В консультации для педагогов - Психогимнастика в детском саду, говорится о том, что в настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).В консультации для педагогов - Психогимнастика в детском саду, говорится о том, что в настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика, как метод практической психокоррекции. Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Консультация для педагогов
Психогимнастика в детском саду.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды
психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика, как метод практической
психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для педагогов, так
как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Психогимнастика курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных
на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так
и эмоциональноличностной сферы).
Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с
неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и
другими нервнопсихическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и
болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с
практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Структура комплекса психогимнастики
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно
восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений,
оценивающих личностные качества человека.
Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
І фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с
переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения
основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.)
и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и
др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой,
походкой.
ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность,
доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми
или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее
сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности
ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам
выразительных движений одновременно.
Фаза носит психопрофилактический характер.
ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на
определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно
естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг
моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения,
поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время
которого дети предоставляются сами себе "минутка шалости". Ведущий не вмешивается
в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который
должен быть постоянным.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память,
сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе
10 12 детей.
Желательно включить в группу одногодвух детей, не нуждающихся в
психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью. С их
помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.
Специфика организации занятий.1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства
(эмоции), движения ребенка так, чтобы механизм их функционального единства ребенок
учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.
2. Все занятия строится на сюжетноролевом содержании.
3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчит тренировку
внутреннего внимания детей.
4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему,
сложность задач.
5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение,
завершение.
Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании
Медвежата в берлоге (вводная игра)
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в
лесную чащу мамемедведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам
хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы.
Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мамамедведица поиграет с ними
перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).
Мама медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках.
Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и
роняют лапки вдоль тела лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
Повторить игру 23 раза.
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая
домики. Пчелка пролетает под коленями. Мамамедведица говорит: "Летит!", и
медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
Повторить игру 23 раза.
Игра "Холодно жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища).Мамамедведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в
берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки греются. Стало
жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 23 раза.
Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные
медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата
головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов).
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть комунибудь на язычок, но
медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные
стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык
отдыхает. Пришла мамамедведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко
зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата
перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали се
прогонять, а покатали се у себя на лбу, двигая брови вверхвниз. Пчелка поблагодарила
медвежат за удовольствие и улетела спать.
Отдых. Мамамедведица спела медвежатам колыбельную ("Колыбельная медвежонку"), а
медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.)
Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам
снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей.
(Этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.)
(Пауза.) Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и,
обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут
хорошими, когда проснутся. Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как
только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза.) Поет жаворонок. Дети быстро и
энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и медленно
встают. С удивлением и любопытством детимедвежата выглядывают из берлоги: легли
спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге.Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная
тренировка закончена.
Вариант отдыха. Ведущий предлагает детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с
закрытыми глазами ласковую музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо
встают.
Этюды на выразительность жеста
Это я! Это мое!
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже
понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничегото бабушка не
слышит. Бабушка спрашивает: "Где Витя?" (называется имя играющего), "Чьи это
книги?", "Чьи игрушки?". И т. п. мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь:
"Я!". Идея обладания более обширного "я" выражается более или менее сильным
прижатием кисти к груди: "Мое, принадлежит мне!"
Заколдованный ребенок.
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами.
Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления:
шкаф, стол, внизу, вверху, там.
Сколько звуков.
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на
пальцах, сколько звуков.
Вот он какой!
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему
предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет:
маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный,
короткий.
Тише!Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках,
то останавливаются и знаками показывают друг другу: "Тише!". Этюд сопровождается
музыкой Б. Берлина "Спящий котенок".
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к
сжатым губам, брови "идут вверх".
Отдай!
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.
Иди ко мне.
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Уходи!
Ребенок отталкивает обидчика.
Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
До свидания!
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на
палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: "До свидания! До
встречи!"
Не покажу!
Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные
зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав
ладонями зеркальце к груди, и расставив локти, вертится из стороны в сторону: "Не
покажу!"
Я не знаю!
Мальчиканезнайку о чемто спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит
руками: "Не знаю", "Не имею понятия", "Ничего не видел".
Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг
плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
Этюды на выражение основных эмоцийЭтюды этого раздела могут быть полезны детям с задержкой психического развития и
аутичным.
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
Собака принюхивается
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее
вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос
бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
Лисичка подслушивает
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о
чем они говорят.
Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд
направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела
слегка наклонен кпереди.
Что там происходит?
Мальчики стояли в тесном кружке и чтото делали, наклонив головы вниз. В нескольких
шагах от них остановилась девочка. "Что там происходит?" подумала она, но ближе
подойти не решилась.
Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия,
пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна
рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Кузнечик
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему
подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг и
вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка
наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.
Любопытный
По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой чтото выпирало.
Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел
большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямотаки вился, вился околопрохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею,
заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на
землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки,
слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всегонавсего две
обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к
своему дому.
Сосредоточенность
Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план
наступления на врага.
Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову,
наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.
Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.
Раздумье
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в
какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка.
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди
поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь