Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +1
Детсад
18.03.2018
Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»
Проявления синдрома гиперактивности начинают беспокоить родителей с первых дней жизни: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, температуре), плохо спят, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены.Пожалуй никакие другие нарушения при СДВГ не вызывают так много нареканий со стороны взрослых, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Родители гиперактивных детей часто жалуются, что их дети не имеют друзей, сверстники отвергают их, отказываются с ними играть или контактировать.
портрет ребенка СДВГ.doc
Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка» Проявления   синдрома   гиперактивности   начинают   беспокоить   родителей   с первых   дней   жизни:   дети   часто   имеют   повышенный   мышечный   тонус,   чрезмерно чувствительны ко всем внешним раздражителям (свету, шуму, температуре), плохо спят, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены. В 3—.4 года становится очевидной неспособность ребенка сосредоточиться на чем­либо:   он   не   может   дослушать   сказку,   играть   в   игры,   требующие   даже минимального уровня произвольной деятельности. Ребенок   любопытен,   но   не   любознателен.   Он   на   все   смотрит,   все   слушает, трогает, щупает, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимый   опыт.   Его   знания,   рассуждения,   умозаключения   поверхностны,   по­ скольку основополагающее детское «почему? » удовлетворяется первыми словами без попыток постижения сути. В результате ориентация сводится к поверхностным представлениям о предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных отношений. Ребенок всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на месте даже во время принятия пищи. Его руки постоянно в движении: что­то мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На нем «горит» одежда и обувь.   Он   все   теряет.   Делает,   не   задумываясь   о   последствиях.   Часто   проявляет агрессивность. Плохого не замечает (не знает, что это плохо). Не помнит обиды, и хотя   поминутно   ссорится   со   сверстниками,   тут   же   мирится   с  ними.  От   избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в коллективе. Пожалуй   никакие   другие   нарушения   при   СДВГ   не   вызывают   так   много нареканий со стороны взрослых, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку больше всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя самого спокойного взрослого. Никому не делают столько замечаний, никого столько не  наказывают, сколько   его.  В результате  ребенок  ожесточен   и часто   становится лидером в группе детей с демонстративно отклоняющимся поведением. Основным симптомом, согласно новому названию, является признак «нарушения внимания»: ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком­либо занятии, его внимание перескакивает  с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, не закончив его. Следует отметить, что нарушения внимания встречаются в 100% случаев при данном   заболевании,   а   двигательная   расторможенность   —   довольно   часто,   но   не всегда. Когда   говорят   «дефицит   внимания»,   то   под   этим   понимают   неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребенок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в ее выполнении, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не   может   работать   вместе   со   всем   классом,   ему   трудно   вспомнить   инструкцию учителя. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения. О   дефиците   внимания   у   своего   ребенка   родители   обычно   узнают   в   начале первого года обучения. Часто только учитель ставит их об этом в известность. На уроке эти дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или зрительные раздра­ жители, которых другие ученики не замечают. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами. Так   как   внимание   является   одной   из   важнейших   психических   функций, обеспечивающих успешность обучения, то в конце первого полугодия гиперактивные дети   уже   заметно   отстают   в  учебе  от   других   детей.  Их   повышенная   активность, неспособность   сосредоточиться   на   чем­либо,   а   также   нарушения   восприятия, недостаточность   речевого   развития   создают   основу   для   возникновения   учебных трудностей. Хотя психологи отмечают у них средний или даже выше среднего коэф­ фициент интеллекта. Какие еще факторы кроме сниженного внимания влияют на успеваемость этих детей? Специалисты   отмечают   у   них   нарушения   памяти,   сниженную   умственную работоспособность,   повышенную   утомляемость.   Эти   отклонения   проявляются прежде всего на занятиях в школе. Ребенок на уроке часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из­за непонимания, а из­за невнимательности.   Рассеянность   увеличивается   по   мере   выполнения   задания,   что свидетельствует   о   повышенной   утомляемости   нервной   системы.   Продуктивность работы   таких   детей   в   классе   очень   низкая.   Основные   характеристики   внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объем — ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышления снижен, ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом.   Характерная   черта   умственной   деятельности   детей   с   синдромом   — цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превы­ шает   5—15   мин,   по   истечении   которого   они   теряют   контроль   над   умственной активностью. Какое­то время (3 — 7 мин) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5—15 мин, после чего   мозг   снова   «отключается»,   и   произвольное   управление   интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным. Такие   особенности   умственной   деятельности   в   сочетании   с   нарушениями восприятия,   речевого   развития,   координации   рук   способствуют   возникновению   у детей с синдромом трудностей  в освоении чтения, письма, счета. Это отнюдь не связано   с   дефектом   интеллекта.   Имея   неплохие   интеллектуальные   способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным навыкам, художественно­изобразительному   искусству.   Определенные   отклонения   в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что­либо делать, приводят у них к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит — к учебной деятельности. При   существующей   организации   учебного   процесса   в   школах,   нагрузки, посильные   для   здоровых   школьников,   оказываются   чрезмерными   для   детей   с подобными отклонениями. В ходе трехлетних наблюдений авторами было установлено, что уже на первом году   обучения   в   конце   2­й   четверти   до   30%   детей   с   дефицитом   внимания   и гиперактивностью отстают в учебе от других учеников, а к концу года становятся не­ успевающими. Тщательный анализ литературы по данному вопросу показал, что 10% детей с этим заболеванием не удовлетворяли критериям школьной успеваемости. С другой стороны   у   1/3   детей,   которые   плохо   учились,   было   выявлен   синдром   дефицита внимания и гиперактивности. Последние данные свидетельствуют о более высоких цифрах: от 49 до 92% детей с синдромом учились плохо, у 40 — 80% неуспевающих школьников выявлялось это заболевание. Проблемы   внимания   в   8   из   10   случаев   сопровождаются   повышенной двигательной   активностью.   Специалистами   этот   симптом   определяется   как повышенная реактивность или двигательная расторможенность, то есть активность, понимаемая как самостоятельно направляемая деятельность, у этих детей развита слабо. Именно высокая реактивность ребенка, прежде всего, отмечается родителями и учителями   при   характеристике   его   поведения.   Как   правило,   чаще   всего гиперактивность свойственна мальчикам. Сказать, что они просто непоседливы — значит не сказать ничего. Они подвижны как ртуть. На месте такому ребенку не сидится, он постоянно крутится и вертится, он весь как «на иголках», ему надо поучаствовать во всех делах, он «в каждой бочке затычка». Кажется, он успевает все — и поболтать с соседом, и дернуть за косичку соседних девчонок, показать свои игрушки всему классу и постоять у доски... Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо от того, чем занимаются: математикой или физкультурой. На занятиях физкультурой они в один миг успевают начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди   всех   для   выполнения   задания.   Недаром   их   называют   «вечными двигателями».   Однако   результативность   подобной   «брызжущей»   активности невысока,   а   многое   начатое   просто   не   доводится   до   конца.   Внешне   создается впечатление,   что   ребенок   очень   быстро   выполняет   задание,   и,   действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, мало мотивирована и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления   «сверхактивность»   выражается   в   истериках,   беспричинных   приступах раздражения, плаксивости. Учителя   начальных   классов   ласково   называют   гиперактивных   детей «шустриками», «моторчиками», однако именно они доставляют больше всего хлопот. Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции   его   проявлений   являются   нарушения   эмоциональной   сферы.   Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего   контроля   и   саморегуляции   поведения.   Ребенок   проявляет повышенную эмоциональную активность, которая часто выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик — постоянная головная боль для учителя. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В психическом отношении они отстают в своем развитии (парциальные задержки развития на 1,5 — 1,7 года), однако стремятся руководить. В отношении сверстников такие   дети   агрессивны   и   требовательны,   эгоистичны.   Не   всегда   они   умеют сочувствовать   и   сопереживать.   Не   любят   уступать   в   чем­либо   и   никогда   не признаются в своей  неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу. Из­за   неприязни   со   стороны   сверстников,   из­за   стремления   верховодить   они часто   вынуждены   общаться   с   самыми   «покладистыми»   или   с   более   младшими детьми. Родители гиперактивных детей часто жалуются, что их дети не имеют друзей, сверстники отвергают их, отказываются с ними играть или контактировать. Гиперактивный ребенок досаждает не только детям, но и взрослым. В сравнении с другими детьми он легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое общение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание. Часто применяет для этого неадекватные приемы.  Исследования показали, что две трети детей с синдромом — это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи: а)   с   неблагополучной   экономической   обстановкой   (один   или   оба   родителя безработные,   неудовлетворительные   материально­бытовые   условия,   отсутствие постоянного места жительства); б)   с   неблагоприятной   демографической   ситуацией   (неполные   и   многодетные семьи, отсутствие обоих родителей); в) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и   конфликты   между   родителями,   трудности   во   взаимоотношениях   между   роди­ телями и детьми, жестокое обращение с ребенком); г) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией,   психическими   заболеваниями,   ведут   аморальный   образ   жизни, совершают правонарушения). В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая   запущенность   способствует   отставанию   ребенка   в   психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2 — 3 год   обучения   попадают   в   классы   коррекции,   потому   что   родители   совсем   не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации   —   эмоционального   «голода»   —   вследствие   недостатка   материнской ласки и нормального человеческого общения.

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов «Портрет гиперактивного ребенка»

Консультация для педагогов  «Портрет гиперактивного ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018