В консультации для педагогов - Правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы, говорится о том, что если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то, что ближе ему по настроению. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.В консультации для педагогов - Правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы, говорится о том, что если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то, что ближе ему по настроению. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
Консультация для педагогов
Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании
мандалы:
Если запланирована работа с мандаламираскрасками, то предлагается несколько
– пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то, что ближе ему по
настроению.
Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.
Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски,
пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.
Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и
удовлетворения работой.
Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанные с
процессом работы.
Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка,
взрослого без его согласия.
Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и
созданной.
После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах,
переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату
(допускаются корректные наводящие вопросы)
Мандала — это нечто большее, чем просто рисунок, выполненный на бумаге, ткани
или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое.
Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а
сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира.
Творческая работа с мандалой изза её концентрической структуры привносит
нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и
спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же «круглым» и цельным, как
мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт
терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.
Создание мадалы это традиционная восточная практика, ритуальное действие, в
котором содержится несколько смысловых уровней. Начиная с цели и времени ее
создания, выбора материала, размера, цвета, композиции, через сам процесс
медитативной реализации бессознательного образа и до получения результата,
переживания мистического восторга, его осмысления и последующего разрушения
созданной композиции (из песка, пластика, глины, соли, бросового материала).
Приложением представлены мандалы, сделанные детьми разных возрастов в период
индивидуальной коррекции их эмоциональных и личностных нарушений. Это
позволяло мне при работе с тяжелейшими эмоциями, психотравмами, физическими
страданиями сохранять собственную целостность и ресурсное состояние.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
2