Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание двигательной активности детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественноэстетическому направлению развития детей второй категории
№ 5 «Голубок» г. Сальска
Консультация для педагогов
Тема: «Создание в группе условий для организации
двигательной деятельности»
Подготовила: Козел А.В.
Инструктор ФКФевраль
2019г.
«Создание условий для двигательной деятельности
детей»
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность
растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в
движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития
и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только
двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при
гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка
последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена
веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним
условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает
принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение
сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма
ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание двигательной активности детей.
При создании условий для двигательной активности необходимо учитывать:
Занятия с учетом уровня двигательной активности детей
Режим двигательной активности группы
Физкультурные уголки в группах
Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна
Гимнастика пробуждения
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной
мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и
содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной
деятельностью детей, воспитывающихся в разновозрастных группах детского сада.
Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного
режима детей , который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его
разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть
положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование
двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и
своеобразия педагогических воздействий в разновозрастных группах. Среди них важное
место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который
позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его
активности и самостоятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность
детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального
двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической
потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональноесодержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных
видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать
его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и
составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам
необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её
разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.
Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на
развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет
целый комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий.
Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое
специфическое название.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, прогулки, подвижные игры и физические
упражнения на прогулке выполняют организационно оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их
умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического
и двигательного развития.
Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и
развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут
меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года,
составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья
дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно –
оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной
деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время
прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном
учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера,
взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить
нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:
оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с
воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время
перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и
регулированию двигательной активности детей.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической
культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной
ДА детей. В нашем детском саду проводятся занятия по физической культуре не менее
трёх раз в неделю в первой половине дня по подгруппам. Формирование подгрупп должно
осуществляться с учётом трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и
физической подготовленности.Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по
инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных
двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником
активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных
проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство
самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня
двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение
отводится активному отдыху, физкультурномассовым мероприятиям, в которых могут
принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся неделя здоровья,
физкультурный досуг, физкультурноспортивные праздники , игры – соревнования.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые
дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным
видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно –
оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия
детей совместно родителями, участие родителей в физкультурно – оздоровительных
массовых мероприятиях дошкольного учреждения).
Все виды занятий по физической культуре, в совокупности обеспечивают
необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени
пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что
двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём,
продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического
развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её
соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам
чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от
задач:
Традиционные
Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
Сюжетноролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например
экскурсия.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную
мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению
здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена
только совместными усилиями медиков, воспитателей и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена
деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных
игр, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы,
змейки, дорожки для бега, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания,
площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале
оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить
отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной
работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс
оздоровительных мероприятий:
Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с
учетом длительности прогулки не менее полутора часов
Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
Облегченная одежда в детском саду
Гимнастика после сна
Витаминотерапия
Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)