В консультации для педагогов - СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЯ, говорится о том, что в процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймёте каким именно образом он создаёт карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это несложно сделать. Подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек.В консультации для педагогов - СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЯ, говорится о том, что в процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймёте каким именно образом он создаёт карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это несложно сделать. Подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек.
1
СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЯ.
НЛП (нейро лингвистическое программирование) – один из самых действенных
методов общения, технология достижения совершенства. НЛП поможет вам лучше узнать
себя и устанавливать и поддерживать контакты между людьми.
Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внутреннее представление нашего
опыта в виде звуковых, осязательных и зрительных образов. Один человек предпочитает
мыслить образами, другой постоянно ведёт с собой внутренний диалог, третий же должен
всё сам «пощупать». Т.е. есть разные способы мышления и представления мира.
Это и есть начала общения, те основополагающие особенности, благодаря которым
одни люди похожи, а другие коренным образом отличаются друг от друга.
Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам поступает информация извне:
зрительный, слуховой, кинестетический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих
каналов называется модальностью, а их более детальные характеристики или качества –
субмодальностями. Примерами визуальных (зрительных) субмодальностей могут быть
яркость и чёткость воображаемой картинки. Звуковые (аудиальные) субмодальности
включают в себя громкость и высоту тона.
Образный мир каждого из нас богат и уникален, многообразны способы, при помощи
которых мы представляем себе реальность.
Роль субмодальностей в процессе общения заключается в том, что именно они
участвуют в создании реальности. Поэтому, разговаривая с кемлибо, мы можем добиться
взаимопонимания с собеседником только в том случае, если задумаемся над тем, как
другой человек представляет себе мир, как он мыслит и чувствует.
Каждый из нас посвоему воспринимает окружающее. Например, один мыслит в
зрительных образах, а другой – в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо
выраженным или же это может быть значительная степень доминирования. Так сложилось,
что все мы в большей степени пользуемся зрительными образами, затем идут звуковые
образы, а после них – кинестетические. Обонятельные и вкусовые образы не так часто
используются в повседневности, а поэтому и не столь значимы в процессе общения.
Сходные сенсорные предпочтения (по принципу уподобления) могут способствовать
усилению контакта между людьми.
В процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим
собеседником, если поймёте каким именно образом он создаёт карту реальности, и если
сможете подстроиться под него. Это несложно сделать. Подсказку можно найти уже в тех
словах, которыми изъясняется этот человек.
«Визуальный» человек (т.е. человек
предпочитающий при контакте с окружающим миром полагаться в основном на
зрительные образы) будет говорить о том, насколько «чётко он видит», или: «Теперь я
вижу, что вы имеете в виду», «отрадно видеть», «туманное представление», «пролить
некоторый свет», «при ближайшем рассмотрении», «это выглядит…» и т.д.
Аудиальный человек скажет, что «был рад вас слышать» или «это неплохо звучит»,
«по правде говоря», «пропускать мимо ушей», «слово за слово», «скажите мне»,
«неслыханный», «растрезвонить» и др.
Кинестетический тип скажет: «сердечный человек», «ловко сделано», «я это
печёнкой чувствую», «я свяжусь с вами», «толстокожий», «уловил идею» и т.п.2
Обонятельный и вкусовой типы: «это дурно пахнет», «горькая правда», «дело вкуса»,
«о вкусах не спорят», «это надо переварить», «свежий как роза».
Это сенсорные предпочтения. Как только вы научитесь осознавать, каким именно
сенсорным каналом отдаёт предпочтение ваш собеседник, вы станете определять это
автоматически при любом разговоре, при чтении газеты ли письма.
Есть и невербальные сенсорные ключи. Человек с ярко выраженным визуальным
типом представления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.
Человек аудиального типа говорит значительно медленнее, бархатистым голосом, а
также станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например,
постукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом
естественную и удобную позу, немного наклонив голову.
Человек кинестетического типа будет говорить медленно и несколько монотонно,
дышать в замедленном темпе, смотреть в землю – прежде чем ответить, скорее как бы
осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь.
Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения вашего собеседника, это
даст вам явные преимущества при общении с ним. Вы гораздо быстрее и легче сможете
подстроиться к своему собеседнику, что позволит повысить степень контакта.
Собеседника можно понять по движению глаз. Глазные яблоки движутся в
соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании.
Движение глазных яблок вверх при преобладании визуальных процессов, а в сторону
– при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с
кинестетическими ощущениями.
Беседуя, нужно отмечать наиболее часто повторяющиеся и вашего собеседника
словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т.п. тогда вы
научитесь определять, к какому сенсорному типу относится ваш собеседник.
Несколько полезных советов, которые помогут вам определить характер сенсорных
предпочтений тех людей, с которыми вам часто приходится общаться:
Отметьте, какими характерными оборотами употребляет собеседник в
письменной или устной речи.
Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для ваших
собеседников словосочетания, подстраивать под тех людей, сенсорные
предпочтения которых вам уже известны, и наблюдайте за эффективностью
своих действий. Вы увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с
подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком
невозможно общаться.
Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе
движений глаз) вашего собеседника.
Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или
клиентов, общаясь с ними.
Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать
инициатору общения. Можно попробовать склонить собеседника в сторону
какойлибо другой, не свойственной ему модальности, так, что он увидит (или
услышит, или почувствует) всё поиному.
Такие приёмы помогут в налаживании общения, разрядят ситуацию.3
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕНСОРНОГО ПРЕДПОЧТЕНИЯ.
(из книги Хэрри Алдера «НЛП: современные психотехнологии).
Визуальные представления.
1. У кого из ваших знакомых самые длинные волосы?
2. Вспомните лицо вашего школьного учителя.
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы живёте или работаете.
5. Представьте себе самую большую книгу из вашей домашней библиотеки.
6.
Аудиальные представления.
1. Вспомните свою любимую мелодию.
2. Попробуйте услышать в своём воображении отдалённый звон церковных
колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Вспомните голос своего детского друга.
5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.
6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.
7.
Кинестетические представления.
1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.
2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бумажных стаканчик.3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.
4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.
5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.
6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.
4
Визуальные представления.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
7
7
7
7
7
7
Аудиальные представления.
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
Кинестетические представления.
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
7
7
7
7
7
7
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
7
7
7
7
7
7
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
Поставьте себе по каждому вопросу баллы от 1 до 9, чем яснее в вашем
воображении образ какоголибо предмета, тем выше балл.5
А теперь подсчитайте общее количество баллов по каждой модальности
отдельно и разделите на шесть (по числу вопросов), чтобы получить среднее
значение.
Отметьте, в каком из трёх случаев вы получили наибольшее количество баллов.
Возможно, какаято одна модальность будет у вас менее (или более) выражена, чем
остальные.
Модульности и субмодальности.
Визуальные.
Яркость контрастность
Размер чёткость
Цветность ограниченность, панорама
Насыщенность фокус
Оттенки движение
Форма перспектива
Расположение расстояние, дистанция.
Звуковые.
Высота тона длительность звука
Темп локализация
Громкость расстояние
Темп и тональность источник
Количество моно (стерео)
Непрерывность звучания чёткость6
Кинестетические.
Давление длительность
Расположение интенсивность
Число форма
Текстура частота
Температура движение.