Консультация для педагогов - Психодиагностика в сказкотерапии.

  • Лекции
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Психодиагностика в сказкотерапии, говорится о том, что сказка позволяет ребенку выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе, следующий вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность и т.д.В консультации для педагогов - Психодиагностика в сказкотерапии, говорится о том, что сказка позволяет ребенку выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе, следующий вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность и т.д.
Иконка файла материала + Психодиагностика в сказкотерапии..docx
Консультация для педагогов. Психодиагностика в сказкотерапии. Тест «Сказка».   Этот   тест  был   составлен   знаменитым   детским   психологом   доктором  Луизой  Дюсс.   Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств. Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты. Несколько советов по проведению теста. Во­первых, ребенок должен чувствовать, что тест — такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во­вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает   неожиданное   окончание,   отвечает   торопливо,   понизив   голос,   с   признаками   явного волнения   (покраснение   или   бледность,   потливость,   небольшие   тики),   если   он   отказывается отвечать на вопрос — все  это признаки патологической  реакции  на тест. В таком  случае не мешало бы обратиться к детскому психологу. 1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.  «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?» Типичные нормальные ответы: ­ он тоже полетит и сядет на ветку; ­ полетит к маме, потому что испугался; ­ полетит к папе, потому что папа сильный; ­ останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его. Типичные патологические ответы: ­ останется на земле, потому что не умеет летать; ­ умрет во время падения; ­ умрет от голода или холода; ­ о нем все забудут; ­ на него кто­нибудь наступит. 2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью. 1­й вариант. «Жила­была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?» Типичные нормальные ответы: ­ будет есть больше травки; ­ заплачет, потом станет есть больше травки; ­ пойдет к другой овечке и попросит у нее молока. Типичные патологические ответы: ­ умрет от голода;­ уйдет к другой овце и больше не вернется к маме; ­   не   будет   обращать   внимания   на   маму,   потому   что   она   оставила   его   без   молока;        ­ будет так сильно плакать, что мама где­нибудь достанет ему молока. 2­й   вариант.  Начало   такое   же,   как   в   1­м,   но   со   слов  «однажды...»  следует   другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока,   потому   что   для   обоих   ягнят   не   хватит,   а   он   уже   может   есть   травку.   Как   поступит ягненок?» Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс: ­ немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку. будет пить молоко; Типичные патологические ответы: ­ пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка; ­ постарается прогнать маленького ягненка; ­ притворится послушным, а потом унесет куда­нибудь маленького ягненка и снова сам ­ найдет другую маму для маленького ягненка; ­ побьет маленького ягненка и отгонит от мамы. 3.   Сказка   «Похороны»  или  «Отъезд»  позволяет  определить   отношение  ребенка   к  смерти,   а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность. 1­й вариант.  «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто­то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?» Типичные нормальные ответы: ­неизвестный человек; ­ чей­то дедушка или бабушка; ­ тот, кто был сильно болен; ­ старый человек. Типичные патологические ответы: ­ мальчик (девочка); ­ папа (мама) одного мальчика (девочки); ­ чей­то младший брат или сестричка. Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде. 2­й вариант.  «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко­далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»  О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого­то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности. 4. Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу.  «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что­то изменилось. Что у него изменилось и почему?» Типичные нормальные ответы: ­ слоненок в шутку перекрасился в другой цвет; ­ вырос; ­ он сломал любимую игрушку мальчика. Типичные патологические ответы: ­ у слоненка нет хобота, потому что его отрезали; ­ слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот; ­ слоненок умер; ­ вместо слоненка было другое животное.Если   затем   вы   попросите   уточнить   ответы,   возможно,   мальчик   объяснит   окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали. 5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.  «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы ­ выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»  Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии Типичные нормальные ответы: ­ у нас будут гости; ­ кто­нибудь приедет, кто­нибудь родился и т. д.; ­ мама услышала что­нибудь важное по радио или по телевизору и т. д. Типичные патологические ответы: ­ кто­то умер; ­ мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял; ­ мама хочет что­то запретить, наказать и т. д.; ­ мама сердится за то, что он опоздал.               Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.   Перед тем, как дать творческое задание, проводится процедура тестирования на отношение к цвету. Из   картона   изготавливается   восемь   прямоугольников,   подбирается   набор   карандашей (красный,   желтый,   синий,   зеленый,   фиолетовый,   коричневый   серый,   черный).   Квадраты закрашиваются   карандашами   и   раскладываются   на   белом   листе   бумаги.   Закрываются   другим листом бумаги. Ребенку дается следующая  инструкция:  «Представь, что на волшебный луг прилетела бабочка. Она увидела много красивых цветов (снимается лист белой бумаги). На какой   цветок   села   бабочка?».  Выбранный   квадрат   откладывается   в   сторону,   и   результат записывается в протокол. «Бабочка отдохнула и вновь пустилась в полет. На какой цветок сядет   вновь   бабочка?»    Так   повторяется   до   тех   пор,   пока   не   будут   выявлены   цветовые предпочтения. Протокол цветовых предпочтений Ф.И.______________________________ Дата ____________________________ Место Цвет 1 3 красный Желтый синий 2 4 5 Зеленый Фиоле­ товый 6 Корич­ невый 7 серый 8 Черный Благодаря   цветовому   предпочтению,   можно   избежать   существенных   ошибок.   Например, ребенок   нарисовал   папу   желтым   цветом.   Можно   сказать,   что   это   позитивное   отношение,   но желтый цвет у ребенка стоит на седьмом месте. «Семейная серия» После   проведения   процедуры   тестирования   на   выявления   отношения   к   цвету   перед ребенком располагается лист бумаги  набор карандашей (8 цветов), строго соответствующих тем, которыми был сделан стимульный материал.  Инструкция: « На этом листе нарисуй свою семью. Нарисуй всех в движении, будто они что­то делают» Прежде чем рисовать на втором листе, представь, что члены вашей семьи превратились в животных. Нарисуй на втором листе свою семью в образе животных. Прежде чем рисовать натретьем листе, представь, что ваша семья попала в сказку, и Добрый волшебник превратил вас в сказочных героев. Нарисуй на третьем листе свою семью в образах сказочных животных.» Первый рисунок триады покажет нам социальный образ семьи, второй – раскроет систему бессознательных отношений, третий – отразит потенциал семьи с точки зрения автора рисунков. Анализируя   совместно  с   клиентом   рисунок   семьи   в   образах   животных,   важно   подробно расспросить его о характере изображенных персонажей. Можно попросить сочинить сказку об изображенных животных. «Представь, что эти животные оказались в одном лесу. Какая история могла бы с ними произойти?»   Рисунок   семьи   в   образах   сказочных   героев   чаще   всего   выполняется   предпочитаемыми цветами и вызывает приятные впечатления. Дело в том, что превращения осуществлял Добрый волшебник, и это значит, что мы косвенно попросили автора : «Нарисуйте лучшие стороны членов вашей   семьи»   Этот  рисунок  является  прекрасным   поводом  для   сочинения  сказки   с  хорошим концом, в которой будет зашифрован положительный выход из ситуации. Рисование «волшебными красками». «Сотворение мира» Рецепт   «волшебных   красок»:   2   стол.   ложки   муки   смешать   с   1,5   стол.   Ложками   соли, добавить 1/3 чайн. ложки подсолнечного масла и чуть­чуть воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой , чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После чего добавляется 2 стол ложки клея ПВА. Далее в тесто добавляется гуашь того цвета, который нужно создать. Каждый создает свою краску. Для рисования краски становятся общими. Лучше всего рисовать на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон. Таким образом создается объем. Состав красок несет символическое значение. Попадая в сказку, участники изучают еще один вид волшебства – творение красок. Положив в сосуд для смешивания красок муку, и перетирая ее между пальцев, будем думать о хлебе, зерне,  дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая ее пальцами с мукой, вспомним   про «соль земли». Или сказку о принцессе, которая сказала отцу­королю, что любит его, как соль в еде. Капая подсолнечное масло, важно подумать о том, что дела, связанные с нашими устремлениями, должны идти «как по маслу». Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о воде, из которой возникла жизнь, о гибкости и текучести. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как «склеиваются» люди и события в нашей жизни. Мир не может быть черно­белым, и поэтому добавляем краску. Ведущий ставит спокойную музыку и просит участников рисования разместиться поудобнее. При этом важно, чтобы изобразительные средства находились под рукой. Под «мелодекламацию» ведущего участники создают свои работы.                                                 «Сотворение Мира». Когда­то давным­давно на этой планете ничего не было. Не было гор и равнин, лесов и полян, рек и озер, морей и океанов. Не было травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звезды не светили здесь. Для кого­то эта планета показалась бы унылой и безжизненной. Но эта планета на самом деле таила в себе огромную силу для того, кто умеет видеть в белом листе тайну. И пришел на эту планету Творец, каждой клеточкой своего тела он ощутил силу белого листа, и было у него много средств, чтобы сделать видимыми для всех тайны этой планеты. И зажег он на небе звезды, и солнце и месяц, и создал условия на планете, пригодные для жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались они тому, что могут видеть и быть видимыми. Таким   образом,   сказочная   инструкция   актуализирует   в   человеке   потенциал   Творца.   По окончании процесса творения можно обсудить то, что создано. При этом важно сделать акцент на том, какие миры мы создаем, пригодны ли они для жизни. Эта техника дает возможность увидеть, осознать   либо   свою   скрытую   созидательную   силу   и   найти   пути   ее   применения   в     жизненнойпрактике, либо обнаружить в себе разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше всего использовать свои потенциал. Групповое придумывание сказки. Сказочным и красками рисуется Волшебная страна. Важное правило – не мешать друг другу. Когда каждый ребенок нарисует свои кусочек Волшебной страны, предложить детям еще раз внимательно   посмотреть   на   картину.   Если   они   захотят,   можно   дополнить   рисунок.   Процесс группового рисования дает важную информацию о том, как распределились между детьми роли в группе.   Кроме   того,   наблюдение   за   процессом   рисования   дает   информацию   о   сплоченности группы. Если рисуют «изолированно» ( т.е. не стремятся «вписать» свой рисунок к предыдущим рисункам,   то   скорее   всего,   можно   говорить   о   некоторой   враждебности   между   детьми   или настороженности, или же о том, что дети очень эгоцентричны. После того, как Сказочная страна нарисована, есть два варианта работы: 1.Начать   придумывать   всем   вместе,   по   очереди,   что   было   в   этой   стране,   что   там происходило, что там происходит сейчас, и что там будет происходить. 2.Попросить   детей   взять   понравившуюся   игрушку   и   придумать   сказку   о   приключении игрушек в сказочной стране. Первый вариант хорош для детей с 5 лет, второй может быть использован уже с 4­летними детьми. Первый вариант.  Когда сказочная страна нарисована, ведущий говорит:»В сказочной стране обязательно кто­ то живет. И поэтому сейчас вы закроете глаза и увидите, что происходит с теми, кто живет в этой стране. Дети закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты. Когда дети открывают глаза, ведущий может начать сказку:  « В некотором царстве, в некотором государстве жили­были…» Далее ведущий предлагает ребенку продолжить. Таким образом, дети придумывают сказку. Если сюжет заходит в тупик, ведущий может внести интригу. Но сделать надо это эмоционально, тогда дети с удовольствием подхватят идею. Если вы чувствуете, что дети никак не закончат сказку – помогите им. Сказка тогда запомниться детям, когда она не будет слишком длинной, и будет иметь   хороший   конец.   После   занятия   необходимо   записать   сказку   и   свои   наблюдения   за процессом рисования и рассказывания. Второй вариант. Для того, чтобы провести занятия с игрушками, надо накануне попросить детей принести из дома   самую   любимую   игрушку.   надо   с   ней «познакомиться».Важно, чтобы каждый ребенок рассказал, чем ему нравиться игрушка, какой у нее характер. «Знакомству» с игрушками можно посвятить целое занятие. С одной стороны, дети любят  рассказывать  о  своих   игрушках,  с   другой  стороны  эти  рассказы   содержат  уникальную информацию об их внутреннем мире и путях взаимодействия с каждым из них.   Когда   дети   принесут   игрушку, Когда все дети и ведущий познакомились с игрушками, ведущий предлагает сложить их на одном столе, а на другой стол положить карту сказочной страны. Потом ведущий говорит: «Пусть каждый возьмет в руки свою любимую игрушку и найдет ей место на нашей карте. По очереди поставьте игрушки на те места, которые вы выбрали. Сила волшебной страны наделяет ваших героев   возможностью   говорить   вашим   голосом.   Далее   ведущий   включает   тихую   музыку   и говорит :»В одной далекой и прекрасной Сказочной стране случилась эта история. В одну темную сказочную ночь попали в эту страну удивительные сказочные существа (ведущий перечисляет игрушки детей). И вот, когда сказочная ночь ушла, и взошло Солнышко, игрушки проснулись и решил узнать, куда они попали Они встретили…..» Дети продолжают историю. Задача ведущего комментировать за «кадром» то, что делают дети, обобщать их действия. Ведущий может ввести любой   персонаж.   Каждое   выдвинутой   предложение   ведущий   проговаривает   за   детьми,   чтобы сконцентрировать   внимание   детей   и   поднять   значимость   того,   что   они   предлагают.   Сказка оканчивается ночью, когда волшебная сила во сне переносит игрушки обратно.Когда сказка рассказана, можно спросить у детей, что понравилось, что им запомнилось, изменилось ли отношение к игрушкам. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь