В консультации для педагогов - Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции, говорится о том, что самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материалаВ консультации для педагогов - Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции, говорится о том, что самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала
Консультация для педагогов.
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной
компетенции
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
А.С. Макаренко
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную
деятельность, которая:
осуществляется добровольно;
осуществляется сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
необходима для совершенствования какихлибо качеств или навыков человека.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой
личностью; приобретение систематических знаний в какойлибо области науки, техники,
культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в
органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой
учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями
непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического
труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями
к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и
ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные
задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для
того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только
свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных
областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике,
экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников
перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления
об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с
дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и
интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и
самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, совершенствование качества
обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Неоспоримо, что
уровень подготовки должен постоянно повышаться — прохождение курсовой подготовки,
участие в семинарах, практикумах, конкурсах, но вне самообразования идея личностного и
профессионального развития педагога неосуществима. В системе подготовки учителя важное
значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в
процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно
меняющейся образовательной среды. Индивидуальный стиль работы предполагает развитие
авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать
условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды,
оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей
деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектироватьгибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными
потребностями общества.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс
реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — это отсутствие
времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Что же должно
подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию
и как эту потребность развить?
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем
профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут
«включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к
самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй
специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
в рамках курсовой подготовки в ИПКРО
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований,
ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастерклассах, сетевых
сообществах и т.д.)Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет
какихлибо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов,
которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии,
исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной
технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастерклассов, обобщение опыта по
исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе
использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество
организованного учителем учебновоспитательного процесса и профессионально
квалификационный рост педагога.
Используемая литература:
1.
2.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.:
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
3.
4.
Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников
образования. – Красноярск, 2004.
Электронный педагогический словарь.
Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь