В консультации для педагогов - Сказкотерапия как направление современной практической психологии, говорится о том, что в науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений психологии, сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая форма психотерапии. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику.В консультации для педагогов - Сказкотерапия как направление современной практической психологии, говорится о том, что в науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений психологии, сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая форма психотерапии. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику.
Консультация для педагогов.
Сказкотерапия как направление современной практической психологии
70 годы прошлого века. Уютная лежанка, запах домашнего хлеба, добрый дедушкин голос и
толстая книга украинских сказок. Магия, волшебство и вопросы, которые задавал мне дедушка
после прочтения мудрых сказок…
И вопросы, которые возникали у меня самой, заставляющие прислушиваться к чемуто тому,
названия чего я тогда еще не знала…Ненавязчивые уроки доброты и трудолюбия, запрета и любви,
трусости и храбрости. И образы сказочных героев, угадывающиеся в паутине трещинок стен
старого дома, в узорах ковра…
Сказка, сказание, рассказ. Слова одного корня. Сказать, рассказать – означает показать
образ или прообраз при помощи слова. С слово, казать – показывать. Образ из жизни, из той
жизни, где живет Дух, где еще нет бессознательного, нет запрета, где все возможно, где живут
Боги, Герои и сказочные существа.
В прежние времена распространен был в рабочих артелях обычай: содержали артельщики
специального человека сказочника, платили ему за то, что он жил при них, и каждый день не на
работу работал, а сказки да былины по вечерам рассказывал. Так питали те люди свои души
впечатлениями и образами мира, проживали вместе со сказителем судьбы героев сказки, учились
жизни, узнавали ее и входили в те миры и состояния, где все это происходило.
Потом место сказителя заняли сначала газета, затем радио, потом телевидение, и истории и
сказки стали совсем иными… Многие родители просто перестали их рассказывать детям, ведь
рассказать – это совсем не то, что прочитать... Диснеевские мультфильмы, куклы с очень
большими глазами, монстры и страшилки…
Теперь в пространстве практической психологии появилось слово «сказкотерапия» и
первое, о чем можно подумать это терапия (лечение) сказками. Но: сказка – это одно, а
сказкотерапия – совершенно другое.
В науке сказкотерапия – одно из самых молодых направлений психологии, и возникло оно,
как считает Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева, в СанктПетербурге.
Можно сказать, что сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая
форма психотерапии. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления
психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Истории, которые
слышат дети, архетипичны, то есть, универсальны для людей, вне зависимости от культуры и
времени. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное проявляет себя и развивается по
совершенно определенным схемам, количество вариантов которых довольно ограничено и
познаваемо. Сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, но в то же время,
благодаря своей доступности и универсальности она вполне применима для
«поверхностных» задач.
Сущностью сказкотерапии в разработке является архетипический анализ. Такая
форма анализа, вопервых, рассматривает любой психический феномен (сон, проблема или
поведение в житейской ситуации) как сюжет, имеющий определенную структуру. Во
вторых, предполагается, что этот сюжет возник и реализовался не случайно, а в
соответствии с моделями, которые удобно описывать как сказки различных жанров.
(героические, трагедийные, шутовские) Таким образом, работу в архетипическом анализе
можно представить себе как расшифровку интересующего нас психического процесса через
максимально похожую на него сказку или миф.
Работа со сказкой дает психологу возможность понять «базу данных» архетипических
сюжетов, и перевести языком сказки в доступную для ребенка форму. Сказкотерепевт
обучается владеть двумя языками – «метафорическим» (языком сказки) и
«психологическим» (языком анализа) и использует их взаимозаменяемо.Сказкотерапия является ценным методом работы с детьми, предоставляя естественную и
традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку. При работе с ребенком не
использует «психологического» языка анализа внешне, но сохраняет способность «выхода» в
аналитическое пространство для понимания того, что нужно ребенку и как ему это можно дать.
То есть сказка имеет двоякий характер – вначале диагностический, а потом –
коррекционный. При этом она легка в обращении, растворяет и обходит многие формы
психологических защит, приятна и многомерна по форме подачи.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий,
особые причинноследственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, все это
делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребенка.
В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. По мнению детского психолога,
психиатра Бруно Бетельхейма, сказка, как почти каждый вид искусства, становится своего рода
психотерапией для ребенка. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в
поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы
обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и
поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по
крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время
загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность,
обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя,
свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей,
процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для
формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала
развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а
также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При
этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все
времена использовали и педагоги, и родители .
Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует
действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней
намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по
этой трасе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые
сказки Г.Х. Андерсена, где есть лирические отступления. Т.А.Репина подробно проследила путь
развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на
изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с
картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое
прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть
отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально
происходят.
Сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей.
Известно, что примерно до 1012 лет у детей преобладает «правополушарный» тип
мышления, поэтому наиболее важная для их развития информация должна быть передана
через яркие образы. Вот почему именно сказочные и мифологические истории являются лучшим
способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении
складывалось благополучно (родители и педагоги читали, рассказывали и затем совместно их
обсуждали), то у ребенка на бессознательном уровне формируется своеобразный «банк»
жизненных ситуаций. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а
просто читались и рассказывались, то эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже
хорошо, ибо ресурсы успешной социализации у ребенка имеются.Если взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории,
осознавать жизненные уроки, искать параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире
переходит в активное состояние. То есть ребенок естественным путем формирует способность
осознанно действовать, видеть причинноследственные связи между событиями. Ребенок
размышляет о своем предназначении, исследует собственные способности и возможности.
Надо сказать, что и для взрослого человека сказка может сделать доступными ресурсные
состояния, помочь вспомнить себя и найти свое место в мироздании. Для подростков и взрослых
эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к их личностному ресурсу. Сочинение,
рисование, изготовление кукол, драматизация сказок позволяет выпустить на волю творческую
энергию воображения. И в итоге иногда конструктивно поменять жизнь.
Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательна еще и тем, что
имеет мало ограничений по сравнению с другими подходами. И может возникнуть иллюзия, что
она является универсальным методом.
На самом деле это не так.
Современная сказкотерапия имеет три грани:
Диагностическую, (проективные методики для исследования человека).
Воздействующую,
Развивающую (профилактическую).
Воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок : художественных,
дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой
ситуации либо подбирается, либо сочиняется соответствующая сказка. Разнообразные сказки
подаются клиенту под разными
«соусами»: анализ сказки, рассказывание, сочинение,
изготовление кукол, драматизация, рисование, медитация и многое другое.
Давайте вспомним, что отличает шестилетний возраст от других периодов детства.
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его
сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и
ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может
скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень
надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с
другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны
других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные
многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права,
постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство
уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и
психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию
личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает
учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям,
братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую
личность.
Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом
возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно
возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В
одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния,
тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок – пленник эмоций.
По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, переживания. Эмоции формируют
личность ребенка.Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает
выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим
малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует
увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может
регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести
не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных
дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.
Шесть лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей,
когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию
могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с
этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний
ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его
чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к
взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к
людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь