КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»

  • Лекции
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» говорится о том, что в психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.В КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» говорится о том, что в психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.
Иконка файла материала ==Консультация для воспитателей Основы развития эмоционального развития детей.docx
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»        Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ   психологического   и   эмоционального   благополучия.   Это   и   является одной из главных задач дошкольного образования.        Признаками комфортного состояния дошкольника являются: активность, спокойствие,   жизнерадостность,   активное   участие   в   непосредственной образовательной   деятельности,   контакт   со   взрослыми   и   сверстниками, желание посещать детский сад. К показателям дискомфорта можно отнести: вялость,   проявление   тревожности, нерешительности,   нежелание   посещать   детский   сад   и   общаться   со сверстниками.   сильное   смущение,   робость,         В психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь,   бегать,   прыгать   и   т.   д.   Поэтому   дошкольники   уже   умеют   быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.              В результате этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут   возникнуть   неадекватные   эмоциональные   реакции,   поведенческие нарушения,   которые   являются   следствием   сниженной   самооценки, переживаемых   чувств   обиды   и   тревоги.   Все   эти   чувства   являются нормальными   человеческими   реакциями,   но   детям   трудно   выражать   свои эмоции должным образом.              Методик, которые направлены на выявление уровня эмоционального благополучия   детей   дошкольного   возраста,   практически   нет   в   настоящее время.        Для выявления уровня активности Н. Г. Куприна предлагает применять  диагностическое задание «Старинный танец»: Педагог   выбирает   двух   или   трех   ведущих   (как   правило,   детей,   которым нравится   быть   в   центре   внимания,   нравится   выступать,   придумывать оригинальные   движения).   Ведущие   стоят   в   центре   круга   на   некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.Для диагностики степени позитивного (ППС) и негативного (НПС)  психического состояния, «Паровозик» С. В. Велиевой: Применяется индивидуально с детьми с 2, 5 лет. Стимульный материал: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков  (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).  Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Инструкция: «Рассмотрите все вагончики. Надо построить необычный поезд.  Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь  выбери из оставшихся самый красивы» и т. д. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводя оставшиеся вагончики. Фиксируется: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. Обработка данных: полученных с помощью методики при индивидуальном  обследовании, проводится следующим образом. Присваивается 1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на  вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый зеленый ­ на шестую. 2 балла присваивается, если ребенок ставит фиолетового цвета на первую  позицию; черный, серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый – на седьмую; синий – на восьмую. 3 балла присваивается, если черный, серый, коричневый вагончик поставлен  на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию. Суммируйте баллы. 1­3 балла – позитивное психическое состояние (ППС) ; 4­6 балла – негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс) ;7­9 балла – негативное психическое состояние средней степени (НПС сс) ; Больше 9 баллов – НПС высокой степени (НПС вс) . Для определения уверенности детей можно применить методику «Какой я? »  (автор Немов Р. С.) : Данная методика направлена на определение способности детей к само  оцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный,  послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный.  Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам,  на которые он может ответить: ­ да (присваивается 1 балл), ­ нет (присваивается 0 баллов), ­ не знаю и иногда (присваивается 0, 5 баллов). После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое  соотносится со следующими показателями. 10 баллов – очень высокий уровень, 8­9 баллов – высокий уровень, 4­7 баллов – средний, 2­3 балла – низкий уровень, 0­1 балл – очень низкий уровень. Для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г.  П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко. Она предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе  сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей. Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается  в 1 балл 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем­то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность — 15—20 баллов Средняя — 7—14 баллов Низкая — 1—6 баллов. Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е. О.  Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой. Коммуникации со сверстниками – метод проблемных ситуаций (ситуация  «Мозаика»). В заключении можно сказать, что эмоциональное благополучие – это  обязательный и необходимый процесс, который сопровождает ребенка, с  приходом в дошкольное учреждение и на протяжении всей его дальнейшейжизни. Важнейшую роль играют в организации эмоционального благополучия  не только педагоги и воспитателей, но и родители. Литература 1. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка  дошкольного возраста. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун­т им В. П.  Астафьева, 2008. 2. Фрайфельд И. В. Эмоциональное благополучие как условие развития  физических качеств детей 4­5 лет в процессе двигательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 3. Художественно­творческая деятельность как фактор социально­ личностного развития детей. Материалы международной научно­ практической конференции, Екатеринбург, 27­28 октября 2014 г. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь