Консультация для педагогов - ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

  • Лекции
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов - ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, говорится о том, что на основе этого принципа пескотерапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.Консультация для педагогов - ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, говорится о том, что на основе этого принципа пескотерапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.
Иконка файла материала =Песочная игротерапия с дошкольниками.doc
ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.       Просто сыграем, как делают дети, Что "вне игры", то для них ­ мишура, Это сладчайшее дело на свете ­ Общая наша игра!             Многие родители  часто задают себе и специалистам вопрос: "Когда начинать учить ребенка?" Одни говорят ­ еще в утробе матери; другие ­ не учите вообще, школа научит; третьи посоветуют отдать вашего любимца в руки грамотных специалистов,   как   только   он   начнет   ходить   и   говорить. Сделать выбор непросто. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: "Кожей чувствую". Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размазать ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно   все   попробовать   "на   зуб";   но   главное   ­   их   просто   тянет   к   тому, что нельзя. Безусловно,   И мы вынуждены как   заботливые   родители   и   педагоги   ставить   перед   ребенком   череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет "Стена Плача", отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.   все   это   доставляет   взрослым   множество   хлопот. Как же сохранить связь между нашими мирами, предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Давайте обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка ему хочется творить что­то свое; ломать, чтобы ощутить собственную силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается "семья". Все это ­ мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это ­ отражение нашего Взрослого мира. Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок ­ первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это ­ традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы. Игры на песке ­ одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать. Часто на наши вопросы "Зачем вам это нужно?", "Как вы с детьми играете в песок?" многие работники отвечают: "Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой, как летом, а играть с ними специально не надо ­ они это  делают  сами".  Интересно, что  педагоги  подошли  к  таинству "песочной  терапии", в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх, интуитивно. 1Принцип "терапии   песком" был   предложен   еще   Карлом   Густавом   Юнгом, замечательным   психотерапевтом,   основателем   аналитической   терапии.   Быть   может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому   Юнгу   эту   идею.   Ведь   многие   психологи   видят   в   отдельных   крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе ­ воплощение Жизни во   Вселенной.   Наблюдения   и   опыт   показывают,   что   игра   в   песок   позитивно   влияет   на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром   Маргарет   Ловенфельд.   В   игровом   помещении   созданного   ею   Лондонского института детской  психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с   песком   они   называли   "миром".   Поэтому   М.   Ловенфельд   назвала   свой   игровой   метод "мировой методикой". Формированием   концепции   "песочной   терапии"   (или   "sand­play")   занимались   в основном   представители   юнгианской   школы,   например,   швейцарский   аналитик   Дора Калфф. Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами и была создана система песочных игр, направленная на обучение и развитие личности в целом. Ей посвящена Часть I нашей книги, которая так и называется "Песочная игротерапия. Коррекционные и развивающие игры с дошкольниками". Часть II ­ "Обучение и коррекция умственно отсталых молодых людей. Адаптирующие игры"   ­   адресована   как   родителям   "особых   детей",   так   и   преподавателям   центров временного   пребывания,   реабилитации   и   коррекции,   классов   и   групп   "особый   ребенок" образовательных учреждений. Предлагаемые в ней игровые методики помогут в воспитании и социальной адаптации умственно отсталых детей и молодых людей. Родители умственно отсталых детей часто задают вопрос: что можно сделать, чтобы их ребенок стал более самостоятельным, смог бы сам о себе позаботиться, особенно тогда, когда родных и близких не будет рядом. Помочь в этом могут специально подобранные индивидуальные игры, имеющие большое значение для обучения и коррекции, как детей, так и вполне взрослых молодых людей с умственной отсталостью. Для преподавателей и воспитателей, имеющих дело с умственно отсталыми детьми и молодыми людьми в центрах временного пребывания, реабилитации и коррекции, а также в специализированных   центрах   или   же   группах,   мы   предлагаем   несколько   сценариев групповых   игровых   занятий,   пригодных   для   детей   с   самым   разным   уровнем   развития интеллекта. Для   проведения   предлагаемых   игр,   как   индивидуальных,   так   и   групповых,   вам   не понадобятся   сложные   или   дорогостоящие   пособия   ­   вы   вполне   обойдетесь   теми предметами, которые без труда можно найти в каждом доме или даже просто подобрать на улице. Хочется особо отметить, что все игры и упражнения, предлагаемые в Части II нашей книги, могут быть использованы и при работе с дошкольниками, не имеющими отклонений в развитии.   2Часть   I.   Песочная   игротерапия.   Коррекционные   и   развивающие   игры   с дошкольниками Основные принципы организации игр на песке • Создание естественной стимулирующей среды, в ко торой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для   этого   мы   подбираем   задание,   соответствующее   возможностям   ребенка; формируем   инструкцию   к   играм   в   сказочной   форме;   исключаем   негативную   оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход. •   "Оживление"   абстрактных   символов:   букв,   цифр,   геометрических   фигур   и   пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. • Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На   основе   этого   принципа   осуществляется   взаимный   переход   Воображаемого   в Реальное   и   наоборот.   Например,   оказавшись   в   роли   Спасителя   Принцессы,   ребенок   не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные   фигурки.   Так   он   на   деле   убеждается   в   правильности   или   ошибочности принимаемых решений. Что нужно для игры в песок Что   нужно   для   игры   в   песок?   А   нужно,   в   сущности,   так   мало:   Любовь,   желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. Так что же понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр? 1. Водонепроницаемый   деревянный   ящик. Его   подбирают   с   учетом   величины группы ­ количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3­4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер ­ 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком. Песочные   терапевты   называют   ящик   с   песком   "подносом"   ­   для   удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно   деревянным,   однако   возможно   использование   и   других   материалов. Для   занятий   с   большими   группами   детей   потребуется   поднос   значительно   большего размера. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта ­ небо. 2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он   не   должен   быть   ни   слишком   крупным,   ни   слишком   мелким.   Песком   заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую "линию горизонта". 3. "Коллекция"   миниатюрных   фигурок (высотой   желательно   не   более   8 сантиметров).   Чем   она   больше   и   разнообразнее,   тем   лучше.  В   набор   игрушек   могут войти: 31. куклы­человечки; 2. здания: дома, школы, церкви, замки; 3. животные: домашние, дикие, доисторические и пр.; 4. машины: сухопутные, водные, космические, фантастические; 5. растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; 6. постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; 7. естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; 8. символические   предметы:   источники   для   загадывания   желаний,   ящики   с сокровищами, драгоценности и др.; 9. сказочные герои: злые и добрые; 10. живая зелень и пр.; 11. домашняя утварь, флаконы из­под духов, гаечки, болтики и др.; 12. пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей "коллекции". Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из "Киндер­сюрприза", деталями конструкторов   и   пр.).   Если   для   занятий   каких­либо   фигурок­образов   не   хватит,   то   их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги. Первая глава Части I нашей книги посвящена ОБУЧАЮЩИМ играм. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте. Вторая глава поведет вас в страну ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  игр. С их помощью дети узнают   о   том,   как   многогранен   наш   Мир,   познакомятся   с   историей   своего   города, историческими событиями и героями. Особое   внимание   уделено   в   книге   ПРОЕКТИВНЫМ   играм.   Им   посвящена   третья глава Части I. Вы узнаете о том, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком,   откроете   потенциальные   возможности   ребенка,   увидите   творческий   полет   его фантазии, шагнете вместе с ним в Мир Детства, научитесь вместе с ребенком сочинять и разыгрывать сказки. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры, по сути, являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Поэтому мы и назвали предлагаемые игры ПРОЕКТИВНЫМИ. Проективные   игры   можно   проводить   индивидуально   и   в   группе,   с   их   помощью осуществляются   психологическая   диагностика,   коррекция   и   развитие   ребенка. Очень непросто разобраться в себе самом, а тем более соприкоснуться и ощутить "трепет" души другого. Безусловно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Но как же быть с крылатой фразой: "Язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли"? Язык желаний и чувств   ближнего   часто   является   иностранным   даже   для   нас,   взрослых.   А   как   же   быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать   взрослому   о   своих   переживаниях?   Как   реализовать   ему   свой   творческий потенциал, как приоткрыть перед нами тайны своей души? Психологи скажут, что самое главное ­ "спроецировать" свой внутренний мир вовне. Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, ребенок расстраивается и плачет оттого,   что   не   смог   выразить   то,   что   хотел.   А   вот   в   играх   с   песком   все   становится возможным.   Проигрывая   взволновавшие   его   ситуации   с   помощью   игрушечных   фигурок, создавая   картину   из   песка,   ребенок   освобождается   от   напряжения   и   бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою 4очередь,   получаем   уникальную   возможность   реально   увидеть   внутренний   мир   ребенка, ландшафт его души. Как это сделать, вы скоро узнаете. Свой первый коммуникативный опыт ребенок получает опять­таки в процессе игры с песком.   Едва   научившись   ходить,   наши   малыши   с   удовольствием   "ковыряются"   в песочнице. Кто­то лепит куличики и строит дома, а кто­то с удовольствием разрушает созданное,   швыряет   песок   в   лицо   другим.   Наблюдая   за   тем,   как   ведет   себя   ребенок   в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, зачастую неожиданные качества. Одни   могут   ужасать   их,   другие   ­   радовать.   Что   же   огорчает   и   озадачивает   нас?   Как правило, то, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки,   прогонять.   Что   делаем   мы   в   этой   ситуации?   Один   попытается   "восстановить справедливость" и "покарать" обидчика своего чада; другой уводит рыдающего малыша домой, оставляя его с чувством горечи и невысказанного протеста; третий сразу начнет учить "давать сдачи"; а кто­то поступит по принципу: "Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать". Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно­ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему. Молодые мамы часто приходят к психологу с вопросами: "Мой сын не умеет общаться с детьми ­ в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?" или "Мой сын не умеет общаться с другими детьми ­ в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит. Что делать?" Оказывается, и "агрессор" и "тихоня" проблемны. Почему? Потому что у них обоих не сформированы, как сказали бы психологи, коммуникативные навыки. То есть умение нормально общаться. Так   что   же   происходит   в   бессознательном   ребенка,   когда   он   играет   в   песок? Оказывается, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт своего внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные   сказочные   сюжеты,   маленький   человечек   приобретает   бесценный   опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде "концентрата" попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может ребенком и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И   наступает   момент   (срок   для   каждого   индивидуален),   когда   мы   можем   заметить   в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное   явление,   "круговорот   переносов   в   природе".   Сначала   внутренняя   реальность переносится вовне ­ на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний  мир, где перерабатывается  бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее. 5Источник:  Грабенко   Т.   М.,   Зинкевич­Евстигнеева   Т.   Д.   Коррекционные,   развивающие адаптирующие игры.­ СПб.: «ДЕТСТВО­ПРЕСС»                           Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 6