консультация для педагогов Особенности моделирования и оптимизации процесса речевого развития дошкольников.

  • Аудио
  • Семинары
  • docx
  • 03.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком.
Иконка файла материала Особенности моделирования и оптимизации процесса речевого развития дошкольников..docx
Особенности моделирования и оптимизации процесса речевого развития дошкольников. Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой  работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса  речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает  возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук,  слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с  ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. процесс решения  мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних  средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное  моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использование моделирования в процессе развития речи имеет два  аспекта: – служит определенным методом познания; – является программой для анализа новых явлений. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в  определенной последовательности с повышением доли самостоятельного  участия дошкольников в этом процессе. Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие  дидактические задачи: ­ знакомство с графическим способом представления информации; ­ формирование навыка дешифровки модели; ­ формирование навыка самостоятельного моделирования.Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково­ символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый  учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью  ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное  место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый  компонент умения учиться, а правильная речь ­ один из показателей  готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и  чтения. Ведение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более  целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный  словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и  совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции  предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений  частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико­ грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети  знакомятся с графическим способом предоставления информации ­ моделью.  В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного  характера: ­ геометрические фигуры; ­ символические изображения предметов (условные обозначения,  силуэты, контуры, пиктограммы); ­ силуэтные и предметные картинки. Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного  моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых  сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов.  Умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий  сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательногорассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень  несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных  рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает  составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и  последовательными. Основу описательного рассказа составляют конкретные  представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.  Элементами модели описательного рассказа становятся символы­заместители  качественных характеристик объекта: ­ принадлежность к родовидовому понятию; ­ величина; ­ цвет; ­ форма; ­ составляющие детали; ­ качество поверхности; ­ материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); ­ как он используется; ­ эмоциональное отношение; Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с  опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно  поставленных вопросов с опорой на схему.  Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить  детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах,  анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в  соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового  анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения и  более успешно подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.