В КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» говорится о том, что
в психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.В КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» говорится о том, что в психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Основы развития эмоционального развития детей дошкольного
возраста»
Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание
основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является
одной из главных задач дошкольного образования.
Признаками комфортного состояния дошкольника являются: активность,
спокойствие, жизнерадостность, активное участие в непосредственной
образовательной деятельности, контакт со взрослыми и сверстниками,
желание посещать детский сад. К показателям дискомфорта можно отнести:
вялость,
проявление тревожности,
нерешительности, нежелание посещать детский сад и общаться со
сверстниками.
сильное смущение,
робость,
В психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста
существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в
первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться,
шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть
сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у
них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают
огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение
психического и физического здоровья.
В результате этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников
могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие
нарушения,
которые являются следствием сниженной самооценки,
переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются
нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои
эмоции должным образом.
Методик, которые направлены на выявление уровня эмоционального
благополучия детей дошкольного возраста, практически нет в настоящее
время.
Для выявления уровня активности Н. Г. Куприна предлагает применять
диагностическое задание «Старинный танец»:
Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым
нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать
оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором
расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.Для диагностики степени позитивного (ППС) и негативного (НПС)
психического состояния, «Паровозик» С. В. Велиевой:
Применяется индивидуально с детьми с 2, 5 лет.
Стимульный материал: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков
(красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).
Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотрите все вагончики. Надо построить необычный поезд.
Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь
выбери из оставшихся самый красивы» и т. д.
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения.
Чем младше ребенок тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводя
оставшиеся вагончики.
Фиксируется: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных: полученных с помощью методики при индивидуальном
обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается 1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на
вторую позицию;
черный, серый, коричневый – на третью;
красный, желтый зеленый на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок ставит фиолетового цвета на первую
позицию;
черный, серый, коричневый – на вторую позицию;
красный, желтый, зеленый – на седьмую; синий – на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый, коричневый вагончик поставлен
на первую позицию;
синий – на седьмую;
красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Суммируйте баллы.
13 балла – позитивное психическое состояние (ППС) ;
46 балла – негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс) ;79 балла – негативное психическое состояние средней степени (НПС сс) ;
Больше 9 баллов – НПС высокой степени (НПС вс) .
Для определения уверенности детей можно применить методику «Какой я? »
(автор Немов Р. С.) :
Данная методика направлена на определение способности детей к само
оцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный,
послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный.
Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам,
на которые он может ответить:
да (присваивается 1 балл),
нет (присваивается 0 баллов),
не знаю и иногда (присваивается 0, 5 баллов).
После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое
соотносится со следующими показателями.
10 баллов – очень высокий уровень,
89 баллов – высокий уровень,
47 баллов – средний,
23 балла – низкий уровень,
01 балл – очень низкий уровень.
Для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г.
П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
Она предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе
сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя,
родителей ребенка и воспитателей.
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается
в 1 балл
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чемто.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е. О.
Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой.
Коммуникации со сверстниками – метод проблемных ситуаций (ситуация
«Мозаика»).
В заключении можно сказать, что эмоциональное благополучие – это
обязательный и необходимый процесс, который сопровождает ребенка, с
приходом в дошкольное учреждение и на протяжении всей его дальнейшейжизни. Важнейшую роль играют в организации эмоционального благополучия
не только педагоги и воспитателей, но и родители.
Литература
1. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка
дошкольного возраста. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. унт им В. П.
Астафьева, 2008.
2. Фрайфельд И. В. Эмоциональное благополучие как условие развития
физических качеств детей 45 лет в процессе двигательной деятельности: дис.
… канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
3. Художественнотворческая деятельность как фактор социально
личностного развития детей. Материалы международной научно
практической конференции, Екатеринбург, 2728 октября 2014 г.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь