В консультации для педагогов - Техники рисования, говорится о том, что для профилактики и психокоррекции эмоциональных состояний, где предлагает использовать эффективное средство, соответствующие возрастным особенностям детей, - изобразительную и игровую деятельность. Используются различные техники изображения такие как рисование: карандашом, фломастером, гуашью, красками, пастелью, мелками, восковыми мелками, свечой, канцелярским клеям и т.д.В консультации для педагогов - Техники рисования, говорится о том, что для профилактики и психокоррекции эмоциональных состояний, где предлагает использовать эффективное средство, соответствующие возрастным особенностям детей, - изобразительную и игровую деятельность. Используются различные техники изображения такие как рисование: карандашом, фломастером, гуашью, красками, пастелью, мелками, восковыми мелками, свечой, канцелярским клеям и т.д.
Консультация для педагогов
ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
С.В. Капранова разработала программу «Путешествие с волшебной кисточкой»,
для профилактике и психокоррекции эмоциональных состояний, где предлагает
использовать эффективное средство, соответствующие возрастным особенностям
детей, изобразительную и игровую деятельность.
В данной программе она рекомендует использовать различные техники
изображения:
Рисование: карандашом, фломастером, гуашью, красками, пастелью, мелками,
восковыми мелками, свечой, канцелярским клеям и т.д.
Рисование свечой и мылом:
Руководство: На чистом листе рисуется основной сюжет свечой (мылом,
восковыми мелками), затем наносится фон и дорисовывается.
Развивает творчество детей.
Рисование: мятой бумагой, губками, зубными щетками, палочками, нитками,
пряжей, воздухом, коктейльными соломинками, ластиками, скотчем и т.д.
Волшебные нити:
Руководство: Нитки опускаются в краску, укладываются на листе бумаги,
который накрывается вторым листом бумаги, затем по очереди вытягиваются нити.
Дорисовывается образ. Развивает творчество детей.
Цветовушка
Руководство: "Напоить" краску водичкой, посмотреть, какая вам ярче
улыбается, взять ее на кисточку и капнуть на лист. Наклонив лист, разрешить
капле поиграть только следите, чтобы она не убежала за край листа. Или же
предложить ребёнку подуть на капельку из коктейльными соломинками, затем
посмотрите, на что похож ваш рисунок.
Примечание: Можно взять 3 разных цвета. Предложить ребенку взять лист на
обе ладошки и поиграть каплями.
Ребенок обнаруживает связь между ритмическими движениями с одной стороны и
изображением с другой. Получившееся можно дорисовать, сочинить сказку,
рассказ. Развивает фантазию, познание смешивания цветов, снимает напряжение,
способствует общению.
Рисование: на различных формах квадратных, круглых, треугольных, на
камушках,
Рисование шаблонов
Руководство: Ребёнок обводит рисунок по шаблону или использует готовый
шаблон.
компетентности у детей. Развивает мелкую моторику руки.
Примечание: Снижает тревожность, чувство художественной не
Рисование на фонеПримечание: Способствует повышению уверенности в себе, в своих
Руководство: Краски наносятся тампоном. Выбор цвета зависит от темы
психокоррекционных и развивающих задач.
Примечание: Рисовать можно на сухом или мокром фоне руками или
кисточкой, это способствует формированию связи между движениями рук и
появляющимся изображением.
Рисование по мокрому
Руководство: Лист смачивается, наносятся краски (рисунок)
способностях. Даёт познание смешивания цветов.
Пуантилизм – пальцевая живопись.
Руководство: Цветовое изображение кончиками пальцев.
Примечание: Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка
это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в
баночке, подцепить некоторое количество и перенести на бумагу, оставив первый
мазок. Рисование пальцами хорошо развивают не только мелкую моторику, что
влияет на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию
речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга рядом с
речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и
второй. Занятия с пальчиковыми красками – это еще и хороший рефлекторный
массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми
органами тела. Массируя эти точки, мы добиваемся улучшения состояния организма
в целом. Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию
творческих способностей. Я использую эту технику в работе с детьми с нарушением
опорнодвигательного аппарата, а так же рисование ладошками.
Рисование руками (ладошками)
Руководство: На ладони наносится краска или ладонь окунается в латок с
пальчиковой краской (гуашь смешивают с зубной пастой), ребёнок отпечатывает
на листе ладонь или кулачёк, а затем пальчиками дорисовывает изображение.
Примечание: Способствует раскрепощению, проживание цвета, формы,
развивает сотворчество и навыки общения детей.
Отпечатывание:
Руководство: Из плотного картона готовятся (вырезаются) изображение,
затем наносится краска. «Забитый» краской рисунок высыхает. Ребёнок берёт
белый лист по формату картона, смачивает всего поверхность водой и, прижимая
руками, накладывает изображение. Таким образом, можно изготовить печатки из
картофеля или отпечатать осенние листья.
Примечание: Получившееся изображение можно дорисовать, сочинить
сказку, рассказ.
Монотипия (от «моно» и греч. потек; отпечаток) вид печатной графики,
изобретение которого приписывается итальянскому художнику и граверу
Джованни Кастильоне (16071665). Техника монотипии заключается в нанесении
красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим
печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным,уникальным
Руководство: Нанести на половине листа пятна краски несколько видов,
затем сложить лист пополам, развернуть лист.
Следующий способ монотипии:
Руководство: Раздают зеркала, на них наносят гуашь различных цветов
бесформенно, накладывают лист, прижимают пальцами и с одного края
снимают.
Примечание: Получившееся изображение можно дорисовать; по нему можно
сочинить сказку; вырезать, красиво оформить как подарочный экземпляр.
Способствует развитию воображения, навыков работы с краской, повышает
художественную компетентность, уверенность в собственных способностях,
развивает навыки общения.
Процарапывание небольшим гвоздиком; на фоновой бумаге; на белой
бумаге.
Примечание: Процарапывание на черном фоне бумаги способствует
развитию концентрации внимания.
Уменьшение формата для гиперактивных способствует развитию усидчивости,
концентрации внимания.
Увеличение формата снижает речевую и двигательную активность
гиперактивных детей.
Граттаж (от фр. gratter скрести, царапать) способ выполнения рисунка
путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона,
залитых тушью.
Руководство: Краска бесформенно наносится на бумагу (цвет зависит от
темы), высыхают, затем лист натирается свечой. Готовят водный раствор (гуашь с
мылом), несколько раз покрывают лист черным раствором. Детям предлагают
использовать «волшебные ручки», которыми они начинают рисовать на волшебной
бумаге.
уверенность.
Рисование по кругу.
Руководство: Дорисуй рисунок соседа и так до тех пор, пока не вернётся твой
рисунок.
Примечание: Развивает коммуникативные качества.
Коллективное рисование или изготовление коллажа
Примечание: Развивает коммуникативные качества.
Оттиск печатками из картофеля («печатки»)
Примечание: Повышает художественную компетентность детей,
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую
вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля их изготавливает педагог,
разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (гео
метрические фигуры, цветы и пр.).
Способ получения изображения. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушкес краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать
пенопласт или ластик.
Способ получения изображения.
Ребенок прижимает кусочек поролона к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета
берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются блюдце и смятая бумага.
Отпечатки листьев.
Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения. Ребенок покрывает лист дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения
отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать
кистью.
Восковые мелки (свеча) и акварель
Материал и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага,
акварель, кисти.
Способ получения изображения. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на
белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов.
Изображение, нарисованное мелками, остается незакрашенным.
Монотипия предметная
Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти,
гуашь или акварель.
Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла
краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение
можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз так же складывая лист.
Монотипия пейзажная
Материал и инструменты: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка,
кафельная плитка.Способ получения изображения. Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной
его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение, как в озере, реке
(отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.
Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, «оживляется» красками,
чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится
рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается
размытым
Кляксография обычная
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой,
выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и
ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются
произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть
тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение
внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие
детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка или кисть (белка № 5), трубочкасоломинка для напитков.
Способ получения изображения. Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью
разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая.
Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бу
маги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие
детали
дорисовываются
Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»)
Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера
листа.
Способ получения изображения. Ребенок опускает нитку в краску (можно держать
нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной
краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или
на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные
петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого
сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается
одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики с одновременным ее
потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие деталидорабатываются тонкой кистью.
Набрызг
Материал и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или
расческа, зубная щетка.
Способ получения изображения. Ребенок набирает краску на кисть и легонько
ударяет ею о картон, который держит над бумагой, краска разбрызгивается на
бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или
расческу.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь