Консультация для педагогов - Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции

  • Лекции
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции, говорится о том, что самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материалаВ консультации для педагогов - Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции, говорится о том, что самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала
Иконка файла материала --Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции.doc
Консультация для педагогов. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции  «Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную  деятельность, которая:     осуществляется добровольно; осуществляется сознательно; планируется, управляется и контролируется самим человеком; необходима для совершенствования каких­либо качеств или навыков человека. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:  «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой  личностью; приобретение систематических знаний в какой­либо области науки, техники,  культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в  органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ». Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой  учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями  непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического  труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями  к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и  ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные  задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.  Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для  того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных  областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике,  экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников  перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с  дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и  интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта  способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и  самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества  обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что  уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки,  участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и  профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное  значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в  процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно  меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие  авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать  условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды,  оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей  деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектироватьгибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными  потребностями общества. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс  реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие  времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно  подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию  и как эту потребность развить? Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем  профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут  «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к  самообразованию:   необходимость поиска и анализа новой информации; желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);     соответствие современным требованиям; конкуренция; общественное мнение; интерес к делу. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй  специальности); 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):  в рамках курсовой подготовки в ИПКРО  с использованием дистанционных технологий 3) групповая самообразовательная работа:  работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований,  ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)  проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений 4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:  средств массовой информации,  вычислительной и оргтехники,  библиотек, музеев,  исследований, экспериментов,  осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности  формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер­классах, сетевых  сообществах и т.д.)Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет  каких­либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов,  которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:   повышение качества преподавания предмета; разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии,  исследования;         разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной  технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер­классов, обобщение опыта по  исследуемой проблеме (теме); повышение престижа образовательного учреждения. В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе  использует учитель, тем больше эффект от его работы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество  организованного учителем учебно­воспитательного процесса и профессионально­ квалификационный рост педагога. Используемая литература: 1. 2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.:  Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999. 3. 4. Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников  образования. – Красноярск, 2004. Электронный педагогический словарь. Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь