Консультация для педагогов. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста.

  • Лекции
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста, говорится о том, что умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.В консультации для педагогов. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста, говорится о том, что умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.
Иконка файла материала +Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста.docx
Консультация для педагогов. Сказкотерапия с детьми дошкольного возраста.           Умственное   развитие   детей   3­6   лет   характеризуется   формированием   образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность. Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к   моменту   поступления   в   школу   анимистические   представления   сменяются   более реалистическими, хотя и не исчезают совсем. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов,   значительно   активизирующих   их   эмоциональный   мир.   Перед   ребенком   встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего­то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация   о   его   страхе   и   способах   его   преодоления.   На     занятиях   ребенок   не   только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать рисунок к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомиться»  со свои страхом, но и научается справляться с ним. Сказка   в   определенной   степени   удовлетворяет   три   естественные   психологические потребности ребенка дошкольного возраста: 1.Потребность   в   автономности.   В   каждой   сказке   герой   действует   самостоятельно   на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2.Потребность   в   компетентности.   Герой   оказывается   способным   преодолеть   самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3.Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда­то идет, кого­то   встречает,   что­то   добывает,   с   кем­то   борется.   Иногда   в   начале   поведение   героя   не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.   Результатом   удовлетворения   этих   потребностей   является   формирование   целого   ряда качеств личности: 1). автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды 2). активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, Эмоционально откликаться на состояния партнеров; 3). социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов: а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);    б) когнитивного, связанного с познанием другого человека,   способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния.     в)   поведенческого,   позволяющего   выбирать   адекватные   ситуацииспособы   общения     и взаимодействия с другими детьми.Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.     Сказкотерапевтическая   коррекционно­развивающая   программа   для   детей   дошкольного возраста либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой   «путешествие   в   сказочный   мир»   включающее   в   себя   любое   необходимое   количество сказочных образов и  сюжетов.   С помощью удачной метафоры можно быстро найти способ коррекции эмоционального состояния   или   подсказать   выход   из   трудной   ситуации.   Но   при   неблагоприятном   стечении обстоятельств, противоречивое сочетание сознаваемых и неосознаваемых смыслов текста сказки может   быть   источником   серьезной   психической   травмы   или   как   минимум   замешательства   у клиента. Двойственная природа образов и сюжетов требует определенных стратегий при выборе сюжета и способе его использования. Формы работы со сказками «Воздействующий   аппарат»   сказкотерапевта   состоит   из   пяти   видов   сказок   : художественный, дидактических, коррекционных, терапевтических и медитативных. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь