Консультация для педагогов - ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

  • Лекции
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ, говорится о том, что Защита детей от жестокого обращения - одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе - важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей.В консультации для педагогов - ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ, говорится о том, что Защита детей от жестокого обращения - одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе - важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения.Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей.
Иконка файла материала ==Консультация для педагогов - Признаки выявления насилия в семье с детьми дошкольного возраста.doc
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Центр развития ребенка ­ детский сад 1 категории  «Золотой ключик»              «Признаки выявления насилия в семье  ПО ТЕМЕ:  с детьми дошкольного возраста» Цель: Способствовать предотвращению в семьях жестокого обращения и насилия с детьми дошкольного возраста                                                                                                                                     Материал подготовлен педагогом­психологом                                                                  детского сада «Золотой ключик» Е.М.Бондарь г. Волгодонск ­ 2010 г. 1ЗАЩИЩАЕМ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ Новый взгляд на проблему  Защита детей от жестокого обращения ­ одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе ­ важнейшая задача социального педагога до­ школьного учреждения. Маленький   ребенок,   как   правило,   сталкивается   с   жестоким   обращением   в   семье. (Реже ­ на улице.) Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с ма­ лышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную   работу   с   неблагополучной   семьей.   Очень   часто   эти   меры   предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав. Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты ­ малыша, оставшегося без родителей. «Чаще всего от психологического и физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях, ­  отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 мая 2009 года. ­ По различным оценкам, у нас выявляется не меньше 100 тысяч таких семей в год. Дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую сами совершают преступления». Работа с неблагополучной семьей должна сегодня оказаться в центре внимания со­ циальных   служб.   Значимость   такой   работы   должны   понимать   и   социальные   педагоги детских садов. Необходимо сформулировать новые принципы взаимодействия с такими семьями  и выработать новые механизмы защиты детей, проживающих в таких семьях. Для начала определим, какую семью мы считаем семьей группы риска по социальному сиротству.  Семьи группы риска ­  это семьи, в которых  пренебрегают нуждами ре­ бенка.  Это   семьи,   в   которых   ребенок   может   стать  свидетелем   насилия   по отношению к близким или в которых  с ним самим могут жестоко обращаться. Иными словами, это семьи, в которых ребенку плохо и опасно жить. Согласно такому определению, семьи группы риска могут быть совершенно разными по  социальному составу, достатку  и состоянию  здоровья. Но в российской  системе со­ циальной  защиты, к сожалению, до сих пор главенствует категориальный  подход:  «Эта семья ­ из категории малоимущих. Эта семья ­ из категории безработных. Эта ­ из катего­ рии семей, имеющих ребенка­инвалида». Деление на категории лежит в основе составления социального   паспорта   образовательных   учреждений   и   в   организации   социального   об­ служивания семьи: семья такой­то категории получает право на такие­то льготы, пособия, услуги и т.д. Но при таком подходе из поля зрения социальных служб совершенно выпадают семьи, которые мы можем отнести к категории семей группы риска по социальному сиротству. В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебре­ гать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Мы не можем отнести к группе риска всю категорию таких семей. В результате мы можем потерять из виду семьи, в которых существует угроза здоровью и жизни ребенка. Категориальный подход для защиты детей от жестокого обращения, для предотвра­ щения социального сиротства оказывается неэффективным. Необходимо, чтобы на смену ему пришел индивидуальный подход. В чем принципиальное отличие индивидуального подхода от категориального? Социальные   службы   должны   научиться   диагностировать   каждый   отдельный   случай 2жестокого или плохого обращения с ребенком и выстраивать план работы с семьей, необ­ ходимый именно в данном, конкретном случае. Крайне   важным   является   выявление   семейного   неблагополучия   на   ранних   этапах кризиса и использование новой технологии сопровождения такой семьи ­ технологии ра­ боты со случаем. Эта технология во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально­психологическую помощь и предотвратить изъятие ребенка из семьи. Основанием   для   диагностической   работы   и   последующих   действий   по   работе   с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а  сигнал,  поступающий   от   общественных   организаций,   учреждений   образования   или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни, Например, воспитательница детского сада или медсестра может заметить синяки у малыша. Соседи могут стать свидетелями запугивания или плохого обращения с ребенком. Социальный педагог в ДОУ в случаях с детьми дошкольного возраста может стать той самой «начальной инстанцией», куда поступает подобный сигнал. Он, по своему статусу и профессиональному положению, должен обладать необхо­ димыми адресами и телефонами, позволяющими ему передать «сигнал» дальше ­ в те ин­ станции, которые способны вмешаться в судьбу ребенка и его семьи. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом   обращении   с   ребенком,   если   он   умело   и   своевременно   взаимодействует   с   раз­ личными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный   вклад   в   инновационный   процесс   по   развитию  индивидуального   подхода   при организации социальной защиты детей. Марина Егорова  ­ президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения 3ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Исследование  положения в странах с переходной  экономикой  при сравнении  коэф­ фициентов самоубийств в возрастной группе 5­19 лет оказался в России самым высоким среди стран ­ 7,0 на 100 тысяч соответствующего населения, в Беларуси ­ 5,0; Польше ­ 4,0; Словакии ­ 3,0; Румынии ­ 2,2. Вопросы жестокого обращения с детьми в настоящее время становятся глобальной проблемой. Отмечено, в частности, что сегодня в Европе дети все меньше ценятся как ра­ ботники, опора для родителей в старости или как будущие защитники, в то время как воз­ растает их роль в удовлетворении эмоциональных потребностей  родителей в любви и в осознании   последними   своей   силы.  Общество  же  расценивает   подрастающее  поколение лишь в качестве потребителей. Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психиче­ ского здоровья под воздействием переживаемых трудностей ­ социальной нестабильности общества, неуверенности в завтрашнем дне, влиянием стрессогенных ситуаций в условиях кризисных явлений в государстве, ослаблением института семьи и других факторов не мо­ жет не отразиться на прежде всего психическом здоровье подрастающего поколения, за­ частую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых. Научными исследованиями, практикой показано,  что любая форма насилия,  как правило,   наносит   ощутимый   вред,   здоровью   ребенка,   нередко   являясь   причиной смерти детей, провоцируя их на самоубийство или попытку суицида. Модели причин (факторов) насилия в семье "Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются на: 2. 1. психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию роди­ телей (алкоголь, наркотики, агрессивность,   коммуникативная некомпетентность, суици­ дальные наклонности, депрессивность и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, фи­ зические и психические недостатки и т.п.); социальные,  объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.); 3. психосоциальные,  стремящиеся   интегрировать   психологические   и   социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, си­ туативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и опреде­ ляющими проявлениями насилия в семье. Характеристика основных форм жестокого обращения с детьми   Практические работники органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения в целях принятия в своей повседневной деятельности адекватных эффективных мер защиты прав ребенка должны иметь представление о наиболее часто встречающихся формах насилия над ребенком, диагностических признаках, реальных путях предотвраще­ ния насилия в отношении детей и, в конечном счете, содействовать своими практическими действиями укреплению института семьи. В соответствии со вступившей в силу на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. Международной (десятого пересмотра) статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), в класс XIX "Травмы, отравления и другие 4токсических веществ. или другие взрослые. тей; Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, Чаще всего это происходит в семьях, где:  убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания де­ последствия воздействия внешних причин смертности", который позволяет систематизи­ ровать происшествия, условия и обстоятельства в качестве причины травмы, отравления и другого неблагоприятного воздействия, под рубрикой "Т74" включен синдром жестокого обращения. Он включает в себя такие состояния, как: физическая жестокость, в т.ч. побои (синдром истязания младенца или ребенка);    психологическая жестокость;    сексуальная жестокость;  оставление без внимания или заброшенность;  другие синдромы жестокого обращения, а также синдром неуточненного жестокого обращения, в т.ч. с ребенком. 1. Физическое насилие Физическое насилие  ­  это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ре­ бенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физи­ ческого, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков,    родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;    родители (или один из них) имеют психические заболевания;     нарушен эмоционально­психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутст­ вие уважения друг к другу);    родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, по­ терей работы, экономическим кризисом и др.;      родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;    дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических       или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Распознание   факта   физического   насилия   над   ребенком. Характер повреждений;   синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;    ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погруже­ ния в горячую воду), а также на ягодицах;  повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;  выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;  участки облысения, кровоподтеки на голове;  повреждения внутренних органов;  "синдром сотрясения" у грудных детей. На случайный характер травм указывает: множественность   повреждений,   различная   степень   давности   (свежие   и   зажи­ вающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);   несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно ­  гигиеническая запущенность); 5  появление травм после выходных и праздничных дней. Особенности поведения: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плак­ сивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении ­ от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассив­ ная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития. Младший школьный возраст:  стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, не­ способность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый   возраст:  побеги   из   дома;   употребление   алкоголя,   наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение. Основными  особенностями   поведения   родителей  или   опекунов,  если  они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или необращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;   большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреж­ дениям. 2. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) Пренебрежение   основными   нуждами   ребенка  (моральная   жестокость)   ­   это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также  недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.   служить:       Причинами   неудовлетворения   основных   потребностей   ребенка   могут  отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;  отсутствие заботы и присмотра за ребенком;    отсутствие внимания и любви к ребенку и др. Чаще всего пренебрегают  основными нуждами детей  родители или лица, их заме­ няющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально­экономическим уровнем жизни;  имеющие  хронические  заболевания, инвалидность, умственную  отсталость;  пере­ несшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные. Последствия моральной жестокости у детей. Внешние проявления:  утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;  у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;  одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;       нечистоплотность,   несвежий   запах. Физические признаки:    отставание в весе и росте от сверстников;    педикулез, чесотка; 6   частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;    запущенный кариес;    отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития. Особенности поведения:   постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;   неумение играть;   постоянный поиск внимания/участия;   частые пропуски школьных занятий;   крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя   в"псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или    подавлен;    неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;   склонность к поджогам, жестокость к животным;   мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр. 3. Эмоциональное (психологическое) насилие Эмоциональным   (психологическим)   насилием  является   однократное   или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и   других   взрослых,   вследствие   чего   у   ребенка   нарушаются   эмоциональное   развитие, поведение и способность к социализации. Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием. К  этой форме жестокого обращения с детьми относятся:   угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физи­ ческой силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и по­ стоянная критика;    лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;   однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;   преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;    вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному пове­ дению (алкоголизм, наркомания и др.).   Особенности   детей,   подвергающихся   эмоциональному   (психологическому) насилию:  задержка психического развития;  невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;  низкая самооценка;  эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;  избыточная потребность во внимании;  депрессия, попытки суицида;  неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступ­ чивость или агрессивность);    ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение; 7  нервно­психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, рас­ стройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). Возрастная специфика: Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспо­ койство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец. Для младших школьников ­ проблемы с обучением, отвержение со стороны сверст­ ников, плохие социальные навыки. У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость. В пубертатном периоде ­ депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее поведе­ ние, низкая самооценка, психосоматические заболевания. Группы риска детей по эмоциональному насилию:   дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;   дети раннего возраста;   дети­инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностя­ ми;   дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;   дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;   дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;   дети, в семье которых много социально­экономических и психологических про­ блем. Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:   не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;   публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;   сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;   обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. 4. Сексуальное насилие Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексу­ ального удовлетворения или выгоды. К данному виду насилия относятся:    половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным спосо­ бом;    мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с поло­ выми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;   введение предметов во влагалище или анус; 8  сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в   мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;  демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной  проституцию; стимуляции ребенка;   совершение полового акта в присутствии ребенка;   демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);   подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур  (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать  его ненасильственным, поскольку ребенок:   не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;  может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незре­ •  не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих лости; действий. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:  патриархально­авторитарный уклад;  плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;  конфликтные отношения между родителями;  мать ребенка чрезмерно занята на работе;  ребенок долгое время жил без родного отца;  вместо родного отца ­ отчим или сожитель матери;  мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;  родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;  родители (или один из них) имеют психические заболевания;  мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. Распознание сексуального насилия над ребенком. Характер травм и заболеваний:  повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;  "зияние" ануса;  следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;  наличие заболевания, передающегося половым путем;  беременность;  недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;  нервно­психические расстройства;  психосоматические расстройства. Особенности психического состояния и поведения ребенка. Дети  дошкольного   возраста:  ночные   кошмары;   страхи;   регрессивное   поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или иг­ рушками; открытая мастурбация. Дети   младшего   возраста:  резкое   ухудшение   успеваемости;   невозможность 9сосредоточиться;   несвойственные   возрасту   знания   о   половых   вопросах,   сексуально окрашенное  поведение;   гнев,   агрессивное   поведение;   ухудшение   взаимоотношений   со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.  Подростки:   депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или по­ пытки   самоубийства;   употребление   алкоголя,   наркотиков;   проституция,   беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым. Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совер­ шается его родственником или знакомым. Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмот­ рения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки насторожен­ ности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения зна­ ний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников. Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ре­ бенку. Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. Анонимные опросы показывают, что каждая четвертая   девочка,   и   каждый   шестой   мальчик   подвергаются   сексуальному   насилию   до достижения 18 лет. Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.  Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных   контактов   с   посторонними   людьми,   но   этого   все­таки   может   оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное  насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от  него, доверяет ему или даже любит. Тайна окружает сексуальное насилие. Многие жертвы не рассказывают о   перенесенном   насилии,   пока   не   станут   взрослыми,   а   некоторые   из   них   никогда   не раскрывают эту тайну.  Рассказать  кому­либо  о   сексуальном   насилии   трудно   для   жертвы   по многим причинам:   угрозы со стороны насильника;    насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть    жертва может считать себя виновным в насилии;    ребенок любит насильника или нуждается в нем;    пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет его; насильник;    ребенок не понимает, что то, что с ним делают ­ плохо;    несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят. Почему дети должны знать о сексуальном насилии? Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им при­ ятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы до­ 10биться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказыва­ ется достаточным. Мы не можем избавить мир от сексуальных насильников, но мы можем уменьшить риск для наших детей стать жертвой сексуального насилия, сделать их более защищенными. Что дети должны знать, чтобы защитить себя. Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии ре­ ально помочь,  ­  эти навыки, жизненно важные  для  любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупот­ ребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения лич­ ной безопасности. При мытье ребенка­дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интим­ ной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.  Необходимо научить ребенка:  доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возмож­ ную опасность и избежать ее;  " уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. При этом следует объяснить, что:  хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит,         или как дружеские рукопожатия;  плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от   которых хочется избавиться  и которые могут ранить душу;    смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают не привычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хо­ рошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ре­ бенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто­то трога­ ет интимные части тела. Если какие­то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:   громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;   убежать;   рассказать обо всем взрослому, которому доверяет. Ребенку   необходимо   разъяснить,   что,   хотя   воспитанные   дети   и   должны   уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из­за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной. Родители   должны   поддерживать   со   своими   детьми   доверительные   отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может сво­ бодно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ 11обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им   может   стать   доброжелательный   разговор   или   рукопожатие   как   выражение   теплых чувств. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно, слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными пе­ реживаниями ­ это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секрет­ ность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.         Взаимоотношения с посторонними. Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:  входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;  самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что роди­ телей нет дома;  несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позво­ нить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в крити­ ческой ситуации;  рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб; телефона и почтовый адрес;  нужно научить ребенка пользоваться телефоном­автоматом, знать номер домашнего  если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;  выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр. 12Материал взят из интернета.          Консультация подготовлена педагогом ­ психологом ­ Е.М.Бондарь 13