Консультация для педагогов - Основы педагогического сопровождения опекунских семей

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Основы педагогического сопровождения опекунских семей, говорится о том, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь, и поддержку, включая социально-педагогическую и материальную. Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства.В консультации для педагогов - Основы педагогического сопровождения опекунских семей, говорится о том, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает разнообразную помощь, и поддержку, включая социально-педагогическую и материальную. Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства.
Иконка файла материала Основы педагогического сопровождения опекунских семей.doc
Основы педагогического сопровождения опекунских семей М.М.   Семаго   так   определяет  две социально­ основные педагогического сопровождения: цели     1.   Сохранение   механизмов развития предотвращение   условий, деформировать характер.   естественных   ребенка,   способных 2.   Формирование   у   ребенка саморазвитию,   самоизменению   и потребности   саморегуляции, самосовершенствованию. к   Для   достижения   этих   целей  необходимо   руководствоваться  следующими правилами: 1. Если не знаете, как взаимодействовать с ребенком, остановитесь! Закон   врачей   "Не   навреди"   в   полной   мере   можно   отнести   к   педагогике   и психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какой­то промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной   ошибке.   Поэтому   прежде   чем   начинать   социально­психолого­ педагогическую   деятельность   с   ребенком,   необходимо   ощутить   внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь. 2.  Устраняйте   из   вашего   общения   с   ребенком   те   способы   или   формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Исключите личную неприязнь к ребенку и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Помните, что ваши негативные эмоции и нервозность могут свести на нет весь положительный эффект от общения и взаимодействия с ребенком. 3.  Соблюдайте   принцип   сотрудничества   с  ребенком.  Функционально­ролевым следствием процесса сопровождения должна стать активная роль ребенка в системе его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом. 4. Не фиксируйте внимание ребенка на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин. 5. Не сравнивайте ребенка с кем­либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах.   Важнейшими   принципами   модели   социально­педагогического сопровождения являются безусловная ценность и уникальность личности ребенка, приоритетность   его   потребностей,   целей   и   ценностей   развития.   Поэтому   любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить ребенку. Функции социально­педагогического сопровождения. Они таковы: •  Восстановительная   функция.   Она   предполагает   восстановление   тех положительных качеств, которые преобладают у детей. •  Компенсирующая функция. Эта функция проявляется в формировании у детей стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той 1области,   которая   ему   больше   нравится,   где   он   быстрее   добивается   успехов,   где стремится к самореализации. • Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей. • Корректирующая функция. Она заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые происходят у детей. •  Социализирующая   функция.   Она   направлена   на   предоставление возможностей   ребенку   для   социального   развития   и   социального   познания  ­ формирования различных навыков и умений, повышения социально­психологической компетентности. Необходимо   помнить,   что   в   рамках   модели   социально­педагогического сопровождения сможет работать только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке   уникальную   личность,   творчески   подходить   к   деятельности   по сопровождению. Для   успешности   этой   работы   необходим   учет   ряда   факторов   (А.Реан, Н.Кузьмина). 1­я   группа   ­   объективные   факторы.   Они   связаны   с   реальной   системой   и последовательностью   педагогических   действий,   направленных   на   достижение искомого результата; 2­я группа ­ субъективные факторы. Эти факторы связаны с субъективными предпосылками   профессиональной   деятельности.   К   ним   можно   отнести:   мотивы, направленность,   способности,   компетентность,   умелость.   удовлетворенность, творчество 3­я   группа   ­   объективно­субъективные   факторы.   Они   связаны   с организацией социально­педагогической среды. Процесс социально­педагогического сопровождения включает в себя VII этапов: I этап  ­ диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется   широкий   спектр   различных   методов:   тестирование,   анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда; II этап ­ анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество   проблемных   детей   в   обследуемой   группе,   которым   необходима социально­психолого­педагогическая поддержка; III   этап  ­   совместная   разработка   рекомендаций   для   детей,   педагогов,   , родителей;   составление   планов   комплексной   помощи   для   каждого   участника сопровождения; IV этап ­ консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем; V этап ­ решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения VI   этап  ­   анализ   выполнения   рекомендаций   всеми   участниками   (что получилось? Что не получилось? Почему?): 2VII этап ­ дальнейший анализ развития ребенка (что мы делаем дальше?) В настоящее время в семейном законодательстве под опекой и попечительством понимается   форма   устройства   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, п. 1 ст. 35 ГК, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Опека   устанавливается   над   детьми,   не   достигшими   возраста   14   лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого   числа   опекунских   семей.   Опекунская   семья   является   обязательно объектом   контроля   (надзора)   со   стороны   государства   в   лице   его   органов, уполномоченных на охрану прав детей. Надзор носит систематический характер, и предполагает   разнообразную   помощь,   и   поддержку,   включая   социально­ педагогическую и материальную. Дети, переданные под опеку (попечительство) находятся под контролем органов опеки и попечительства. Специалист по охране прав детей, наблюдая за условиями жизни и воспитания подопечного в семье, дважды в год оформляет отчеты (акты) обследования   ребенка.   В   опекунской   семье   ребенок   сохраняет   свое   право   на надлежащее воспитание. Процесс адаптации во многом зависит от того, на сколько опекуны   могут   создавать   условия   для   нормальной   жизни   и   развития   ребенка.   В случае нарушения опекуном законных прав и интересов ребенка опека может быть отменена. Помещение ребенка в приемную семью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению   новых   привязанностей.   что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. Нередко бывает так, что поведение ребенка не совпадает с ожиданиями приемных родителей и других членов семьи, и тогда ребенок вступает в конфликтные отношения с ними.   А   это   означает, Таким   образом,   необходимым   условием   успешной   адаптации   ребенка­ сироты к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой. И.   Золотухина   так   определяет  задачи  педагогического   сопровождения   в опекунских семьях: ­ охрана здоровья ребенка; ­ адаптация к новым условиям обучения и воспитания; ­ предупреждение возникновения проблем развития ребенка; ­ помощь, содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; ­поддержка   в   решении   задач   личностного   и   ценностно­смыслового самоопределения и саморазвития; 3­коррекция нарушений эмоционально­волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями; ­ развитие психолого­педагогической компетентности приемных родителей[14]. Педагогическое   сопровождение   здесь   выступает   как   комплексный   метод,   в основе которого единство четырех функций: ­ диагностики существа возникшей проблемы; ­ информации о путях возможного решения проблемы; ­   консультации   на   этапе   принятия   решения   и   выработки   плана   решения проблемы; ­ первичной помощи при реализации плана решения. Приемные родители должны обеспечивать основные права детей в семье: ­ право участвовать в вопросах жизнедеятельности семьи; ­ право на добровольное участие в совместной деятельности; ­ право на доверительное эмоциональное общение; ­ право на создание личного пространства и организацию свободного времени. Диагностическая   работа  является   важным   направлением   педагогического сопровождения опекунских семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Цель   диагностики   –   информационное   обеспечение   процесса   сопровождения опекунских семей с целью выбора средств, методов и форм оказания помощи. Цель   проводимого   экспериментального   исследования   ­   выявить   особенности педагогического   сопровождения   опекунских   семей   с   религиозно­сектантскими установками. Задачи исследования: 1. Провести обследование воспитательного потенциала опекунских семей. 2.   Рассмотреть   профессиональную   компетентность   и   направленность   работы социального педагога с семьей. 4Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 5