Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
10.02.2017
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.
Специфика взаимосвязи игры и конструирования.docx
Теория формирования творческого конструирования в дошкольном
возрасте.
Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей
интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки
дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения
помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.
Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из
строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей),
тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж
для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно
перестраивая их по ходу игры.
Однако особенности игры и конструирования убеждают в
целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности
и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких
игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в
которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию
игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью,
в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на
процесс самого конструирования (Куцакова Л.В. « Занятия по
конструированию и ручному труду в детском саду»).
Например, дети шести лет по ходу игры в «путешественников»
сооружают судно из крупных модулей, а дети четырехпяти лет, играя в
«детский сад», строят мебель для кукол. Как правило, такие постройки
имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой
упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Процесс их создания не является для детей основной целью и по времени
очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета
игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача,
воспитателя и др.), что характерно для сюжетноролевой игры. Постройки же,
наряду с предметамизаместителями и другими игрушками, становятся лишь
одним из средств реализации игровых замыслов.
А вот пример другого характера взаимоотношения игры и
конструирования. Два мальчика шести лет сооружают на столе гараж для
машин. Они отбирают кирпичики и малые пластины и строят заднюю стенку
гаража из пластин, а боковые из кирпичиков. Один из них предлагает сделать
боковые стенки с окнами, чтобы в гараже было светло, а другой построить
фундамент и «яму» для починки машин. Дети разбирают стенки и строят
сначала фундамент с полом, а затем стенки, чередуя кирпичики с кубиками
так, что в них образуются окна. Далее пробуют провезти грузовую машинку и
делают переднюю стенку из кирпичиков, оставляя отверстие дверь. Наверху
кладут перекрытия и крышу из больших призм. Но тут один мальчик замечает,
что в гаражах крыши бывают более плоскими; они снимают призмы и строят
крышу из пластин. В отверстие двери укладывают две длинные пластины
спуски для машин. Готовую постройку они показывают другим детям, а затем
начинают играть: привозят две легковые машины к гаражу и, подражая звукам
машины, подавая команду «Выгружай», ставят «сломанные» машины в гараж
для ремонта и т.д.
Создание постройки занимает в данном случае значительную часть
времени (3035 мин.). Дети сооружают постройку достаточно сложной
конструкции, воспроизводят основные ее части в соответствии с их
практическим назначением. При этом они отбирают материал, ищут
правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие
конструированию.
И тут необходимо сказать о динамике взаимосвязи игры и
конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в
раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится
побудителем к конструированию, которое начинает приобретать
самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту
сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие
сюжетной линии игры и само порой приобретает сюжетный характер
(создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим
при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов
детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству
конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры,
неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот,
довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не
формировать целенаправленно полноценное конструирование как
деятельность значит существенно обеднять развитие детей.
Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Консультация для педагогов Специфика взаимосвязи игры и конструирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.