Консультация для педагогов - Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи

  • Лекции
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи, говорится о том, что коррекция направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, приобретение навыков взаимодействия, умения договариваться, гармонизация детско-родительских отношений, упражнение дает возможность родителям и ребенку лучше почувствовать друг друга.В консультации для педагогов - Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи, говорится о том, что коррекция направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, приобретение навыков взаимодействия, умения договариваться, гармонизация детско-родительских отношений, упражнение дает возможность родителям и ребенку лучше почувствовать друг друга.
Иконка файла материала ==Консультация для педагогов- Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи.docx
Консультация для педагогов              Психокоррекция позиции ребенка в новых условиях семьи                                      (использование техник арттерапии, визуализации, сказкотерапии). « Три желания» Ребенку   предлагается   нарисовать   три   желания.   При   обсуждении   рисунка выясняется   содержание   каждого   желания,   его   значимость   и   возможность осуществления. «Волшебный мир» Ребенку вручается «волшебная палочка» (карандаш или фломастер) и предлагается нарисовать   мир   таким,   каким   бы   ему   хотелось   его   видеть.     Далее   проводится обсуждение рисунка (изображенные события, их участники, отношения между ними, связь изображаемого и реального и т.д.). «Сны и фантазии» Ребенку предлагается нарисовать свой сон и рассказать о нем (можно записать его на   диктофон).   При   анализе   следует   учитывать,   что   события   сна   выражают «подавленные» и вытесненные желания ребенка, его модель преодоления проблем. «Острова любви»  Цель: гармонизация детско­родительских отношений.  Материалы: манка, ватман.   Участники создают из манной крупы острова, для маленьких детей манку нужно сразу   поделить   на   кучки.   Задаётся   следующая   инструкция:   создай   свой   остров, построй мосты любви к своей семье. «Совместный рисунок» Цель: приобретение навыков взаимодействия, умения договариваться. Нарисовать дом,  цветок, или что­нибудь двумя руками одним карандашом –  взрослый и ребенок. Этюд «Согласованные действия»  Цель: возможность родителям и ребенку лучше почувствовать друг друга. Психолог предлагает паре (ребенок­взрослый) показать парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального стакана; парный танец. Телесно­ориентированная игра «Ласковый мелок» Цель:  Игра   способствует   снятию   мышечных   зажимов,   развитию   тактильных ощущений, установлению доверительных отношений. Ход игры: Существует хорошее развлечение ­ рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная   игра   нравится   многим   детям,   но,   к   сожалению,   не   очень   подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и  гармонизация   детско­родительских   отношений,   упражнение   даетсильнее.   Поэтому   мы   предлагаем   модификацию   данной   игры.  Взрослый   говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь,   чтобы   я   сейчас   нарисовал?   Солнышко?   Хорошо».   И   мягким прикосновением   пальцев   изображает   контур   солнца.   «Похоже?   А   как   бы   ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что­нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела. Упражнение «Зеркало» Цель: развивать умение понимать и выражать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию. Участникам предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Взрослый – зеркало, ребенок в роли зверушки. Он  ходит мимо зеркала, прыгает, строит рожицы –   зеркало   должно   точно   отражать   движения   и   выражение   лиц   зверушки.   Затем участники   меняются   ролями.   В   конце   упражнения   обсуждение,   что   лучше получилось, какие возникли сложности, что понравилось. Затем можно усложнить упражнение ­ «Зеркальный танец»  Звучит   любая   музыка.   Один   из   пары   –   зеркало,   он   с   наибольшей   точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями. Упражнение «Волшебные очки» Цель: развитие толерантности, эмпатии, доверительных отношений. Психолог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы красивые, веселые, умные!.. А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели друг друга. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».  Упражнение «Герб семьи» Цель: формирование  и принятие нового образа семьи. Психолог. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи.  В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи (домашнее задание). Упражнение «Обиженный кустик» Цель:  способствовать   формированию   у   детей   умения  любить   окружающих, эмпатии. Ребенок     играет   роль   обиженного   кустика,   которому   сломали   несколько веточек. Он садится на корточки и грустит. Взрослый утешает, жалеет его. Затем меняются ролями. Упражнение  «Мягкое сердце»Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца.  Психолог  говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает ребенку и взрослому поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее показывает мягкое сердце, дает потрогать и просит подумать, кому бы они  хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это  могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого  психолог просит закрыть глаза. Держась рукой за игрушечное сердце, они представляют свое  собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого участники делятся опытом, что они представляли себе во время выполнения упражнения. Работа со сказкой «о звездочке» Цель: формирование у ребенка нового образа семьи, удовлетворение потребности в принадлежности и любви на символическом уровне. Психолог рассказывает сказку: «Давным­давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было, В ясную ночь можно было видеть только одну   звёздочку,  свет   которой   был   то   ярким,  то   очень   тусклым.  Однажды   Луна спросила   у   Звездочки:   «Звёздочка,   почему   твой   свет   такой   разный   то   яркий указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»  Звёздочка   долго   молчала,   а   потом,   вздохнув,   ответила:   «Свет   мой   становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого­нибудь рядом с собой!» «А в какие ночи твой свет становится ярким?» ­  спросила Луна. «Мой свет становится ярким   тогда,   когда   я   вижу   спешащих   странников.   Мне   всегда   было   интересно узнать, их так манит в дороге и куда они так спешат?» «Ты узнала тайну спешащих странников» ­ спросила Луна.  Да, ­ ответила Звёздочка.­ Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...»  «А какими были его глаза?» ­ недоуменно спросила Луна. Они светились в темноте от счастья и радости» ­ ответила, тяжело издохнув, звёздочка и продолжила. ­ Чему ты   радуешься,   странник?»   И   он   ответил:   «Замерзая   в   снегу,   голодая   без   куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая преграды, потому что знал: дома   меня   ждет   тепло   и   уют,   забота   и   сердечность   моей   семьи   ­   жены,  детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь   свою   семью,   любящих   людей,   которые   помогали   тебе   делать   людей счастливыми?» «А разве это возможно?» ­ с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря не слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небезасияли   тысячи   новых   звёзд,   которые   мигали   своим   неповторимым   мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая мы теперь ­ одна СЕМЬЯ!» Затем   ребенок   и   взрослый     обсуждают   сказку,   делятся   чувствами.   После обсуждения используется техника «рисование сказки» или пластилинография.  Упражнение «Достань звезду» Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Представь  себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой – темное ночное небо, все усыпанное  звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким,  нежно­голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать  желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но  может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую  яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе,  чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и  постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и  расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в  красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что­то очень важное.  Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо.  Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть,  то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни  и тянись к своей новой цели!» Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь