологических изменений, которые происходят у детей.
•
Социализирующая функция. Она направлена на предоставление
возможностей ребенку для социального развития и социального познания
формирования различных навыков и умений, повышения социальнопсихологической
компетентности.
Необходимо помнить, что в рамках модели социальнопедагогического
сопровождения сможет работать только тот специалист, кто умеет видеть в каждом
ребенке уникальную личность, творчески подходить к деятельности по
сопровождению.
Для успешности этой работы необходим учет ряда факторов (А.Реан,
Н.Кузьмина).
1я группа объективные факторы. Они связаны с реальной системой и
последовательностью педагогических действий, направленных на достижение
искомого результата;
2я группа субъективные факторы. Эти факторы связаны с субъективными
предпосылками профессиональной деятельности. К ним можно отнести: мотивы,
направленность, способности, компетентность, умелость. удовлетворенность,
творчество
3я группа объективносубъективные факторы. Они связаны с
организацией социальнопедагогической среды.
Процесс социальнопедагогического сопровождения включает в себя
VII этапов:
I этап диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом
используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование
родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
II этап анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее
количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима
социальнопсихологопедагогическая поддержка;
III этап совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, ,
родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника
сопровождения;
IV этап консультирование всех участников сопровождения о путях и способах
решения проблем;
V этап решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником
сопровождения
VI этап анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (что
получилось? Что не получилось? Почему?):
2VII этап дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?)
В настоящее время в семейном законодательстве под опекой и попечительством
понимается форма устройства детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их
прав и интересов (ст. 123, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по
социальной защите детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;
попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.
Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно
большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно
объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов,
уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и
предполагает разнообразную помощь, и поддержку, включая социально
педагогическую и материальную.
Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов
опеки и попечительства. Специалист по охране прав детей, наблюдая за условиями
жизни и воспитания подопечного в семье, дважды в год оформляет отчеты (акты)
обследования ребенка. В опекунской семье ребенок сохраняет свое право на
надлежащее воспитание. Процесс адаптации во многом зависит от того, на сколько
опекуны могут создавать условия для нормальной жизни и развития ребенка. В
случае нарушения опекуном законных прав и интересов ребенка опека может быть
отменена.
Помещение ребенка в приемную семью порождает множество проблем
психологического, педагогического и социального характера. Приход ребенка в
семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей,
возникновению новых привязанностей.
что
приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Чем больше
людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Нередко бывает так, что
поведение ребенка не совпадает с ожиданиями приемных родителей и других
членов семьи, и тогда ребенок вступает в конфликтные отношения с ними.
А это означает,
Таким образом, необходимым условием успешной адаптации ребенка
сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и
приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой.
И. Золотухина так определяет задачи педагогического сопровождения в
опекунских семьях:
охрана здоровья ребенка;
адаптация к новым условиям обучения и воспитания;
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации;
поддержка в решении задач личностного и ценностносмыслового
самоопределения и саморазвития;
3коррекция нарушений эмоциональноволевой сферы, проблем взаимоотношений
со сверстниками, учителями;
развитие психологопедагогической компетентности приемных родителей[14].
Педагогическое сопровождение здесь выступает как комплексный метод, в
основе которого единство четырех функций:
диагностики существа возникшей проблемы;
информации о путях возможного решения проблемы;
консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения
проблемы;
первичной помощи при реализации плана решения.
Приемные родители должны обеспечивать основные права детей в семье:
право участвовать в вопросах жизнедеятельности семьи;
право на добровольное участие в совместной деятельности;
право на доверительное эмоциональное общение;
право на создание личного пространства и организацию свободного времени.
Диагностическая работа является важным направлением педагогического
сопровождения опекунских семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей.
Цель диагностики – информационное обеспечение процесса сопровождения
опекунских семей с целью выбора средств, методов и форм оказания помощи.
Цель проводимого экспериментального исследования выявить особенности
педагогического сопровождения опекунских семей с религиозносектантскими
установками.
Задачи исследования:
1. Провести обследование воспитательного потенциала опекунских семей.
2. Рассмотреть профессиональную компетентность и направленность работы
социального педагога с семьей.
4Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
5