В консультации для педагогов - Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе. говорится о том. что развитие в личности достаточно высокого уровня самоуважения - гарантия уважительного отношения к другим людям, адекватной их оценке.
На общение влияют и причины недопонимания. Польский исследователь Е. Мелибруда называет их три: склонность некоторых людей не говорить того, о чем они в действительности думают чего хотят на самом деле; социальная желательность сказанного, т.е стремление людей говорит то, что им кажется нужно говорить, а не то, что они в действительности хотели сказать; стремление многих людей слушать другого человека с целью оценить его.В консультации для педагогов - Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе. говорится о том. что развитие в личности достаточно высокого уровня самоуважения - гарантия уважительного отношения к другим людям, адекватной их оценке.
На общение влияют и причины недопонимания. Польский исследователь Е. Мелибруда называет их три: склонность некоторых людей не говорить того, о чем они в действительности думают чего хотят на самом деле; социальная желательность сказанного, т.е стремление людей говорит то, что им кажется нужно говорить, а не то, что они в действительности хотели сказать; стремление многих людей слушать другого человека с целью оценить его.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Предупреждение конфликтов
в педагогическом коллективе
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ДРУГ ДРУГА.
Фактор житейский стереотипов, т.е. всевозможных популярных представлений,
складывающихся у нас под влиянием бытующих в обиходе мнений, на основе
собственного житейского опыта.
Фактор межличностного восприятия установка. Суждение о человеке, которое не
соответствует действительности. Пройдёт немало времени, когда обнаружится, что
человек этот вовсе не таков.
Фактор межличностного восприятия эмоциональное состояние человека. Наше
эмоциональное состояние является довольно сильным регулятором наших мироощущений
и, как следствие, отношений к окружающим нас людям.
Фактор эмпатии, т.е. способности ощущать чувства другого чёловека, понимать его
мысли. Т. Шибутани относит эту личностную особенность к числу ключевых
детерминантов эффективного человеческого общения. Воспитывается Эмпатия с детства,
развивать эмпатию у взрослого человека довольно трудно.
Фактор личностной характеристики самоуважение.
Развитие в личности достаточно высокого уровня самоуважения гарантия
уважительного отношения к другим людям, адекватной их оценке.
На общение влияют и причины недопонимания. Польский исследователь Е.
Мелибруда называет их три:
склонность некоторых людей не говорить того, о чем они в действительности
думают чего хотят на самом деле;
социальная желательность сказанного, т.е стремление людей говорит то, что им
кажется нужно говорить, а не то, что они в действительности хотели сказать;
стремление многих людей слушать другого человека с целью оценить его.
ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ СЛУШАТЬ.
Первая причина в отставании слова от мысли.
Вторая причина в стремлении дать собеседнику желательный для него ответ.
Третья причина вместо того, чтобы вначале выслушать, проанализировать
услышанное, а потом высказывать свои критически замечания, мы, недослушав
собеседника, сразу начинаем с критики, в результате пропускаем часть важной
информации, так и не дойдя до аналитического ее разбора.
Четвертая причина в плохо понимаемой нами полученной информации, при
этом, чтобы плохо не выглядеть, человек делает вид, что ему все понятно,
поддакивает, кивает головой, а сам думает о чем то другом.
Пятая причина кроется в антипатии к говорящему.
К. Девис сформулировал
СЛУШАНИЯ:
1. Перестаньте говорить!
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО2. Помогите говорящему раскрепоститься!
З. Покажите говорящему, что вы готовы слушать!
4. Устраните раздражающие моменты!
5. Сопереживайте говорящему!
б. Будьте терпеливы!
7. Сдерживайте свои эмоции!
8. Не спорьте и не порывайтесь критиковать. перебивая говорящего!
9. Задавайте вопросы!
10. Перестаньте говорить.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЛОВЫХ
КОНФЛИКТОВ
Организация руководителем равноправного партнерства с подчиненным — это
демократический способ улаживания делового конфликта. В этом случае руководитель
стремится принять решение, удовлетворяющее обе стороны.
