В консультации для педагогов, говорится о синдроме «Профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. Установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы - педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители раз-личных уровней и др.). Как показывает наш опыт, признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения - то есть всех тех, кто име¬ет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефектыВ консультации для педагогов, говорится о синдроме «Профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. Установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы - педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители раз-личных уровней и др.). Как показывает наш опыт, признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения - то есть всех тех, кто име¬ет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты
муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Синдром эмоционального
выгорания педагогов»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарьг. Волгодонск
2О синдроме «Профессионального выгорания» и технике
безопасности в работе педагогов и других специалистов
социальной сферы.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении,
как
профессиональное выгорание.
В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось
сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно
исследуется уже четверть века. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда
симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгораний.
Что это за синдром и почему он возникает?
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать
физические и нервнопсихические нагрузки, их величина может быть различной в раз
ных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо
значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы
регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без со
знательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической
работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом
он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм
потребовал».
значительны и действуют
продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и
способы, помогающие организму восстановиться.
В других случаях,
когда нагрузки
Как установлено многочисленными исследователями общественных и зарубежных
ученых, работа педагогов, специалистов различных специальных служб с людьми связана
с большими нервнопсихическими нагрузками.
Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь
имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда:
гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и
т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях:
необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся или
клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в
течение рабочего дня и т.д. При такой работе день за днем уровень напряженности
может накапливаться.
Возможными проявлениями напряженности являются:
возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение,
зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная
утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При
достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться
защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы
уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.
В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наи
более подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осу
ществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники
социальной сферы педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов
милиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.). Как показывает наш
опыт,
признаки синдрома могут развиваться быстрее у специалистов службы
занятости, милиции, системы здравоохранения, социального обеспечения то есть всех
тех, кто имеет дело с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном
3состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты (безработные,
мигранты,
инвалиды,
преступники). У педагогов, которые работают с детьми, этот синдром обычно
развивается медленнее.
люди с тяжелыми или хроническими заболеваниями,
СИМПТОМЫ ЛИЧНОСТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПО К. ЧЕРНИС
1. ФИЗИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Усталость
Чувство истощения
Восприимчивость к изменениям показателей внешней среды
Астенизация
Частые головные боли
Расстройства желудочнокишечного тракта
Избыток или недостаток веса
Одышка
Бессонница
2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
Работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее все
меньше и меньше
Рано приходит на работу и остается надолго
Поздно появляется на работе и рано уходит
Берет работу домой
Испытывает чувство неосознанного беспокойства
Снижение уровня энтузиазма
Злоупотребления алкоголем и (или) наркотикам
Обращает внимание на детали
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Чувство обиды, скуки
Чувство разочарования
Неуверенность, чувство вины
Чувство невостребованности
Легко возникающее чувство гнева
Раздражительность
Подозрительность
Чувство всемогущества (власть над судьбой ребенка)
Ригидность
Неспособность принимать решения
Дистанцирование от учеников и стремление к дистанцированию от коллег
Повышенное чувство ответственности за учеников
4 Растущее избегание
Общая негативная установка на жизненные перспективы
Согласно теориям учёных Spaniol и Caputo, у индивидуума, подверженного
сгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие, и случайные признаки
этого процесса.
Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о
себе, например, путем расслабления или организации перерывов в работе.
На второй стадии сгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более
затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь
неэффективны.
Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после
выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии сгорания являются хроническими. Могут
развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки
заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь
может не давать быстрого облегчения. Человек может подвергать сомнению ценность
своей работы, профессии и жизни как таковой.
Согласно теории учёного калифорнийского университета Кристины Маслач,
сгорание может проявляться в виде трех стадий.
Например, на первой стадии сгорания индивидуум истощен эмоционально и
физически и может жаловаться на головные боли, простуду, и различные боли.
Для второй стадии сгорания характерны два набора симптомов.
