Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Оценка 4.8

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа +1
Все классы
07.05.2017
Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Я представляю вам консультацию для педагогов по теме: "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста", где описываю развитие сенсорных способностей, уровни развития восприятия у ребенка, характерные черты сенсорного развития, виды восприятия и методы для сенсорного развития дошкольника. Данная консультация предлагается для помощи педагогу в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов.docx
Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность   и   осмысленность   восприятия   невелики.   Ребенок,   действуя   с предметами,   зачастую   ориентируется   на   отдельные,   бросающиеся   в   глаза признаки,   а   не   на   сочетание   сенсорных   характеристик   (так   и   пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.). На первом году жизни   наиболее   интенсивно   формируется   восприятие   величины   и   формы предметов.   Что   же   касается   цвета,   то   несмотря   на   свою   эмоциональную привлекательность,   его   восприятие   наиболее   сложно   с   точки   зрения осуществления практических действий с цветом. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с   овладением   такими   функциями,   как   сравнение,   сопоставление.   Уровень сенсорного   развития   таков,   что   у   ребёнка   оказывается   сформированным умение   правильно   выделять   свойства   предметов   и   узнавать   предметы   по сочетанию   свойств.   Характерной   чертой   сенсорного   развития,   особенно   в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок   ориентируется   в   форме   предметов,   когда   в   качестве   образца выступают   «опредмеченные»   слова­названия.   Например,   предметы   круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств   знакомых   конкретных   предметов,   а   не   ряды   основных   сенсорных эталонов. Наиболее   характерны   для   ребёнка   этого   возраста   способы   восприятия, позволяющие   сравнивать   свойства   предметов   при   выполнении   действий   с ними.   Особо   ярко   это   проявляется   при   действиях   ребёнка   со   сборно­ разборными   игрушками   –   пирамидками,   матрёшками,   грибочками.   Именно многократные   сравнения   позволяют   ребёнку   достигать   практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.). Первоначально   сравнение   является   приблизительным:   ребёнок примеривается,   пробует   и   через   ошибки   и   их   исправление   достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года и 9 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и переходит переход к  зрительному  восприятию.  Это  новый  этап  сенсорного  развития,  который свидетельствует  о  переходе   внешних  действий  во  внутренний   психический план. На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое   восприятие.   Особенно   важное   значение   имеет   развитие   речевого, Совершенствование фонематического   слуха,   осуществляемого   в   процессе   речевого   общения   с окружающими. восприятия осуществляется   вместе   со  зрительным   восприятием   и  развитием   движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление. Основной   задачей   сенсорного   развития   является   создание   условий   для формирования   восприятия   как   начальной   ступени   познания   окружающей действительности.     осязательного Специально   созданные   условия   –   в   процессе   проведения   занятий   и   в повседневной   жизни   –   позволяют   обеспечить   накопление   разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой ­ маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый,   жёлтый,   зелёный,   синий,   фиолетовый,   чёрный,   белый).   В результате   становится   возможным   формировать   умение   выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.  Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Основным   методом   организации   игр­занятий   является   побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям,   изготовленным   из   дерева   (матрёшки,   большие   и   маленькие, пирамидки,   кубы­вкладыши,   доски   с   отверстиями   разной   величины   или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго   года   жизни).Именно   деревянные   игрушки   важны   для   сенсорного развития:   их   фактура,   устойчивость   при   манипулировании,   выполнении элементарных   действий   с   ними   удобны   для   игр­занятий   с   детьми   раннего возраста. Наиболее   удобны   для   захватывания   вкладыши   и   другие   детали дидактических   пособий   размером   не   менее   3   и   не   более   4,5   см,   что соответствует   размерам   ладони   малыша,   Разница   между   большими   и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине.  Оптимальная  толщина  (высота)  предметов  – 1 см. При  большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат т и.п. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией   цвета.   В   повседневной   жизни   детям   надо   давать   возможность наблюдать   за   формой,   цветом,   пропорциями   предметов,   явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие   познавательного   развития,   правильной   и   быстрой   ориентировки   в бесконечно   меняющимся   окружении,   эмоциональной   отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития. Использование «опредмеченных» слов­названий обусловлено   тем,   что   ребёнку   бесполезно   говорить   о   прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают уже в первые 2­ 3   месяца.   На   втором   году   жизни   дети   усваивают   форму   как   признак предметов:   они   легко   выбирают   необходимые   детали   для   строительного набора для «крыши» и т.д. Словарный   запас   весьма   ограничен   и  очень   сильно   отстаёт   от   развития восприятия, поэтому наряду с «опредмеченными» словами­названиями форм дети   легко   усваивают   слова,   способствующие   развитию   восприятия   типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, ­ очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам. К   концу   второго   года   жизни   дети   начинают   повторять   за   взрослым названия отдельных цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово­название существует само по себе, а конкретная цветовая характеристика   –   сама   по   себе.   В   лучшем   случае   ребёнок   механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может иногда им воспользоваться. Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок понимает суть этих слов. Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. Дети с рождения   различают   все   цвета   спектра   и   даже   некоторые   оттенки,   но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению. При   подборе   дидактических   материалов   необходимо   стремиться   к одинаковой   насыщенности   цвета.   Если   красный   цвет   яркий,  то   такими   же насыщенными, яркими должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета.   В   противном   случае   ребёнок   с   нарушением   цветового   восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Постепенность, последовательность в усложнении заданий, направленных на сенсорное развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более   старших.   В   течение   второго   года   жизни   при   целенаправленном сенсорном воспитании  у ребёнка наблюдается положительное отношение к действиям   с   предметами   разной   величины,   формы,   цвета.   Он   подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место,   обнаруживая   новые   параметры   предметного   мира.   В   процессе   игр­ занятий по сенсорному воспитанию у ребёнка оказываются сформированными приёмы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний, переходя из внешнего лана во внутренний.  Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий   –   характерен   ускоренный   темп   сенсорного   развития.   В   данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года жизни, в основном направлена   на   обследование   величины,   формы,   фактуры   предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей. У   ребёнка   на   третьем   году   жизни   появляется   стремление   более   чётко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического   материала   с   удовольствием   рассматривает   его,   слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят, и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.  Более свершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом. На   третьем   году   жизни   задачи   сенсорного   развития   существенно усложняются,   что   связанно   с   общим   психофизическим   развитием,   прежде всего   началом   формирования   новых   видов   деятельности   (игровой, элементарной   продуктивной   и   др.).   В   связи   с   этим   необходимо   создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально  организованных  игр­занятий,  так  и  в  повседневной   жизни.  При этом   важно,   чтобы   представления   о   сенсорных   свойствах   и   качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. После 3­х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми   сенсорными   эталонами   и   способами   их   потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов­названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению. В  результате систематической  работы  по  сенсорному воспитанию  детей раннего   возраста   у   них   оказывается   сформированными   умения   и   навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие   признаки   предметов   и  явлений   при  выполнении   ряда  практических действий. Группируют   в   соответствии   с   образцом   предметы   по   цвету,   форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.). Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев). Обозначают   различные   предметы   в   соответствии   с   их   характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет). Активно   используют   «опредмеченные»   слова­названия   для   обозначения формы   (кирпич,   мяч,   шар,   крыша,   яйцо,   огурец),   цвета   (трава,   апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев). Отбирают   предметы   необходимой   формы   или   цвета   для   развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски­«кирпичики» или кубики   определённого   цвета,   подбирают   детали   нарядов   для   кукол   в соответствии с цветом их одежды). Начинают   активно   пользоваться   общепринятыми   словами­названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».

Консультация для педагогов по теме: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017