Способ коммуникативного перерыва в ходе деловых взаимодействий может быть
эффективным после «вспышки» конфликта, когда участники конфликтной ситуации
находятся в разгоряченном и «взрывоопасном» состоянии. Если руководитель
продолжает обсуждение проблемных моментов конфликта, через какоето время может
возникнуть опасность полного разрыва отношений.
Коммуникативный прием сглаживания проявляется в том, что руководитель
стремится не попадать в напряженную ситуацию конфликта, придерживаясь следующих
позиций: «Конфликт может отрицательно сказаться на эффективности общей работы»
или «Надо уметь работать без конфликтов»
При возможной высокой эффективности метода сглаживания все же в практике
управленческой
деятельности замечено что бесконфликтные взаимодействия
невозможны. Сглаживание конфликтной ситуации на какоето время может быть
эффективным, однако затем может последовать мощный взрыв напряженности и
раздражения.
ПЕРЕГОВОРЫ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Время регулирования конфликта. Регулирование конфликты должно проводиться
после его окончания, примерно через 6—18 часов после того, как он «прогорел». Сразу
же после конфликта проводит обсуждения является неэффективным. Но и организация
обсуждения через несколько дней или недель после конфликта также может не дать
результата, потому что многие тонкости и нюансы имеющихся позиций будут утрачены
или просто забыты.
Определение продолжительности и места проведения переговоров. Для
переговоров необходимо назначить время и место, чтобы никто не мешал. Обычно
переговоры протекают в течение 23 часов. При получении согласия обсудить три
основных правилах их проведения.
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ.
Правило 1. Запрещаётся использовать силовые приемы (упреки, давление, шантаж,
манипулирование).
2Правило 2. Есть и еще одно условие. Участники встречи не должны приходить с
готовым решение. Она должно быть сформировано в ходе переговоров.
Правило 3. После обозначения времени переговоров ни один из участников встречи
не имеет права покинуть эту комнату раньше условленного времени.
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ
Слово конфликт происходит от латинского конфликтус столкновение, противоборство.
Конфликт
состояние отношений между оппонентами,
характеризующееся
противоборством несовместимых тенденцией и связанное с острыми негативными эмоциями.
КОНФЛИКТ
РОДИТЕЛИ ДЕТИ СОТРУДНИКИ АДМИНИСТРАЦИЯ НАПАРНИЦА
В любых конфликтах существует нечто общее:
КТО – конфликтующие стороны, числом не менее двух оппонентов.
ИЗЗА ЧЕГО – предмет разногласия.
ПОЧЕМУ? РАДИ ЧЕГО? – мотивы оппонентов.
ЧТО ДЕЛАЮТ? реальное взаимодействие между оппонентами, противоборство.
ЧТО ЧУВСТВУЮТ враждебность между ними, сопровождающаяся сильными
эмоциональными переживаниями хотя бы одной из сторон.
О ЧЕМ ДУМАЮТ? – представление о конфликтной ситуации, которое чаще всего
не совпадают.
Вопрос Конфликт это хорошо или плохо?
КОНФЛИКТ
ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ
Деструктивный характерен тем, что люди «застревают» на обсуждении личных
недостатков друг друга и не захватывают те проблемы, которые и вызвали данное напряжение,
протекает горячо, интенсивно, возникает искажение смыслов, стремятся защищаться при помощи
силовых методов. Такой конфликт это –жестокая война, в которой есть победители и
побежденные, «раненые» (получившие психологическую травму) и «убитые», отказавшие от
активной позиции.
Конструктивный – в процессе обсуждения проясняются позиции людей, организуется
интенсивный поиск решения проблемы.
3Конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая осталась нерешенной.
Необходимо перевести конфликт из деструктивного в конструктивный.
НЕЛЬЗЯ:
1.При обсуждении проблемы необходимо, чтобы оба партнера были настроены на
понимание друг друга, а не на борьбу только за свою позицию.
2.Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которое
нарушать нельзя.
3.Нельзя отступать от предметносодержательного обсуждения проблемы и переходить на
личности.
4.Нельзя смотреть на своего партнера как на врага.
5.Нельзя «терять лицо», т. е. впадать в гнев, злость.