Например, у педагога может развиться отрицательное, циничное, и обезличенное
отношение к людям, с которыми он работает (включая и коллег, и учеников), или у
него могут возникать негативные мысли относительно себя изза чувств, которые у
него возникают к ученикам.
Чтобы избежать этих негативных чувств, учитель уходит в себя, выполняет
только минимальное количество работы, и не хочет ни с кем ссориться. У
индивидуума могут проявляться признаки и симптомы одной или обеих групп.
Заключительная стадия, полное сгорание, которая, согласно Maслач,
обнаруживается не часто, выливается в полное отвращение ко всему на свете. Педагог
обижен на самого себя и на все человечество. Жизнь кажется ему неуправляемой, он
не способен выражать свои эмоции и неспособен сосредоточиться.
На первых двух стадиях сгорания индивидуум может восстановиться, но чтобы
"вернуться" ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить
ситуацию. Maслач заявляет, что полностью "сгоревший" человек, вероятно, не
изменится, но спешит добавить следующее: для того, чтобы окончательно утверждать
это, необходимы дополнительные исследования.
5Симптомы эмоционального выгорания как психологической защиты
1. Симптом "эмоционального дефицита".
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может
помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение,
соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать,
побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что
это ничто иное как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт
некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их
появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную
форму все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные.
Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом
"эмоционального дефицита".
2. Симптом "эмоциональной отстраненности".
Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной
деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального
отклика ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный
дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы
обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать
как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными
эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания".
Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб
субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и
может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма
эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает
"наплевать на вас".
принципы и систему ценностей личности.
3. Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации".
Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в
процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к
человеку субъекту профессионального действия. Он воспринимается как
неодушевленный предмет, как объект для манипуляций с ним приходится чтото
делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его
присутствие, сам факт его существования. Метастазы "выгорания" проникают в
установки,
Возникает
деперсонализированный защитный эмоциональноволевой антигуманистический
настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет
удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах
"выгорания" личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию
"ненавижу ", "презираю ", "взять бы автомат и всех". В таких случаях "выгорание"
смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или
психопатическими состояниями.
Таким личностям противопоказана сия
профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет
психологического подбора кадров и аттестации.
64. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и
психического самочувствия Обычно он образуется по условно рефлекторной связи
негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной
деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях.
Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое
настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в
области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход
реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что
эмоциональная защита "выгорание" самостоятельно уже не справляется с
нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами
индивида.
Обобщение данных, а также результатов исследования позволило выделить
ТРИ СТАДИИ
три основные стадии синдрома.
Первая стадия — на уровне выполнения функций,
произвольного
поведения: забывание какихто моментов, говоря бытовым языком, провалы в
памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли
планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении какихлибо
двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало
кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или
«склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно
психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия
может формироваться в течение трехпяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в
общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем
специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в
четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится, нескончаемо», нарастание
апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил,
энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без
сновидений",
повышенная
раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя
раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в
среднем от пяти до пятнадцати лет.
увеличение числа простудных
заболеваний);
Третья стадия собственно личностное выгорание. Характерна полная
потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение,
ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой
стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения
указанного синдрома. Опыт работы автора показывает, что эффективным
7предотвращения «симптома
средством профилактики напряженности,
са
профессионального
Это своего рода техника
морегуляции и восстановления себя.
безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные
контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
является использование
выгорания"
способов
Конечно, природа человека такова, что он стремится к комфорту, к
устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими
научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции,
которые включаются сами собой,
помимо сознания человека,
поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.
спонтанно,
А специалисты,
занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных
состояний, нервнопсихической напряженности, для управления ими используют
специальные приемы сознательно.
Именно их и называют методами
саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное
участие человека.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА И
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Навер
няка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда,
общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и
многое другое.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на ра
боте, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или
накопилось утомление.
А есть ли приемы, которые можно применять и во время работы? Да.
