Консультация для педагогов Тема: «Создание в группе условий для организации двигательной деятельности»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 08.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание двигательной активности детей.
Иконка файла материала konsultatsiya_na_temu_fiz-ra_v_dou.doc
Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным   осуществлением деятельности по художественно­эстетическому направлению развития детей второй категории № 5 «Голубок» г. Сальска Консультация для педагогов Тема: «Создание в группе условий для организации двигательной деятельности»                                                                                                                                   Подготовила: Козел А.В.  Инструктор ФКФевраль 2019г. «Создание условий для  двигательной деятельности детей» Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность  растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в  движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только  двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при  гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка  последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним  условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает  принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение  сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма  ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание двигательной активности детей. При создании условий для двигательной активности необходимо учитывать: Занятия с учетом уровня двигательной активности детей  Режим двигательной активности группы   Физкультурные уголки в группах  Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна  Гимнастика пробуждения Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной  мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и  содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной  деятельностью детей, воспитывающихся в разновозрастных группах детского сада.  Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного  режима детей , который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его  разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть  положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование   двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и  своеобразия педагогических воздействий в разновозрастных группах. Среди них важное  место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который  позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его  активности и самостоятельности. Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального  двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической  потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональноесодержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных  видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать  его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и  составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам  необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её  разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.  Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на  развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет  целый комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий.  Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое  специфическое название. Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, прогулки, подвижные игры и физические  упражнения на прогулке выполняют организационно ­ оздоровительные задачи. Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их  умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и  развития моторики. В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут  меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года,  составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья  дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно –  оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной  деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время  прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном  учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера,  взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить  нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:  оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с  воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время  перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и  регулированию двигательной активности детей.  Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной  ДА  детей. В нашем детском саду проводятся занятия по физической культуре не менее  трёх раз в неделю в первой половине дня по подгруппам. Формирование подгрупп должно  осуществляться с учётом трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и  физической подготовленности.Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по  инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных  двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником  активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных  проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство  самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня  двигательной активности. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно­массовым мероприятиям, в которых могут  принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся неделя здоровья,  физкультурный досуг, физкультурно­спортивные праздники , игры – соревнования. В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые  дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным  видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно –  оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия  детей совместно родителями, участие родителей в физкультурно – оздоровительных  массовых мероприятиях  дошкольного учреждения). Все  виды занятий по физической культуре, в совокупности обеспечивают  необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени  пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что  двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём,  продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического  развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её  соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам  чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок. Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от  задач:  Традиционные   Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.   Сюжетно­ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например  экскурсия.  Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную  мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению  здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена  только совместными усилиями медиков, воспитателей и родителей. После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена  деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных  игр, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы,  змейки, дорожки для бега, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания,  площадки для подвижных игр, игровое оборудование. Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале  оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить  отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной  работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс  оздоровительных мероприятий:  Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с  учетом длительности прогулки не менее полутора часов  Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)  Облегченная одежда в детском саду  Гимнастика после сна    Витаминотерапия Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)