6.Нельзя отстаивать только свои интересы, не учитывая интересы партнера.
7.Нельзя выбирать только силовые способы борьбы.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Предупреждение конфликтов в педагогическом коллективе
Занятие № 1
Цель – ознакомить участников с основными правилами тренинга. Начать освоение
активного стиля общения.
Правила для группы.
1. Доверительный стиль общения. Единая форма на ты, психологически равновесие
всех членов группы и ведущего.
2. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих стремление уйти в область
общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми. Это
срабатывает «механизмы психологической защиты».
Говорим, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходит с
ними в группе.
3. Искренность в общении. Говорим то, что чувствуем, только правду или молчим.
4. Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих
людям скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. «Я считаю...»,
«Я думаю ...».
5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во
время занятий не выносится за пределы группы. Облегчает включение участников в
групповые процессы, способствует их самораскрытию. Не боятся, что содержание их
общения может стать общеизвестным.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. Оценка не участников, а их
действии.
7. Сигнал поднятой руки: «Внимание всем!!!»
Принятие общих правил. Дополнение правил. Изменение правил.
Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы
группы. Все предлагаемые упражнения должны чередоваться (сложные, легкие и т.д.).
Каждое новое занятие должно начинаться с разминки.
4Если правила не устраивают:
признать эти правила и следовать им;
не начинать занятий совсем.
Проявлять активное участие, не забывать юмор, составить тренинговое имя, общее
приветствие группы.
Приветствие.
1. Игра «Смена мест»
Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и командует
«Меняются местами...» (продолжение фразы может быть любым, например: «... все
блондинки», «...все кто родился весной и так далее). Во время смены мест водящий
должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не
хватало места и т.д.
2. Игра «Сборщики»
Масса всевозможных мелких предметов (приблизительно в два раза больше, чем
участников) разбросана на полу. Участники разбиваются по три человека и берутся за
руки. Задача: по сигналу ведущего двумя свободными руками каждой тройке собрать как
можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, каждая тройка
подсчитывает число имеющихся у нее предметов.
Объявляются победители.
Прощание. Мне было приятно сегодня работать.
Занятие № 2
Цель – способствовать дальнейшему сплочению группы углублению процессов
самораскрытия развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров.
Приветствие
1. Игра «Не урони!»
Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз,
какой предмет он обозначает. Например: ручка, стол, ваза, телевизор и т.д. Тот, кто ловит
мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести,
хрупкости и т.д.
2. Игра «Оркестр»
Каждый участник «выбирает» себе какойлибо музыкальный инструмент, ктото
становится «дирижером», выбирается произведение, которое «оркестр» будет исполнять
«Оркестр» на воображаемых инструментах «исполняет» произведение, в котором
солирует все по очереди.
3. Упражнение на приветствие:
Как Вы приветствуете друг друга при встрече?
когда приходите домой;
когда видите знакомого;
5 когда встречаете хорошего друга с которым давно не виделись
Нетрадиционное приветствие:
тыльной стороной ладоней;
стопами ног;
коленями;
плечами;
лбами;
за мочки уха.
Варианты группы
4. Упражнение на установление контактов
Умение устанавливать контакты совершенно необходимых для приятного и
продуктивного общения. Но человек не рождается с этим умением оно – результат
длительной настойчивой работы над собой.
Проведем серию встреч.
С незнакомым, но очень понравившимся человеком;
В вагоне метро Вы случайно оказались рядом с известным киноактером;
Вы просите большую сумму денег у родителей.
5. Упражнение «Я хочу тебе подарить…»
Подарите сегодня подарок от всей души.
Спрашивать у партнера: «Что тебе подарить?» или «Что ты хочешь?» нельзя.
После вручения «подарка» Ваш партнер должен высказать свое отношение к нему.
Если понравился, то чем если нет, то почему. И что бы он хотел получить в качестве
подарка.
6. Социометрия.
Назначение: определение места каждого участника в структуре групповых
взаимодействий.
Вариант 1. Социологический опрос
Каждому интересно знать мнение о себе окружающих людей.
Опросный лист:
Тренинговое имя
опрашиваемого
Мнение
в баллах
Подпись опрашиваемого
члена группы
Общительность
Обойти как можно больше членов группы.
+ 2б – ты очень общительный человек;
+ 1б – ты общительный, но есть более общительные;
60 – я тебя не знаю совсем с этой стороны;
– 1б – ты не общительный но есть менее общительные;
– 2б – ты совсем не общительный.
Обратная связь.
Вариант 2
Одному из членов группы предложить встать в центр круга, образованного
остальными участниками. Попросить их по очереди расположиться по отношению к
участнику, стоящему в центре, и тем, чья очередь наступила раньше, встать на таком
расстоянии, которое символизирует психологическую дистанцию между членами группы.
Анализ можно не проводить, т.к. каждый участник наглядно определит свое место в
структуре группы.
Прощание.
Занятие № 3.
Цель – закрепить коммуникативные навыки и умения участников.
Приветствие
1. Ролевая гимнастика
а) Все участники по очереди декламируют любое стихотворение (например: «У
лукоморья дуб зеленый…»
с пулеметной скоростью;
со скоростью улитки;
какбудто вы страшно замерзли;
как робот;
как строгий родитель и т.д.
2. Игра «Перемещение»
Водящий стоит в центре круга, образованного сидящими на стульях участниками.
Один из стульев свободен. По сигналу ведущего участники должны перемещаться со
стула на стул так, чтобы стоящий в центре не мог занять свободный стул.
3. Упражнение на сплоченность и творчество:
Горящая спичка – по кругу. В чьих руках гаснет исполняет номер
художественной самодеятельности, отвечает на любой вопрос.
Кто быстрее – 2 команды. Коробок спичек передают носом.
Придумать сказку по одному предложению.
4. Упражнение на определение сильных сторон каждого.
что любит, ценит и принимает в себе;
что дает чувство уверенности в себе
Список качеств важных для общения.
Среди множества качеств характеризующих человека во всех его проявлениях есть
7качества необходимые для общения.
1. На первом этапе вы должны включить в список как можно больше качеств.
Постарайтесь представить общительного человека. Каким он должен быть? Чем
отличаете? от других? Ваш образ общительного человека.
2. На втором этапе мы проведем дискуссию.
Цель: выбрать общий список качеств важных для общения (мнения, аргументы,
примеры).
Качество включается в список если за него проголосовало большинство.
3. На третьем этапе переписать на листок список.
Качество
Самооценка
4. Грани сходства.
Поразмышляем о том, что же нас объединяет в этом мире.
В течении 45 минут вы будите молча работать заполняя листок под заголовком
«Наше сходство». Не только чисто физическое или биографическое но и
психологическое. Обменяйтесь списками. Вычеркните если Вас чтото не устраивает.
5. Задание на самопознание
Назначение:
отработка навыка рефлексии;
формирование умений осмысления длительного периода жизни.
Провести глубокую рефлексию тренинга. Подробно описать и проанализировать
свои чувства, мысли, отношение к себе, другим. Ответить на вопросы:
Что здесь происходило?
Что вы получили?
Что вы возьмете с собой?
Чего вы никогда не сделаете?
Что хотите и что будете делать? и т.д.
Прощание.
Занятие № 4
Цель занятия – освоение бесконфликтного поведения в конфликте, методы
решения конфликта.
Приветствие
81. «Замороженный»
Разбиваются на пары. Один из пары становится «замороженным» – ничего не
чувствует, ни на что не реагирует. Задача другого "разморозить" его, т.е.
спровоцировать на эмоциональную реакцию.
Возможен вариант игры, когда нельзя дотрагиваться до «замороженного»
2. Игра «Ходьба»
Каждый член группы сам придумывает, что он будет изображать (например, «ходьба
над пропастью» или «движение против толпы» и т.п.). Затем каждый демонстрирует
имитируемое действие, а остальные пытаются отгадать, что данный участник изобразил.
3. Упражнение: «Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы»
На каждое предлагаемое высказывание надо ответить в уверенной, неуверенной и
агрессивной форме.
друг продолжает занимать вас разговором, а вам надо уйти;
собака вашего соседа помяла вашу клубнику на вашей грядке;
люди сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором;
знакомый просит у вас взаймы денег.
4. Задание на самопознание
Назначение:
отработка навыка рефлексии;
развитие умения оказывать положительные знаки внимания;
отработка умения слушать.
Попробуйте посмотреть на себя со стороны и попытайтесь подробно описать и
вскрыть причины своих чувств, мыслей, действий с начала встречи группы до конца.
Особенно глубоко проанализируйте те моменты, когда вы были не согласны с мнением
группы, когда говорили или вели себя не до конца искренне.
Подумайте, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найдите
способ поддержать его (добрые слова, цветы, стихи, письмо, рисунок и т.д.).
Если вы разговариваете с одним из сверстников, то попытайтесь так построить
беседу, чтобы он с удовольствием говорил о себе, о своих делах, видя вашу
заинтересованность, которая проявляется и в вопросах, и в мимике, и в репликах. Какие
трудности вы испытывали в ходе выполнения задания?
5. Упражнение «Ответная реакция на ситуацию»
Ниже приводятся некоторые ситуации. Попытайтесь вжиться в них, представить, что
Вы – главное действующее лицо. Описать, какой была бы Ваша первая искренняя реакция
и этой ситуации.
1) Вам приходит рассерженная мать и начинает скандалить, обвиняя педагога в том,
что он предвзято относится к ее сыну. Какой будет ваша наиболее вероятная
реакция (жестами, словами)?
2) В присутствии других Вам делает замечания коллега, указывая на допущенные
9методические ошибки. Как вы отреагируете (жестами, словами)?
3) Около входа в здание вас закидали снежками ребята, вы не знаете, почему они
это сделали? Ваша реакция (жестами, словами)?
4) Вы приходите домой уставший домой и узнаете, что твой ребенок пропустил
уроки в школе, нагрубил педагогу. Реакция?
5) Как Вы отреагируете по отношению к нагрубившему коллеге (жестами, словами)?
5. Игра «Необитаемый остров»
Назначение:
диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психолог илееких
умений, необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой;
развитие внимания друг к другу.
Представьте, что Вы попали на необитаемый остров. Когда Вас спасут и смогут ли
вообще это сделать – не известно. Естественно, перед Вами стоит задача, вопервых,
выжить и, вовторых, остаться при этом цивилизованными людьми. Попытайтесь решить
эти задачи в течение 30 минут.
Прощание.
Занятие № 5
Цель занятия: освоение бесконфликтного поведения в конфликте методом
разрешения конфликтов, получение установки на успех, повышение самооценки.
Установка на успех. Успех рождает успех. Группа должна помочь каждому
участнику осознать эти успехи. Запрещается спорить и критиковать. Разбить группу на
пятерки.. В каждой пятерке каждый по очереди рассказывает о трех своих успехах за
прошедшую неделю: за прошедший год; за прошедший месяц; который он считает
успешными для себя.
Приветствие
1. Игра «Преодоление трудностей»
Все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни.
Символически трудность может изображать любой предмет (стул, портфель и т.д.).
2. Игра «Колокол»
Все участники вместе с ведущим встают в круг, взявшись за руки. Делая вдох, все
вместе резко выбрасывают руки вверх, затем на выходе/также резко опускают руки вниз,
произнося «Буммм!» (изображая колокол). Частоту «ударов» регулирует один из
участников.
3. Игра «Бой ораторов»
Назначение:
отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения;
формирование индивидуальных способов эффективного общения.
Участвуют два человека. Определяется тема (например, «Нужна ли в школе единая
10форма»). Первый участник произносит речь на эту тему. Второй должен сначала
пересказать своими словами идеи предыдущею оратора, затем изложить свои возражения
и, если необходимо задать вопросы своему противнику и т.д.
В ходе обсуждения ведущий обращает внимание:
на используемые способы и приемы общения, то, к каким результатам они
приводят;
на умение слушать и убеждать;
на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников;
на соответствие вербальных и невербальных компонентов общении и т.д.
4. Упражнение «Жизнь врасплох»
Назначение:
определение стиля реагирования участников в непредвиденных ситуациях;
развитие аналитических способностей, умений понять и принять другого
человека.
