Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов
Оценка 5

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Оценка 5
Мероприятия +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.11.2018
Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов
Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития детей с ТМНР являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря которому удавалось пройти начальный уровень воспитания ребенка в семье до поступления его в школу. Осуществляя сопровождение ребенка с тяжелыми и множественными врожденными нарушениями развития, специалист (психолог, педагог) должен очень внимательно отнестись к своему собственному внутреннему состоянию, настроить себя на самое чуткое отношение ко всем проявлениям индивидуальности ребенка, на готовность к диалогу с ребенком.
Консультация.docx
Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов,  работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями  развития Определение наиболее привлекательных для ребенка ситуаций совместных с взрослым действий позволяет особым образом планировать и выстраивать систему индивидуальных   занятий   с   обучающимся.   На   этом   этапе   члены   семьи   должны активно подключаться к работе психолога (педагога), предлагать свои решения в сложных   ситуациях   и   новые   упражнения,   подхватываемые   ребенком.   Мамы начинают интересоваться успехами других таких же детей и их родителей, ищут реализации  себя  вне дома. У  них  появляется  некоторое ощущение  свободы по отношению к ребенку, который еще совсем недавно вызывал чувство бесконечной боли, казался ненужным и бесперспективным. Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов.  Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития детей   с   ТМНР   являлось   именно   чуткое   и   творческое   отношение   родителей   к ребенку,   благодаря   которому   удавалось   пройти   начальный   уровень   воспитания ребенка в семье до поступления его в школу. Осуществляя   сопровождение   ребенка   с   тяжелыми   и   множественными врожденными   нарушениями   развития,   специалист   (психолог,   педагог)   должен очень   внимательно   отнестись   к   своему   собственному   внутреннему   состоянию, настроить   себя   на   самое   чуткое   отношение   ко   всем   проявлениям индивидуальности ребенка, на готовность к диалогу с ребенком. Ставя   перед   собой   задачу   разглядеть   подлинные   возможности   ребенка   с множественными нарушениями, особенности его индивидуальности, специалисты должны определить свои внутренние проблемы, а именно: необходимость преодоления эмоциональной вовлеченности в страдания как родителей, так и самого ребенка; формирование   подвижных   границ   собственного   личного   пространства   по отношению   к   больному   ребенку   и   членам   его   семьи   (от   очень   определенного дистанцирования на первом этапе через «сужение» дистанции на втором этапе к восстановлению «прежних границ» на третьем); необходимость   на   ходу   перестраивать   программу   занятий   в   связи   с меняющимся состоянием ребенка, с его готовностью или нежеланием продолжения действия, с изменившейся семейной ситуацией и пр.; принятие традиций и установок каждой семьи, необходимое для совместной работы с ребенком, общения на доступном семье уровне понимания;   принятие   и   преодоление   своей   неспособности   ответить   на   внутренний вопрос   родителей:   «Как   сделать   так,   чтобы   ребенок   услышал,   увидел   и заговорил?»  СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ СЛОЖНОЕ НАРУШЕНИЕ Несмотря на то, что дети со сложными нарушениями развития очень разные, начальные этапы коррекционной работы требуют решения одних и тех же задач и соответственно единых подходов. Важнейшая задача — это налаживание общения ребенка и взрослого, активного с обеих сторон и на языке, доступном ребенку. Для детей, особенно с сенсорными нарушениями, это в первую очередь язык тела. Он хорошо воспринимает прикосновения, изменения положения тела в пространстве, запахи, ему приятны движения, производимые не только им самим, но и взрослым, например,  в   процессе   пассивной   гимнастики.  Ребенку   со   сложным   нарушением развития   это   также   доступно.   Такое   взаимодействие,   доставляя   удовольствие детям,   не   только   стимулирует   их   интерес   к   общению,   но   и   повышает   их двигательную и исследовательскую активность в отношении окружающего мира, что чрезвычайно важно для всего дальнейшего развития. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЫХ ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ КАК  ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ЧУВСТВА Воспитание   тактильного   чувства   и   формирование   здоровых   телесных ощущений   у   ребенка   —   это   первое,   на   что   обращает   внимание   специалист, наблюдая за контактами матери и ребенка. Телесный контакт позволяет ребенку ощутить чувство защищенности и комфорта.  В   младшем   школьном   возрасте   важно   развивать   точные   тактильные ощущения. Пальчиковые игры приносят удовольствие от общения с взрослым и пользу для развития. Одной из задач подобных упражнений является получение ребенком   удовольствия   от   совместных   движений   с   взрослым   в   определенном ритме. Приводимые   в  Приложении   1  упражнения   рассматриваются   нами   как наглядные   примеры   ежедневной   работы   мамы   с   ребенком,   после   того,   как психолог обучит ее. Помогая ребенку почувствовать ритмы дня, недели, месяца, мы вводим новые упражнения или изменяем отдельные элементы уже знакомых игр постепенно. При этом важно оставлять упражнения неизменными в течение определенного времени (недели или месяца). Каждое из упражнений повторяется несколько   раз  (если   оно   нравится   ребенку).  Между   упражнениями   необходимо соблюдать паузу, в течение которой ребенок может показать голосом, движением, эмоциональным   проявлением   свое   отношение   к   повторению   этого   упражнения. Каждое движение выполняется медленно, уверенно и обязательно сопровождается речью.  РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ Очень важно, чтобы двигательные навыки ребенка развивались с возможно меньшим отставанием. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение   тела.   За   ребенка   со   сложным   врожденным   нарушением   это   должен делать взрослый. Во время занятий основное внимание уделяется приобретению как сенсорного, так и двигательного телесного опыта. Важно менять позу ребенка, его положение в пространстве С  этой   целью   в   занятия   включаются   различные   телесные   игры,  элементы массажа   и   гимнастики,   сопровождаемые   ритмически   организованной   речью (стишками,   потешками,   песенками).   Ритмичная   речь   задает   ритм   движениям, делает   их   более   организованными,   узнаваемыми   для   ребенка   и,   как   следствие, более приятными, предсказуемыми и легче запоминающимися.  В ходе занятий с ребенком следует:  учитывать конкретное состояние ребенка в данный момент времени и перестраивать в соответствии с этим план занятий;  прислушиваться   к   темпу   и   ритму   действий   самого   ребенка   и приспосабливать к ним действия взрослого;  чередовать периоды активного воздействия на ребенка с паузами, во время которых взрослый может ожидать от ребенка ответа на свои действия;  наблюдать   за   свободным   поведением   ребенка   в   начале   занятия   и чередовать   собственные   интенсивные,   стимулирующие   действия   с наблюдением за свободным поведением ребенка;  прекращать   занятия   при   усталости   или   излишнем   возбуждении ребенка. В этот период возможна организация с ребенком специальных игр­занятий на развитие   движений.   Эти   игры   должны   приносить   ребенку   радость   движения, способствовать развитию его эмоционального контакта с взрослым. Можно бегать с ребенком по комнате, держа его за руку или за веревочку; учить перелезать через препятствия на полу и подлезать под низко протянутой ленточкой; ползти на свет фонарика   под   составленными   в   ряд   стульями   или   в   специально   построенном туннеле; с помощью взрослого залезать на скамеечку и спрыгивать с нее; прыгать на пружинном матрасе или диване; съезжать с наклонной горки и залезать на нее; качаться на качелях; залезать на плечи взрослого и кататься на нем; играть с водой во время купания, наливая ее себе на ручки и ножки, переливая из одного сосуда в другой, и т. п.  РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Велико   значение   световой   и   звуковой   стимуляции   для   развития   ребенка. Очень важно внимание к звукам, которые произносит сам ребенок, прислушиваясь к ним, необходимо повторять их как можно более точно. Делая так, взрослый фиксирует внимание ребенка на этих звуках, стимулирует своеобразный диалог вокализаций ребенка и взрослого. Развивая   слуховое   внимание   ребенка,   важно   говорить   с   ним   и   петь   ему песенки лицом к лицу, привлекать его внимание разными звуками погремушек, свистелок   и   сопелок,   музыкальных   игрушек,   добиваться   того,   чтобы   он   искал знакомый   источник   звука,   поворачиваясь   к   нему   лицом   и   указывая   пальцем, стимулировать   постукивание   предметом   по   разным   поверхностям   и   по   его собственному телу, бросание предмета на пол или в металлическую коробку с характерным шумом. Важно   помнить,   что   ребенку   могут   быть   полезны   всевозможные   игры   с различными источниками света (тянуться или ползти на свет фонарика, ловить на полу световые блики — «зайчики», надевать на голову или снимать с нее яркие куски ткани вблизи источника света, включать и выключать настольную лампу и т. д.).   Для   стимуляции   хватания   нужно   подбирать   яркие   и   блестящие   предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, по его телу, вкладывать их в его руку и удерживать, чтобы потом выпустить и уронить. В   качестве   игрушек   полезно   использовать   медленно   движущиеся   или прыгающие яркие заводные предметы, за которыми ребенок может следить, ловить их руками (яркие мячики и машинки, которые можно поймать на полу; бутылочки и пузырьки с прозрачной или окрашенной водой, в которых плавают блестящие или цветные   шарики   и   которые   так   интересно   трясти   перед   источником   света, например перед освещенным окном). РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ Освоению   настоящего   предметного   действия   предшествуют   предметные манипуляции.   Они   бывают   неспецифическими   —   когда   ребенок   действует   со всеми предметами одинаково (стучит, бросает или лижет),  Важно   разнообразить   движения   ребенка,   приучая   его   к   новым   и специфическими — когда ребенок действует с каждым предметом по­разному, учитывая его физические свойства (гремит погремушкой, машет кусочком тряпки, стучит   кубиком,   надевает   круги   пирамидки   на   ручки   или   смотрит   сквозь   их отверстие   и   т.   д.).   Предметным   психологи   называют   действие   с   предметом   в соответствии с его культурным предназначением — когда ребенок тянет ложку в рот   и   облизывает   ее,   держит   чашку   за   ручку   и   пытается   из   нее   пить,   катает машинку по полу, бросает мячик, стучит молотком и т. д. Если не учить ребенка действовать с предметами, у него может очень рано зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, который перейдет вскоре в стереотипные движения, без конца повторяющиеся. Как   только   подобные   повторяющиеся   движения   появились,   нужно   пробовать повторять их за ребенком, привлекая его внимание к своим действиям, постепенно модифицируя   и   наполняя   предметным   смыслом   подобные   действия   (например, надевать на раскачивающуюся ручку браслеты и кольца, различные по материалу, размеру и весу; привязывать ленточки и звучащие при движении предметы).         Открывание   и   закрывание   дверей,   шкафов,   коробок   и   кастрюль, выдвижение ящиков комода и вынимание лежащих там предметов — это те первые предметные   действия,   которые   должен   освоить   каждый   ребенок,   активно познающий мир. Нужно только вовремя научить его не только разбрасывать, но и собирать   упавшие   предметы,   ставить   коробки   и   кастрюли   на   место   и   т.   д. Предметами, с которыми обязательно должен научиться правильно действовать ребенок,   являются   обычно   ложка   и   чашка.   Как   и   все   здоровые   дети.   Строгий порядок   в   доме   (режим   и   обстановка)   необходим   для   обучения   навыкам самообслуживания:   ребенок   со   сложным   нарушением   по   возможности   должен научиться есть самостоятельно ложкой и пить из чашки. Развитие эмоционального контакта в подвижных играх с родителями делает более полноценным участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых вместе с родителями.   Специалист   должен   помочь   родителям   осознать   важность   строгой очередности   повседневных   бытовых   действий   ребенка   и   взрослого,   осваивая которые ребенок должен готовиться к обучению навыкам самообслуживания. И это не такая простая задача для многих семей — осознать, что строгий порядок в доме необходим для воспитания бытовых действий ребенка.  РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ   Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создают   предпосылки   для   успешного   познавательного   развития   ребенка. Организация   интересных   и   увлекательных   совместных   действий   ребенка   с взрослым   способствует   развитию   его   общения.   При   развитии   средств   общения ребенка со сложными нарушениями необходимо уделять внимание использованию любых известных средств (крики, взгляды, лепетные слова, указательный жест и естественные жесты, изображающие действие с предметом, сами предметы и их изображения, устная и письменная речь).      Для того чтобы общение состоялось, необходимо желание общаться с другим   человеком   и   поделиться   с   ним   своим   эмоциональным   состоянием   или попросить его о помощи. При этом для общения необходима ситуация некоторого непонимания, когда каждый имеет свое собственное представление о проблеме, в разрешении   которой   нуждается,   и   это   непонимание   требует   уточнения   и своеобразных   переговоров.   Необходимо   добиваться   возникновения   у   ребенка желания   быть   рядом   с   близким   взрослым   и   просить   помощи   в   осуществлении своих детских стремлений.  Чтобы ребенок захотел общаться, надо создать ситуацию Например, нужно захотеть получить любимую игрушку, чтобы просить ее достать   —   криком   или   указательным   жестом,   знаком­жестом,   обозначающим действие с этой игрушкой. Нужно сделать так, чтобы подобные желания ребенка не удовлетворялись немедленно, чтобы эту игрушку мог достать только взрослый и только после просьбы ребенка. Мало того, искусственно создавая мотивацию общения, взрослый может «не сразу понять ребенка» и предложить ему другую игрушку, постепенно уточняя желания ребенка. Когда ребенок хочет заниматься понравившимся   ему   делом,   хорошо,   если   он   обозначит   его   соответствующим действием (дотрагивается до рта — просит покушать или подпрыгивает на месте — просит прыгать вместе с ним и т. д.).      При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей   ребенок   с  ТМНР   способен   к   определенному   спонтанному   развитию. Благодаря   взрослому   ребенок   постепенно   усваивает   очередность   повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, может стать сигналом для каждой такой значимой   для   ребенка   бытовой   ситуации.   Самостоятельное   освоение   ребенком сначала   отдельных   действий,   а   затем   и   целого   цикла   действий   внутри   каждой бытовой   или   игровой   ситуации   позволяет   сделать   естественный   жест   знаком определенного   предмета   и   действия   с   ним.   Все   это   подготавливает   замену естественного жеста условным знаком — жестом языка глухих, дактильным* (то есть побуквенным изображением с помощью ручной азбуки) или устным словом, а затем и письменной фразой. Опыт показывает, что естественные жесты хорошо помогают справиться с задержкой развития устной речи у детей с нормальным слухом и слепотой, при умственной отсталости и т. п.  РАЗВИТИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ИГРЫ Наблюдения   за   развитием   игры   у   детей   со   сложными   нарушениями показывают,   что   сюжетные   игрушки   сначала   выступают   у   них   как   реальные предметы. Такой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из   маленькой   чашечки   после   того,   как   действия   с   этими   игрушками   были продемонстрированы   взрослым   с   помощью   куклы.   Посредством   игрушек   — уменьшенных   копий   ребенок   должен   научиться   играть,   чтобы   познавать окружающий   мир   и   реализовывать   себя   реальных   бытовых   предметов   — происходит   дальнейшее   обобщение   предметных   действий   с  ними,  своеобразное моделирование реальных бытовых ситуаций. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается такими детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать как модель человека для совершенствования навыков правильного надевания   различных   частей   одежды,   застегивания   и   расстегивания   застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий реальных людей и т. д.   Для   будущего   развития   таких   детей   очень   важно   организовывать   их наблюдение   за   действиями   окружающих:   за   тем,   как   едят,   пьют,   одеваются   и умываются   мама,   папа   и   др.,   как   они   причесываются,   обуваются,   складывают одежду   и   т.   д.   Они   необходимы   всем   детям   со   сложными   нарушениями,   мир которых ограничен и очень труден для освоения. А без наблюдения за действиями других   невозможна   полноценная   игра, самостоятельной деятельности в будущем.   подготавливающая   ребенка   к ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пальчиковые игры Упражнение 1 Утро настало, Солнышко встало. Пальцы руки малыша растопыриваются пальцами матери. — Эй,  братец   Федя, Разбуди соседей! Мама совершает круговые движения большим пальцем руки ребенка. —   Вставай, Большак!  Мама щелкает по большому пальцу ребенка. —   Вставай, Указка!  Щелчок по указательному пальцу ребенка. —   Вставай, Середка!  Щелчок по среднему пальцу. —   Вставай, Сиротка!   Щелчок по безымянному пальцу.  Щелчок по мизинцу. —   И   Крошка­ Митрошка!  —   Привет, Ладошка!   Щелчок в центр ладони. Все потянулись и проснулись.  Все пальцы ребенка взрослый разгибает одновременно. Подобные  упражнения сначала выполняются с одной рукой малыша, затем — с другой.  Упражнение 2 Стала   Маша   гостей собирать: Одна рука малыша кладется с хлопком на его другую руку. — И Иван приди, Руками мамы «здороваются», прижимаются друг к другу большие пальцы руки ребенка. — И Степан приди,   Соединяются указательные пальцы. — Да и Андрей приди,   Соединяются средние пальцы. — Да и Матвей приди.  Соединяются безымянные пальцы. — И Митрошечка, ну, пожалуйста! Соединяются мизинцы.             Подобные упражнения сначала выполняются с руками малыша, затем — с  рукой малыша и взрослого. Упражнение   3  На двери висит замок. Пальцы взрослого сплетаются с пальцами ребенка и сжимают ладонь. Кто его открыть бы смог? Рука взрослого то сильнее, то слабее сжимает кисть ребенка. Потянули, покрутили, Пальцы взрослого, вставленные между пальцами ребенка, сжимают их,  тянут, затем крутят. Постучали и открыли.       Ладонь взрослого стучит о ладошку ребенка, а затем резко пальцы ребенка  освобождаются от «тисков» взрослого.       Такие упражнения выполняются сначала с руками взрослого и ребенка, а затем  «замок» создается только руками ребенка — взрослый держит их снаружи.

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов

Консультация для педагогов, воспитателей, специалистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018