КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников
Оценка 4.7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
17.02.2018
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников
Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. Проблема детского здоровья и оздоровления детей в Казахстане в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.«Воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».(слайд 1) Слайд 2 Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. Проблема детского здоровья и оздоровления детей в Казахстане в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему, и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики. Слайд 3 Актуальность темы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста; вытекает из необходимости сформировать у воспитанников дошкольных образовательных учреждений современных представлений о роли здорового образа жизни. В современном образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению среди дошкольников здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Слайд 4 Факторы, влияющие на состояние здоровья: Развитие здравоохранения 10 – 15 % .Наследственность 16 – 20 % . Окружающая среда – 20 – 25 %. Образ жизни 50 – 55 % Слайд 5 Задачи раннего формирования культуры здоровья. • Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении собственного тела; • Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; • Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; • Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; • Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; • Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения); • Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Слайд 6 Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если будет соблюдаться выполнение режима дня. Слайд 7 Из этого можно выделить основные компоненты здорового образа жизни. 1 Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:  Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.  Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.  Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.  Формирование культурно-гигиенических навыков.  Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.  Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. 2 Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы рационального питания:  Обеспечение баланса.  Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.  Соблюдение режима питания. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. 3 Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Средства двигательной направленности:  Физические упражнения;  Физкультминутки;  Эмоциональные разрядки;  Гимнастика (оздоровительная после сна);  Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;  Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций. 4 Закаливание организма Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма. 5 Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками. 6 Соблюдение правил личной гигиены Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Слайд 8 Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья Воспитывать навыки здорового поведения Любить двигаться Есть больше овощей и фруктов Мыть руки после каждого загрязнения Быть доброжелательным Больше бывать на свежем воздухе Соблюдать режим. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких Вырабатывать навыки правильной осанки Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом Развивать художественный интерес. Слайд 9 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: • создание системы двигательной активности в течение дня: • утренняя гимнастика (ежедневно); • физкультурные занятия (3 раза в неделю); • музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); • прогулки с включением подвижных игр; • оздоровительный бег (ежедневно во время зарядки); • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов) • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); • эмоциональные разрядки, релаксация; • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение); • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.docx
Рудненский городской отдел образования КГКП «ясли­сад №4» р. п. Качар КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников Подготовила: Николаева С.Н.  «Воспитание основ здорового образа жизни  у детей старшего  дошкольного возраста».(слайд 1) Слайд 2  Здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся  к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни  общества. Проблема детского здоровья и оздоровления детей в Казахстане в настоящее  время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему,  и ее  решение становится одним из направлений государственной социальной  политики.  Слайд 3  Актуальность  темы определяется высокой заболеваемостью детей  дошкольного возраста; вытекает из необходимости сформировать у  воспитанников  дошкольных образовательных учреждений  современных  представлений о роли  здорового образа жизни.  В современном образовательном процессе жизненно необходимым является  определение и создание педагогических условий, которые способствуют  утверждению среди дошкольников   здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу  жизни.  Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой  происходила  интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и  психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа  жизни. Слайд 4  Факторы, влияющие на состояние здоровья: Развитие здравоохранения 10 – 15 % .Наследственность  16 – 20 % .  Окружающая среда – 20 – 25 %. Образ жизни  50 – 55 %  Слайд 5  Задачи раннего формирования культуры здоровья.  Сформировать у детей адекватное представление о человеке, о строении  собственного тела;  Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;  Формировать потребность в физическом самосовершенствовании, в  здоровом образе жизни;  Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи,  развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия  своих поступков для себя и своих сверстников;  Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;  Ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о  правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и  поручения);  Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех  видов деятельности. Слайд 6  Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе    жизни будет наиболее успешным, если будет соблюдаться выполнение режима  дня. Слайд 7 Из этого можно выделить основные компоненты здорового образа  жизни. 1 Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,  предусматривающий рациональное распределение времени и  последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм  функционирования организма. При проведении режимных процессов следует  придерживаться следующих правил:  Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей  детей (во сне, питании). Крепкий сон ­ залог гармоничного развития, один  из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне  происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг,  развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать  ритм сна и бодрствования.  Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды,  постели.  Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.  Формирование культурно­гигиенических навыков.  Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.  Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для  постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней  социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из  особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его  здоровье и настроении. 2 Правильное питание. В  детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется  пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого  человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском  возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы  рационального питания:  Обеспечение баланса.  Удовлетворение потребностей организма в основных питательных  веществах, витаминах и минералах.  Соблюдение режима питания. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней  среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое  непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья  ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.  3 Рациональная двигательная активность    . Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в  жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного  воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает  психоэмоциональный комфорт ребенка. Средства двигательной направленности:  Физические упражнения;  Физкультминутки;  Эмоциональные разрядки;  Гимнастика (оздоровительная после сна);  Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;  Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех  органов и организма в целом. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности  регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия  физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются  обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны  стать исключением и выходные дни. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная  физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и  пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу  позитивных эмоций. 4 Закаливание организма         Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных  задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию  компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его  работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его  систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям,  и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без  вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней  среды, повышается выносливость организма. 5 Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.           Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное  благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и  воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья  и рассматривается как совокупность психических характеристик,  обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения  ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое  здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и  индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический  комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.   Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение  имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении.  Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка:  именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он  весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе.  Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно  поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая  конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с  воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Для развития  психологически полноценной личности следует использовать все возможные  способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса  создания чего­то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со  сверстниками. 6 Соблюдение правил личной гигиены      Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и  субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно  более ранним их введением. Гигиеническая культура столь же важна для  человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит  человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает  жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости  доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!      Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных,  некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в  первую очередь содержать в чистоте.        Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя  постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.      Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не  только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.      Обучение организовывать  не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой  проблеме. Слайд 8 Задачи работы по формированию культуры здорового образа  жизни у дошкольников Формировать представления о том, что быть здоровым ­ хорошо, а болеть ­ плохо; о некоторых признаках здоровья Воспитывать навыки здорового поведения Любить двигаться Есть больше овощей и фруктов Мыть руки после каждого загрязнения Быть доброжелательным Больше бывать на свежем воздухе Соблюдать режим. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких Вырабатывать навыки правильной осанки Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом Развивать художественный интерес. Слайд 9 ФИЗКУЛЬТУРНО­ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:  • создание системы двигательной активности в течение дня: • • • • • • •  утренняя гимнастика (ежедневно);   физкультурные занятия (3 раза в неделю);   музыкально – ритмические занятия (2   раза в неделю);   прогулки с включением подвижных игр;   оздоровительный бег (ежедневно во время зарядки);   пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)   зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на   соответствующих занятиях)   оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);   физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);   эмоциональные разрядки, релаксация;   ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);   спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) • • • • • Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому  образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть  направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться  хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих  детей.       Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и  общественном воспитании к здоровому образу жизни формировать у малыша  навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью  окружающих.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018