На каждом шагу жизнь нам предлагает множество задач, и каждый раз мы проявляем
искусство быть другим, оставаясь при этом самим собой. Каждому из вас будет
предложена ситуация, ваша задача быстро включиться в нее и моментально
отреагировать, ведь в жизни случаев, когда нам приходится немедленно реагировать,
более чем достаточно.
Ведущий просит всех участников, кроме тех. кто разыгрывает ситуацию, выйти, за
дверь, затем приглашает по одному. После того, как все отреагировали в одной и той же
ситуации, проанализировать все варианты, обозначить индивидуальные особенное у
каждого участника.
РЕФЛЕКСИЯ ПРОИЗОШЕДШЕГО В ТРЕНИНГЕ
Назначение:
осмысление качественных изменений, которые произошли с группой и отдельным
участником.
Ведущий с группой проводит рефлексию содержания происходящего в тренинге,
метода, позиции консультанта. Стимулируется обсуждение таких вопросов:
Что дала тебе тренинговая работа?
Произошли в тебе какието изменения?
Можно ли использовать данный метод или отдельные процедуры в своей
профессионально педагогической деятельности?
Что ты можешь сказать о роли консультанта в тренинге?
Заканчивается встреча тем, что группа встает в круг и от участника к участнику
передается или цветок, или клубок с нитками со словами: «Я понял, что ты для меня ...»,
«Я благодарен тебе за то, что ...», «Ты мне стал близок благодаря...». Когда круг
завершен, нитка натягивается, а группа стоит с закрытыми глазами и вчувствывается друг
в друга.
МОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ
11Вы могли заметить, что реагируете неодинаково в различных конфликтных ситуациях. Ваша
реакция зависит от людей либо положений, с которыми Вы сталкиваетесь. Переходите ли Вы в
нападение если Вас застают врасплох или остаетесь при этом совершенно спокойны? Какие
ситуации побуждают Вас скрывать свои чувства? Попробуйте найти причины, побуждающие Вас
реагировать тем или иным образом, продумайте, почему это происходит. Какие люди Вас при
этом раздражают?
Как правило, Я реагирую на конфликт следующим образом:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Я реагирую, так или иначе, в следующих случаях:
Я реагирую так или иначе в общении со следующими людьми:
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Кто?
Реакции на конфликт
СПОСОБЫ РАЗРЯДКИ В СЛЕДСТВИИ ПРОИЗОШЕДШЕГО
КОНФЛИКТА
ФИЗИЧЕСКИЕ
Медленно, глубоко дышите
Займите ступни и ноги: подбрасывайте мяч или танцуйте
Займите все тело: бегайте, прыгайте, делайте упражнения, требующие больших
затрат энергии
12 Займите уши: слушайте какуюнибудь музыку
Найдите занятие для голоса: разговаривайте, кричите, пойте
Говорите сами себе успокаивающие слова, даже вслух. Например: «Это, не вопрос
жизни и смерти». «Я все преодолею», «Это сильные переживания, но я поступаю
правильно»
Примите теплую ванну, выпейте теплый чай или сок. Поменяйте на время род
занятий
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
Плачьте
Громко кричите
Опишите свои переживания: вслух или на бумаге
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ
Определите слова и фразы, которые вы говорите саун себе, в своем мозгу, не
давайте себе забыть, что он и необязательно верны.
Успокаивайте себя такими мыслями, как: «Сначала приду в себя, а потом
соображу, что делать», «Я знаю, что мне только кажется, что речь идет о жизни и
смерти». Попытайтесь перенести внимание на предмет, далекий от конфликта.
ДУХОВНЫЕ
Побудьте в тишине и одиночестве, чтобы отвлечься
Постарайтесь простить, полюбить или посочувствовать своему оппоненту
Напомните себе, что человечество едино, и вы тоже ему принадлежите
Вообразите, что вы освещаете себя, своего противника и все вокруг белым или
фиолетовым светом
Старайтесь найти то положительное, что дает вам создавшаяся ситуация
Поймите пользу приобретенного опыта.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
13