Поэтому важно: разобраться, какими естественными механизмами снятия
напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете; осознать их; перейти от
спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в
целях управления своим состоянием; освоить способы саморегуляции, или
самовоздействия.
Все это и составляет суть саморегуляции.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным
состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с
помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и
дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех
основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях:
себя с помощью слов
мысленных образов,
управления мышечным тонусом,
управление дыханием.
8В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
Эффект успокоения (устранения эмоциональной напряженности)
Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления)
Эффект активизации (повышение психофизической реактивности)
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим
средством, предотвращающим накопление достаточных явлений перенапряжения,
способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный
фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Следует выделить естественные приемы регуляции организма:
Смех, улыбка, юмор;
Размышления о хорошем и приятном;
Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
Наблюдение за пейзажем за окном;
Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих
человека вещей;
Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
Вдыхание свежего воздуха;
Чтение стихов;
Высказывание похвалы, комплиментов комулибо просто так.
БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ (САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)
I. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ДЫХАНИЕМ это
эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость
нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое
(грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма,
поддерживает нервнопсихическую напряженность.
Способ 1.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте
внимание на дыхании.
На счет 1234 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается
вперед, а грудная клетка неподвижна);
На следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
Затем плавный выдох на счет 1 23456;
Снова задержка перед следующим вдохом на счет 1234.
Уже через 35 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно
спокойней и уравновешенней.
Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 1015 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:
Глубоко выдохните;
9Задержите дыхание так долго, как сможете;
Сделайте несколько глубоких вдохов;
Снова задержите дыхание.
II. СПОСОБЫ СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ ТОНУСОМ МЫШЦ,
ДВИЖЕНИЕМ.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряже
ние. Умение их расслаблять позволяет снять нервнопсихическую напряженность,
быстро восстановить силы.
Способ 4
Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно
сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
Дышите глубоко и медленно;
Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков
пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения
(часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на
вдохе;
Прочувствуйте это напряжение;
Резко сбросьте напряжение делайте это на выдохе;
Сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью
легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы
удивления, радости и пр.).
Способ 5
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление
различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1. Осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с
перенапряжением;
2. Каждое упражнение состоит из 3 фаз: напрячьпрочувствоватьрасслабить»;
напряжению соответствует вдох, расслаблению выдох.
3. Можно работать со следующими группами мышц:
лица (лоб, веки, губы, зубы);
затылка, плеч;
грудной клетки;
бедер и живота;
кистей рук;
нижней части ног.
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому
ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на
расслабление мышц.
Способ 6
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
движения большими пальцами рук в «полузамке»;
10 перебирание бусинок на ваших бусах;
перебирание четок;
пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на
пять шагов — выдох.
III. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЛОВА.
Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет
непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с
позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 7. Самоприказы
Самоприказ это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным
образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!»
«Молчать, молчать!»
«Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя
достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
Сформулируйте самоприказ.
Мысленно повторите его несколько раз.
Если это, возможно, повторите его вслух.
Способ 8. Самопрограммирование
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в
аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых
резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих
силах.
Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать
слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом,
показывать образец выдержки и самообладания».
Мысленно повторите его несколько раз.
Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это,
особенно в ситуациях повышенных нервнопсихических нагрузок, — одна из причин
увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 35 раз.
IV. СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВ.
Использование образов связано с активным воздействием на центральную
нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений,
11наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и
образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом
мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам дос
туп к мощным подсознательным резервам психики.
Способ 10
Чтобы использовать образы для саморегуляции:
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя
комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого за
поминайте:
зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя,
музыка);
ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице,
брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
При ощущении напряженности, усталости:
сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
дышите медленно и глубоко;
вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и
телесные ощущения;
побудьте внутри этой ситуации не сколько минут;
откройте глаза и вернитесь к работе.
В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервнопсихической
напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению
жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с
наименьшими страданиями. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций
чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить
то, что я могу изменить, терпение принять то, что я не могу изменить, и ум
отличать одно от другого».
12