Консультация для педагогов Сущность педагогического процесса в ДОУ и его основные задачи
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
09.02.2017
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.
Сущность педагогического процесса в ДОУ.docx
Сущность педагогического процесса в ДОУ
и его основные задачи
Педагогическим процессом называют целостный процесс
осуществления воспитания в его широком смысле, путем обеспечения
единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).
В широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов и
т.д. направленных на решение одной глобальной задачи.
В узком смысле педагогический процесс рассматривается, как
сосредоточенное содержание обучения, его средств, методов, форм
организации на какойто более конкретной задаче. Он так же может
рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия.
Например, как сочетание разных видов деятельности: труда, игры, учебной,
спортивной, художественной деятельности, направленных на решение этой
конкретной задачи.
Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко
используемый термин «учебновоспитательный процесс».
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения
на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде
педагогический процесс это специально организованное, развивающееся во
времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие
детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей
образования, воспитания, обучения. Педагогический (учебновоспитательный)
процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения,
воспитания, формирования и развития.
Педагогический процесс так же обладает целостностью и общностью.
Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение
зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает.
Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире.
В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности,
идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание
обращено в первую очередь к потребностно мотивационной сфере личности.
Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее
развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука
рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом
целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения,
является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих
условиях.
Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических
процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и
заключительный (И.П. Подласый).
На подготовительном этапе педагогического процесса определяются
цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируется,
прогнозируется результат и схема процесса, подбираются методы воздействия
с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.
Завершается подготовительный этап планом перспективной работы.
На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие
воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за
промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить
отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые
дополнения или изменения. Этот этап потому и называется основным, что
именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно образовательные задачи. Важно на этом этапе постоянно поддерживать и
учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействия.
На заключительном этапе проводится исчерпывающий анализ причин
получения положительных результатов и образования недостатков.
Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач,
адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то,
что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.
Можно выделить несколько принципов построения
педагогического процесса в ДОУ:
•
учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы
ребенка;
•
•
решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
учитывать положение о ведущей деятельности, смене
деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в
едином педагогическом процессе;
•
осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
•
создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой
будет развиваться свободная творческая личность;
•
стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и
воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав
ребенка».
Собственно педагогический процесс становится совокупностью или
комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей,
накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.
Консультация для педагогов Сущность педагогического процесса в ДОУ и его основные задачи
Консультация для педагогов Сущность педагогического процесса в ДОУ и его основные задачи
Консультация для педагогов Сущность педагогического процесса в ДОУ и его основные задачи
Консультация для педагогов Сущность педагогического процесса в ДОУ и его основные задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.