Консультация для педагогов - Упражнения релаксации для дошкольников

  • Лекции
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Упражнения релаксации для дошкольников, говорится о том, что активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?В консультации для педагогов - Упражнения релаксации для дошкольников, говорится о том, что активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?
Иконка файла материала ---Консультация для педагогов -Упражнения релаксации для дошкольников.docx
Консультация для педагогов Упражнения релаксации для дошкольников      Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад,  различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации,  устают физически и эмоционально.  Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на  релаксацию.         Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к  перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо  научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с  «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён,  перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить  детскую гипервозбудимость?       Почему­то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только  взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить  трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного  возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим  пользоваться.     Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям  сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и  объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде  всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов,  благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.          Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его  управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают  огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная  деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее  возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.  Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность,  восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное  расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может  быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения  специальных психофизиологических техник.  Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:  “Задуй свечу”. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы  трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить  звук “у”. “Ленивая кошечка”. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как  тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”. Упражнения на расслабление мышц лица:  “Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух,  втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. “Рот на замочке” Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно­ сильно сжав губы. Затем расслабить их:    У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).   Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).   Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю. “Злюка успокоилась”. Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать  несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:   А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.   Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).   Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,   Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,   Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).Упражнения на расслабление мышц шеи: “Любопытная Варвара”. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть  голову максимально влево, затем вправо. Вдох­выдох. Движение повторяется по 2 раза в  каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:   Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.   А потом опять вперед – тут немного отдохнет.  Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в  исходное положение, расслабить мышцы:   А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!   Возвращается обратно – расслабление приятно!  Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное  положение, расслабить мышцы:   А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!   Возвращаемся обратно – расслабление приятно!  Упражнения на расслабление мышц рук: “Лимон”. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого  нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак.  Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:    Я возьму в ладонь лимон.    Чувствую, что круглый он.   Я его слегка сжимаю –    Сок лимонный выжимаю.   Все в порядке, сок готов.    Я лимон бросаю, руку расслабляю.   Выполнить это же упражнение левой рукой. “Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).   Стоя друг против друга, и касаясь, выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением  выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука  при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.“Вибрация”.  Какой сегодня чудный день!    Прогоним мы тоску и лень.    Руками потрясли.   Вот мы здоровы и бодры.  Упражнения на расслабление мышц ног:   “Палуба”.  Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и  прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на  правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного  согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох­выдох!   Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!   Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем. “Лошадки”.   Замелькали наши ножки,   Мы поскачем по дорожке.   Но внимательнее будьте,    Что вам делать, не забудьте! “Слон”.  Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по  комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол.  Произносить на выдохе “Ух!”. Упражнения на расслабление всего организма:   “Снежная баба”. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую  вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит  на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и  снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала таетголова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.  Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле. “Птички”.  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу,  вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой  цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее  макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний  ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на  краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы,  поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко  на лесной полянке.  “Бубенчик”. Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной  “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика. “Летний денек”. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под  звучание спокойной музыки:    Я на солнышке лежу,   Но на солнце не гляжу.    Глазки закрываем, глазки отдыхают.    Солнце гладит наши лица,    Пусть нам сон хороший снится.    Вдруг мы слышим: бом­бом­бом!    Прогуляться вышел гром.    Гремит гром, как барабан. “Замедленное движение”.  Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени,  ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая  медленную, негромкую музыку:    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.    Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.   Замедляется движенье, исчезает напряженье.    И становится понятно – расслабление приятно! “Тишина”.   Тише, тише, тишина!   Разговаривать нельзя!   Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,   И тихонько будем спать.  Упражнение «Карандаши и кисточки». Попросить ребенка вытянуть вперед прямую правую руку, напрячь ее (это карандаш) и  «нарисовать» ею круг. Сообщить, что рука превратилась в «кисточку», расслабить кисть и  «нарисовать» ею круг. Выполнить упражнение левой рукой. «На лесной полянке». Предлагаем детям отдохнуть на лесной полянке. «Раз, два, три в снежинки превратились  мы». Звучит музыка. Дети легко, на носочках бегают по «полянке» Тихо падают снежинки,  легкий ветер гонит их. Ветер стих, снежинки плавно опускаются, ложатся и засыпают  волшебным сном. Дети закрывают глаза. Лишь одна снежинка­ладошка улеглась на  горочку­живот и качается: «вверх­вниз, вверх­вниз; вдох­выдох, вдох­выдох». Музыка  продолжает звучать. Затем сказать: «Раз, два, три вот опять ребята мы». Дети спокойно  садятся. «На поляне утром». Утро. На небе показалось румяное солнышко. Все ожило. Мягкая зеленая трава  распрямилась, и на землю стекают серебристые капельки росы. Просыпаются цветы. Вот  подняли свои головки ромашки, они расправили беленькие лепестки и смотрят желтыми  глазками на утреннее солнышко. Колокольчики затрясли своими голубыми головками, и по всей поляне раздается тихий, нежный, еле – еле слышный звон. Прислушайтесь к нему!  Становится спокойно и необыкновенно приятно. Мы лежим на пушистой зеленой траве. Нежное солнышко ласкает нас. Все тело  расслаблено. Тихо. И только тихое звучание колокольчиков нарушает эту тишину.  Прислушаемся к этому приятному звуку. Вот из­под листочка подорожника выползла  любопытная божья коровка. В воздухе кружат первые стайки разноцветных мотыльков ибабочек, перелетая с одного цветка на другой. Они такие легкие, что ни один цветок даже  не наклоняется, когда на него садится бабочка или мотылек. А вот мотыльки кружат над  нами. Они машут своими разноцветными крылышками, и мы чувствуем, как легкий ветерок дует нам на голову, плечи, животик, ноги, руки. И это приятно. Мы отдыхаем (пауза).  Божья коровка заползла на ногу. Стряхните ее! (По действиям детей педагог определяет,  насколько дети вслушиваются в текст). Бабочки и мотыльки улетели, солнышко стало  припекать. Мы хорошо отдохнули. Медленно открывает глазки. «Ласковое солнышко» (индивидуальная релаксация). Анечка сидит на стульчике. Представь ласковое солнышко с множеством лучиков.  Солнышко нежно обнимает тебя и вот ты уже в серединке солнышка. Один из лучиков  решил поиграть с тобой и написал красивым подчерком. Солнышко осторожно покачало  тебя. Анечке хорошо, удобно, спокойно. А на прощание солнышко напомнило тебе, какая  ты хорошая девочка. И каждый солнечный лучик написал: красивая, добрая, любимая,  милая, внимательная. «Анечка, запомни все подарки, которые ты получила сегодня. Мы  желаем тебе быть доброй, любимой, спокойной, внимательной». Полет в облаках. Дышите легко и медленно. Представьте, что мы находимся на природе. Теплый, тихий  день. Нам приятно и всем хорошо. Дети абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх  на облака. Самое пушистое облако движется навстречу к вам. Вот вы уже лежите на этом  облаке и мягко утопаете в нем. Ваши ноги и руки свободны, раскинуты в стороны. Вам  лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все  ниже и ниже, пока не достигнет земли. Вот мы уже на земле. Облако улыбнулось нам, а вы  улыбнулись ему. У вас прекрасное настроение. И целый день вы будите спокойными,  добрыми и внимательными. Отдых на море. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Чудесный, летний день. Небо  голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми.  Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской  воды. Появляется ощущение обдувающего ваше тело легкого и свежего ветерка. Воздух  чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо. Шею, плечи,  спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и  послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым ижизнерадостным, хочется встать и двигаться. Откроем глаза. Мы полны сил и радости.  Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.             Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.  Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.               Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал  недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом  перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.              Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более  уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и  мыслей.            Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки  напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.   Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь