Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы
Оценка 4.7

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
30.01.2017
Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы
Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь сразу чувствуешь, что каждая вещь находится именно на том месте, где и должна находиться, а малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно.
Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы.docx
Предметно­развивающая среда и оборудование первой младшей группы Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе,  малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие  дошкольника во многом зависит от рациональной организации  предметной среды в групповом помещении. Здесь сразу чувствуешь, что  каждая вещь находится именно па том месте, где и должна находиться, а  малышам и взрослым в помещении комфортно и интересно. Пространство для познавательной деятельности оформляется с учетом  психолого­педагогических, эстетических и санитарно­гигиенических тре­ бований. Интерьер помещений для детей 3­го года жизни имеет свои особенности и планируется так же, как и в более ранних периодах детства, но исходя из  возрастного состава детей и задач воспитания. Возросшие двигательные возможности детей требуют пространства.  Поэтому по­прежнему предметно­пространственная среда предполагает  просторное передвижение, требует расширения игрового поля, где должно  хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно­ отобразительных ситуативных игр, в которых постепенно зарождается  ролевая игра. Сюжетно­ролевые игры и элементы игрового характера Малыши 3­го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли.  Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушек в роли  врача, а может быть, и проигран сюжет в роли водителя автомобиля или  строителя, оператора башенным краном и т. п. Роль требует от ребенка  относительно развитого воображения, умения решать какие­то "профес­ сиональные" задачи. Обогащают игру специальные аксессуары: шапочки, элементы  профессиональной одежды, символы (красный крест — медицина, цифровое  обозначение — 01 — помощь при пожаре; красный кружок светофора —  проезд закрыт и т. п.), а также рисунки и игровые трафареты на ленточках,  имитирующие и обозначающие для ребенка условную ситуацию (самолеты,  птицы, силуэты животных, круги разного цвета и т. п.). Используются элементы игрового характера, предметы, вводящие  ребенка в роль (руль для шофера, "трубочка" для врача, условные предметы  питания для повара) . Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная вначале года, игра  становится для ребенка 3­го года ведущей деятельностью, 2/3 игрового  пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством  игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты.  "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых  принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и  столовой посуды и т. д.). В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более  разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в  воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты. В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая  комната», «кухня», «прачечная» и др. Для этого была изготовлена мебель:  шкаф, диван, стол, табуреточки, имеются кроватка с набором постельных  принадлежностей, гладильная доска с утюжком, стиральная машина, кухонная плита, посуда, телефон, телевизор и другие атрибуты. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно­ролевых  игр. Крупногабаритные, по росту ребенка игровые наборы и модули. В каждой группе дети с удовольствием и подолгу играют в традиционные «дочки­ матери». Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для  переодевания. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда  вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол, пеленку для пеленания  кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и мягкие  игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и  строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки. Наблюдается множество нюансов игровых действий с различными  игрушками и пособиями, связанными с проигрыванием воображаемых  ситуаций, которые проходят с предметами­заместителями. Все чаще можно  наблюдать игровые ситуации с привнесением условностей "как будто",  "понарошку". Замечено, что ребенок 2­3 лет иногда нуждается в некотором  уединении. В условиях дома, как правило, это место под столом, где малыш абонирует себе как бы собственные "апартаменты", устраивая  под стол  любимые игрушки. Малышу необходимы "домики", позволяющие отдохнуть  от взрослого окружения и постоянной опеки. В условиях общественного воспитания ребенок может уставать от  детского общества и также нуждаться время от времени в отдыхе и  уединении. Здесь же на полочках располагаются семейные альбомы (каждого  ребенка группы), которые малыши перелистывают в любое время, когда у них  возникает желание «побыть» дома. Альбомы — прекрасный повод для беседы, возможность узнать быт семьи, ее образ жизни и интересы. Оборудование для игры и конструирования Большую часть групповых комнат занимает оборудование для игры и  конструирования. Следует принять во внимание, что малыши 3­го года жизни начинают  заниматься конструированием (ранее были сюжетные строительные игры),  поэтому им необходимы конструкторы, настольные (мелкий строительный  материал) и напольные (крупный строительный материал) строительные  наборы. Наряду с крупными модулями для игровых сюжетов детям полезны  материалы для режиссерских и театрализованных игр: плоскостные фигурки  животных, людей, сказочных персонажей и др. Для досугов и развлечений необходимы различные игрушки; настоль­ ный, плоскостной, куклы перчаточные бибабо, пальчиковый театр, театр на  кеглях, театр на палочках и далее теневой театр и театр заводных игрушек. Театральный уголок: включает театры: бибабо, настольный,  пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр оригами, ширму. Все виды театра  используются для показа любимых сказок, потешек для театрализованных  игр. Рядом с театральным уголком расположен музыкальный уголок: бубны,  погремушки, барабаны, дудочки и т.д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, сыгранные воспитателем, например, на металлофоне. Все  это помогает в развитии певческой активности детей. Обязательный элемент  среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки,  спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы. Здесь же расположен уголок ряжения и "парикмахерская". Дети очень  любят наряжаться, украшать себя, для этого имеются сарафаны, юбочки,  шляпки, косыночки. Развивающееся воображение, знакомство с образами  любимых сказок и потешек, желание выступить в определенных ролях,  например пробежать, как мышки, на носочках или пройти, как мишка, твердо  ступая на всю ступню, чуть­чуть раскачиваясь, или побегать, плавно  помахивая "крылышками", как птички, поскакать, как лягушки, и т. п.  побуждают ребят не просто украшать себя перед зеркалом, а "побыть кем­то". В уголке ряженья уже присутствуют аксессуары сказочных персонажей: шапочки, рисунки­эмблемы на ободочках, узорчатые цветные воротники,  ленты, платочки, кепи, колпачки с колокольцами (петрушки), элементы  военной и морской формы (фуражка, пилотка, бескозырка с лентами). Этот  вид детской деятельности может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, кокошники и пр.). Сенсорика для развития мелкой моторики тренажеры с крышками,  шнуровки, пуговицы, вкладыши, бусины. Знакомство с формой, величиной,  цветом – пирамидки, втулки, "геометрические часы". Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей.  Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранится множество различных настольно­печатных игр, мозаик, кубиков,  дидактических игрушек. Они дают возможность воспитателю решать  определенные педагогические задачи через игру. В свободное время  дошкольники с удовольствием используют крупногабаритные пластмассовые  конструкторы (полые с одной стороны, соединяющиеся посредством  штырьков). Дети возводят множество разнообразных сооружений, которые  могут сохраняться длительное время. С такими постройками или моделями  можно подолгу играть, не боясь неосторожно их разрушить, придумывать все  новые игровые действия. Вместе с тем дидактические игрушки по­прежнему интересны малышам, по они уже более сложного содержания, включающие, например, чередование  деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей . Эти  действия требуют анализа и синтеза с опорой на память и уже какой­то  сложившийся опыт работы с дидактической игрушкой, более четкий глазомер, развитость мелкой моторики пальцев, относительно устойчивой деятельности  и самоорганизации. Все это приходит к ребенку на протяжении 3­го года  жизни в играх­занятиях с дидактическими игрушками. Предназначается для игр с дидактическими игрушками (пирамидками,  кольцами, шарами, кубами, «цветными колпачками» и пр.). цвету, форме и  величине. При этом к концу 3­го года жизни ребенок способен свободно  выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные  операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при  действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются  на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот  почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки,  формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Из дидактических игр малышам полезны игры типа «Лото» и парные  картинки. Интересна для них и мозаика: для трехлетних детей — крупная  пластиковая, а также пазлы из 3­12 частей; наборы разрезных картинок на  кубиках и разрезные картинки В основе последних заданий заложена идея  моделирования в действиях с плоскостными геометрическими формами  (квадраты, треугольники, овалы, круги, трапеции), которые можно рассмат­ ривать как сенсорные "эталоны". В этом возрасте формируются сенсорные способности малыша. Для  детей полезно восприятие не только предметов, окрашенных в чистые цвета,  но и разнообразие их оттенков. Украшения группы должны решать педагогические и  образовательные задачи Украшение изделиями прикладного народного творчества в данной  группе необходимо. Здесь могут быть панно, блюда хохломской росписи,  гжельские статуэтки, дымковские игрушки. Важно, чтобы шедевры народного  творчества органично вписывались в интерьер игральной комнаты. В природном уголке крупные комнатные растения, за которыми малыши способны ухаживать. Это делает возможным применение простейшего  детского труда (мытье листьев, полив). Здесь же имеется материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой и песком, зеркальца,  лупа. Чтобы дети оставались сухими после игр с водой, предусмотрены  фартучки из клеенки. Календарь природы, картины – пейзажи по временам года, модели  (солнце, облачко, капельки, снежинка), которые помогают детям познавать  явления окружающего мира. Также рядом с уголком природы целесообразно расположить комплекс  для игр с водой и песком. В осенне­зимний период года этот вид игр особенно интересен для малышей в условиях помещения. Песок и вода могут  сочетаться на одном столике в двух емкостях, заполненных одна — песком,  другая — водой. Для малышей 3­го года жизни необходим уголок книги. Книги,  иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами,  расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок  книги — любимое место для ребят. Как правило, он оформляется красочно,  сочетается с разными видами театра, а главное, представляет новые и хорошо  знакомые произведения, среди которых особое место занимают любимые  книги. Любовь и уважение к книге закладывается в детях именно с этого  возраста. Создавая красочный, содержательный уголок книги, взрослый  формирует их внутренний мир, расширяет видимое и невидимое ребенком  пространство, обогащает окружающую среду. Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и  порисовать. Специальный столик отведен и для этих видов самостоятельной  деятельности. Такое пособие не только удобно, но и служит украшением для  уголка ИЗО. Для рисования детям 3­го года жизни можно предложить  специальное самостирающее устройство или восковые доски с палочкой для  рисования. В практике нашел место и рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки. Эти материалы заманчивы тем, что, способствуя  развитию первых изобразительных умений. Спортивные игрушки и пособия для физического развития Особо следует остановиться на части комнаты, где располагаются  пособия, предназначенные для физического развития маленького ребенка.  Здесь находятся разноцветные флажки ленточки­султанчики, легкие  поролоновые шарики для метания вдаль, большие и теннисные мячи,  разноцветные тир для прокатывания; мешочки с песком для упражнений на  равновесие и шведская стенка, около которой обязательны лежит матрасик,  страхующий малыша при подъеме. Может быть предложен и "мини­стадион" с подвесным устройствами, тренажерами . Фультурный уголок: воротца (для  перешагивания), султанчики, флажки, ленточки (для подвижных игр),  кольцебросы. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах  есть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. Особенно много таких  предметов в младших группах. Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу  в нее привносят именно взрослые! Да, мир расширяет перед детьми свои  горизонты.

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017