Консультация для педагогов - Развитие эмоционального мира детей в логопедической группе посредством сказкотерапии.

  • Лекции
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Развитие эмоционального мира детей в логопедической группе посредством сказкотерапии, говорится о том, что в каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций даю детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения : пластику, мимику и речь.В консультации для педагогов - Развитие эмоционального мира детей в логопедической группе посредством сказкотерапии, говорится о том, что в каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций даю детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения : пластику, мимику и речь.
Иконка файла материала + Развитие эмоционального мира детей в логопедической группе посредством сказкотерапии..docx
Консультация для педагогов. Развитие эмоционального мира детей в логопедической группе посредством сказкотерапии. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Но есть работа невидимая, незаметная на первый   взгляд.   И   именно   она   готовит   почву   для   последующей   коррекции   речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело… Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем­то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве только что на минуту. Но есть и другие дети. Они не нарушают дисциплину, их порой незаметно в группе,   они   вялые,   ослабленные,   с   высокой   истощаемостью   нервной   системы…   Надо заметить,   что   речь   не   является   отдельной   обособленной   функцией.   Ее   правильность, выразительность   зависят   от   множества   факторов.   И   улучшая   что­то   одно,   мы совершенствуем   работу   всего   организма   в   целом.   Если   мы   добиваемся   заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется  и на речи. Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавиться от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет успешнее.   Традиционно   в   логопедической   работе   принято   уделять   большое   внимание уделять активизации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук.  Многие   упражнения,   требующие   активного   зрительного   или   слухового   внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в ритм музыки) увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению сосредотачиваться  и совершенствовать волевые качества. В   каждой   предлагаемой   сказке,   как   правило,   присутствуют   или   специальные упражнения   на   тренировку   дыхания   или   упражнения   на   расслабление   с   фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его  дыхание очень тесно связаны. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга,   находить   адекватное   телесное   выражение   различным   эмоциям,     чувствам, состояниям.   Постоянно   используемые   в   сказках   этюды   на   выражение   и   проявление различных   эмоций   даю   детям   возможность   улучшить   и   активизировать   выразительные средства общения : пластику, мимику и речь.  Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.     Конкретные рекомендации к проведению сказкотерапии.     Подготовка к занятиям. 1.Прежде   чем   приступить   к   проведению   занятий   по   сказкам,   необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Для этого предлагаются три техники расслабления : а) расслабление по контрасту с напряжением б) расслабление с фиксацией внимания на дыханиив) расслабление – медитация. Расслабление по контрасту с напряжением. При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук,   ног,   туловища,   шеи,   лица).   Контрастными   парами   могут   быть   слова   :   твердый­ мягкий,   сильный   –   слабый,   холод­тепло,   сосулька   –   водичка.   Используют   следующие варианты упражнений: Руки.  Детям   предлагается   максимально   напрячь   и   сделать   твердыми   пальцы   рук («коготки тигра»). Подержать их в таком положении. Ведущий обходит детей, проверяет, достаточно ли твердыми стали пальцы  и кисти рук. Затем детям предлагается расслабить пальцы, свесить кисти рук, сделать их мягкими и слабыми ( вместо «коготков» ­ «мягкие лапки») Ведущий проверяет, достаточно ли расслабленными стали пальчики. Лицо.  Детям предлагается крепко­крепко зажмурить глаза, подержать их в таком положении, почувствовать как трудно удерживать их в напряжении, а затем открыть глаза, расслабить мышцы, ощутить в них легкость. Тело.  Детям  в   положении   «стоя»  предлагается  «замерзнуть»,  сжаться  от   холода, напрячь   мышцы   шеи,   плеч,   рук.   Почувствовать   их   твердость.   Ведущий   проверяет напряжение   мышц.   Затем   он   ласково   гладит   каждого   ребенка   по   голове,   шее,   рукам, плечам, предлагая «согреться», расслабиться. Руки детей свисают вдоль туловища, голова легонько   падает   на   грудь.   Ведущий   проверяет   расслабленность,   поднимая   руки   детей. Мягкая и расслабленная рука будет падать сама, без всякого сопротивления. При   обучении   детей   расслаблению   ведущий   обязательно   проверяет   степень напряжения   и   расслабления   детей   прикосновением.   Детей   закрепощенных,   нервных, следует чаще, чем других, нежно и ласково поглаживать, помогая им расслабиться. Расслабление по контрасту с напряжением. Почти   все   динамичные   упражнения,   игры   и   танцы   рекомендуется   заканчивать расслаблением   с   фиксацией   внимания   на   дыхании.   Ритмичное   замедленное   дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться. Живот во время вдоха должен подниматься, а во время выдоха опускаться. Внимание сосредоточить на животе, добиваясь более полного и глубокого выдоха. Вдох происходит самопроизвольно и не   требует   особого   внимания.   Расслабление   с   фиксацией   вниания   на   дыхании   можно выполнять сидя или стоя, но лучше если это происходит в положении лежа. Ведущий «ведет» детей своим голосом: «Вдо­о­о­о­х……вы­ы­ы­до­о­ох… мягче… легче… Тело не двигается…. Руки лежат спокойно….расслаблено…. Дышим животом… мягче,   легче…   Лицо   расслабляется….становиться   спокойным,   расслабленным.   Вдо­о­о­ ох…выд­о­о­х. молодцы». Лучше это делать без музыки, так как она отвлекает детей от голоса ведущего. Расслабление – медитация. Детям можно помочь как можно ярче представить образ сказочного героя, сосредоточиться на своих ощущениях. Как построить подготовительные занятия? Для этого достаточно трех­ четырех упражнений, например: 1.Упражнение на слуховое или зрительное внимание, различные виды ходьбы. 2.Упражнение на расслабление по контрасту с напряжением. 3. Подвижная игра или танец с последующим расслаблением в сочетании с дыханием. Сколько времени готовить детей к сказкам? Этот процесс совершенно индивидуален, он   зависит   от   психологического   состояния   группы   и   от   возраста   детей.   Кому­то потребуется две­три недели, кому­то месяц. Проведение занятий. Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в неделю. Длительность занятия – 25 минут. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив,   что   «волшебная   сила»   иссякла   ,и   нет   возможности   сегодня   продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча состоится в другой раз. Основные правила проведения занятий.1.Места для занятий должно быть много. На полу необходим ковер.     На   занятиях   дети   чаще   всего   сидят   в   «позе   расслабления»:   сидя   на   пяточках, свободно положив руки на бедра, спину выпрямив. Поначалу эта поза будет непривычна, могут побаливать ноги, но детям мягко объясняют, что косточки и мышцы мягкие, гибкие и скоро они привыкнут к такому положению. Опыт показывает, что дети действительно быстро к этому привыкают. 2.В   процессе   расслабления   детям   не   рекомендуется   двигаться,   задавать   вопросы. Потому   что   процесс   слушания   себя   очень   тонок   и   любые   разговоры,   стуки,   хлопки разрушают   созданную   атмосферу,   отвлекают   внимание   детей.   Ведущему   следует   очень нежно и терпеливо объяснять детям, как важно научиться «слушать» себя и преодолевать неприятные ощущения. 3.Обязательно   в   процессе   занятия   дается   детям   возможность   говорить   о   своих ощущениях. 4.Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства. 5.   Текст   сказки   является   связующим   звеном   между   упражнениями   и   создает определенную   атмосферу.   Тексты   можно   и   пересказывать,   можно   и   читать,   чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу. 6.Сказки   можно  повторять  через   определенные  промежутки   времени.   Дети   любят повторения,   и,   кроме   того,   знакомые   упражнения   воспринимаются   легче,   а   порою   и   с большим интересом. 7. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми: их слова, движения, являются успешными,   удачными,   наилучшими,   прекрасными   .И   неважно,   как     это   выглядит   со стороны. Важно чтобы дети чувствовали себя раскрепощено, свободно, поверили в себя и собственные силы. Детей необходимо подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь