В консультации для педагогов - ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК, говорится о том, что многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.В консультации для педагогов - ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ - ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК, говорится о том, что многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования характеризуется
значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его
рабочего дня протекает в эмоциональнонапряженной обстановке: эмоциональная насыщен
ность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за
жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на
эмоциональное и физическое
появляются нервозность,
раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг педагога
обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения,
недовольства, отчаяния, однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит
бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает
эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
самочувствие педагога:
Исследования Л.М. Митиной, О.А. Прохорова. А.А. Реана. А.А. Баранова и др. показывают,
что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов
эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают
низкий показатель степени социальной адаптации. Проведенный нами опрос воспитателей
дошкольных учреждений подтверждает это. Большинство из респондентов отмечают, что не
умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это прояв
ляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического
самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей. Данные
многих исследований показывают, что даже у молодых педагогов частыми являются обращения в
медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечнососудистой системы,
язвенных заболеваний неврогенного характера (В.В. Бойко, Л.М. Митина, Т.В. Форманюк и др.).
Многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться
своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм,
выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физи
ческим, психическим и психологическим здоровьем.
Об эмоциональном выгорании специалистов дошкольного образования
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид
профессионального заболевания лиц, работающих людьми, врачей, педагогов, психологов,
воспитателей, работником торговли, руководителей, менеджеров и др. Выяснилось, что
представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального
утомления и опустошения синдрому эмоционально выгорания. Термин был введен
американским психиатром Ж.Дж. Фрей Денбергом в 1974 г. для характеристики
психологического состоянии здоровья людей, находящихся в интенсивном общении с
клиентами и эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное
выгорание понимают как механизм психологической защиты. выработанной личностью в
форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие
воздействия.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность,
деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.
истощение
Эмоциональное
проявляется в ощущениях эмоционального
перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных
ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек чувствует, что уже не может отдаваться
работе с таким же воодушевлением, как раньше, он как бы израсходовал свою психическую
1энергию без остатка.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного
отношения к людям, с которыми работает специалист, циничного отношения к труду и
объектам своего труда. В частности это проявляется в бесчувственном, негуманном
отношении к клиентам, сотрудникам. Контакты с ними становятся формальными,
обезличенными. Возникающие негативные установки могут иметь поначалу скрытый характер и
проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается
наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений возникновение у работников
чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Проявляется это в негативном восприятии себя как профессионала, недовольстве собой,
негативном отношении к себе как к личности и, главное, формальном выполнении профессио
нальных обязанностей.
Профессиональное выгорание динамический процесс, возникающий поэтапно, в
соответствии с механизмом развития стресса.
Выделяют три основные стадии (фазы) развития выгорания:
Нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают хроническая
психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, трудность контингента;
Резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма) – человек пытается более
1)
2)
или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) Истощение (хроническая форма) истощение психических ресурсов, снижение
вследствие того, что проявленное
эмоционального тонуса, которое наступает
сопротивление оказалось неэффективным.
Педагоги детских садов не исключение. Они также подвержены эмоциональному
выгоранию. Как показало проведенное одним из авторов данной статьи исследование, на
развитие эмоционального выгорания оказывает влияние (наряду с другими факторами) стаж
педагогической деятельности. Выявлено в частности, что первая фаза выгорания наиболее
выражена у специалистов дошкольного образования в период от 6 до 10 лет «нахождения в
профессии» (у 37 % педагогов находится в стадии формирования, у 14 % является
сформированной).
Фаза резистенции наиболее представлена у категории педагогов с небольшим
педагогическим стажем работы (1 5 лет) 52 % отметили признаки стадии формирования
данной фазы и у 29 % из них она является сформированной. Истощение эмоциональных
ресурсов, проявляемое на эмоциональном и физиологическом уровнях, наиболее выражено у
категории педагогов с небольшим педагогическим стажем, особенно в период от 6 до 10 лет
работы (у 32 % формируется, у 13 % уже сформировалось).
Обнаружено, что специализация педагога дошкольного образования также оказывает
влияние на развитие фаз синдрома эмоционального выгорания. Выявлено в частности, что
наиболее подвержены данному синдрому воспитатели у 44 % опрошенных наблюдаются
симптомы фазы резистенции, у 71 % налицо все признаки фазы истощения.
Наименее подверженными эмоциональному выгоранию оказались заведующие
дошкольными учреждениями и их заместители, а также психологи данных образовательных
учреждений. Чем объяснить такие различия? Они связаны не только со спецификой про
фессиональных обязанностей, функций, но и в немалой степени со специальной подготовкой в
области психологии, что уменьшает риск частого возникновения напряженных ситуаций в
профессиональной деятельности.
2Среди категории «воспитатели» наиболее подверженными эмоциональному выгоранию
оказались лица с небольшим стажем paботы (до 5 лет) у 55 % наблюдаются проявления
фазы резистенции, у 31% она уже сформировалась. Фаза истощения наиболее выражена у
педагогов с большим стажем работы от 21 года и выше (34 35 %).
Наиболее выраженными (сложившимися) симптомами эмоционального выгорания у
педагогов детских садов являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
и редукция профессиональных обязанностей. На стадии становления находятся также
симптомы, как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоциональнонравственная
дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические нарушения. Среди
последних большинство опрошенных педагогов (около 80 %) отмечают ухудшение
физического и психического самочувствия, нарушение сна, усталость и недомогание в конце
рабочего дня; у 41 % из них ухудшается настроение даже при мыслях о работе. Повышение
давления, головные и сердечные боли, ухудшение здоровья, связанное с профессиональной
деятельностью, отмечено у 20 % педагогов. Нет сомнения, что профессиональное здоровье
педагогов дошкольных учреждений нуждается и сохранении и укреплении.
Основные показатели профессионального здоровья педагога
Что понимается под термином «профессиональное здоровье педагога»? Каковы основные
его показатели?
Широкое признание в последние годы находит концепция профессионального здоровья
педагога, разработанная Л.М. Митиной, согласно которой основными его показателями
являются такие интегральные характеристики личности, как педагогическая направленность,
компетентность (прежде всего коммуникативная), педагогическая гибкость. Такой подход к
здоровью педагога предполагает, прежде всего (и здесь мы солидарны с Л.М. Митиной)
усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями
воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности
(причем не только на этапе подготовки специалистов дошкольного образования, но и на
последующих этапах); поддержание, активизацию педагога в период непосредственной
профессиональной деятельности.
Что касается компетентности, то нам представляется, что здесь следует иметь в виду не
только коммуникативную компетентность, но и профессиональную психологическую
культуру педагога в целом.
Психологическая культура как важный компонент
профессионального здоровья педагога
Аналогично структуре базисной психологической культуры профессиональная
психологическая культура специалистов дошкольного образования включает в себя
теоретическую («знание») и практическую («деятельностью») подструктуры (Я.Л.
Коломинский).
Теоретическая подструктура профессиональной психологической культуры это
система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия,
суждения, представления педагогов о закономерностях развития личности на разных
возрастных этапах, генезисе познавательных, эмоциональных, волевых процессов,
многообразии индивидуальных различий,
одаренности;
закономерностях взаимодействия личности и группы и др.
развитии способностей,
Приобщение к детской, возрастной психологии, психологии развития и акмеологии,
социальной, педагогической, дифференциальной психологии, психологии творчества
3способствует формированию фундамента,
профессиональной психологической культуры педагога.
основы теоретической подструктуры
Профессиональная психологическая культура педагога включает в себя и практическую
подструктуру умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации
педагогических функций. Они воплощены в умении педагога видеть проявления психоло
гических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое
педагогическое действие психологически грамотно, на научной основе.
В процессе укрепления психологического здоровья актуализированы следующие группы
умений педагога: перцептивные и диагностические, рефлексивные, прогностические,
коммуникативные и особенно значимые в работе данного направления
психотерапевтические и психокоррекционные. Остановимся на некоторых из них.
Перцептивные и диагностические умения педагога проявляются, например, в
определении им структуры межличностных отношений в группе, выявлении детей, занимающих
неблагополучное положение среди сверстников, оценке темперамента, одаренности своих
воспитанников. Эти умения помогают воспитателю определить настроение окружающих,
«уловить» реакции на свои воздействия детей, родителей, коллег. Полученная с помощью
диагностических и перцептивных умений информация дает возможность отыскать «ключик» к
внутреннему миру ребенка, индивидуальный подход к каждому из своих воспитанников, тропу
к укреплению их психологического здоровья. Она облегчает поиск наиболее верных,
эффективных способов общения не только с детьми, но и с родителями. Все это позволяет
предотвратить, возможные конфликты, скорее и чаще достигать желанных результатов в
педагогической деятельности, радость от которых «заряжает» не только детей, но и самого
педагога, содействуя тем самым поддержанию психологического здоровья субъектов
педагогического взаимодействия.
С диагностическими и перцептивными умениями тесно связаны умения рефлексивные.
(Напомним: рефлексия «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ,
понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний,
способностей, характера, отношений к себе и другим, своих задач, назначения и т.д.».
Рефлексивные умения, с помощью которых в значительной степени и осуществляется
рефлексия, играют важную роль в самопознании, самосовершенствовании человека. Су
щественна их роль в педагогической деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, Р. Берне и
др.), что обусловлено, прежде всего, рефлексивным характером самого педагогического труда.
Успех в творческой педагогической деятельности воспитателя, музыкального руководителя,
других специалистов дошкольного образования, их профессиональный рост практически
невозможны без анализа «слагаемых» успеха, рефлексивных умений. Перечислим некоторые из
них:
умение самонаблюдения;
умение объективно оценить свои педагогические возможности в обучении и
стимулировании психического развития дошкольников;
умение объективно оценить свои педагогические возможности: в воспитании, развитии
личности детей;
умение, верно, оценить успешность своей профессиональной деятельности;
умение проанализировать и адекватно оценить свои профессионально значимые
личностные качества, педагогические способности;
умение проанализировать и верно оценить свое общение с детьми, родителями,
коллегами;
умение видеть себя глазами дошкольников, объективно оценить их отношение к себе;
умение видеть себя глазами родителей воспитанников, объективно оценить их отношение;
4 умение видеть себя глазами коллег, руководства детского сада, адекватно оценить их
отношение к себе;
умение адекватно оценить возможности и ограничения своего профессионального и
личностного развития;
умение верно оценить свои сильные и слабые стороны и профессиональной деятельности.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагога важно, чтобы
сформированная у педагога установка к самонаблюдению и самоанализу сочеталась с его
позитивной Яконцепцией, верой в себя.
В овладении рефлексивными умениями значим личный опыт рефлексивной
деятельности. Существуют различные упражнения на развитие рефлексивных умений. Мы
предлагаем некоторые из них.
Педагогическая гибкость и профессиональное здоровье
Профессиональное здоровье предполагает проявление педагогической гибкости. Остановимся
особо на этом важном качестве. Понятие «гибкость» рассматривается в многочисленных исследованиях
как отечественных, так и зарубежных психологов, однако нет единого подхода относительно его
содержания. В психологических исследованиях многих авторов, употребляющих данное понятие,
гибкость определяется как свойство, противоположное ригидности: «Гибкость мышления означает
способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другим. Отсутствие такой
гибкости называют ригидностью, "застреванием мышления"». Исследователи ригидности выделяют
такую ее существенную черту, как неспособность к новой деятельности, стереотипность
применения сформированных операций. В ситуации решения мыслительных задач ригидность
проявляется в привязанности к привычному (отработанному) способу действия, в неспособности
изменить установку. В поведенческом плане ригидность выступает как недостаточная адаптивность
поведения.
Гибкость (пластичность), в отличие от ригидности, предполагает легкость перестройки
поведения, своевременное и адекватное принятие решения, оперативное реагирование на изменение
ситуации.
Для обозначения интеллектуальной гибкости используются разные термины: одни авторы
называют ее «переключаемостыо», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью»,
«нестереотипностью», «нестандартностью мышления». Понять сущность интеллектуальной гибкости
поможет обращение к термину «нешаблонное мышление», используемое специалистами в области
творчества. Так, по мнению Э. Боно , шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы
самую разумную (с их точки зрения) одну позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить
проблему. Нешаблонное же мышление позволяет поновому взглянуть на проблему и исследовать ее с
разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться однажды избранной позиции. Такое мышление
можно развить. Вот некоторые из приемов, которые могут способствовать этому: поиск альтернативных
способов подхода к одной ситуации, «переворачивание» явления «с ног на голову» при сознательном
изменении некоторых соотношений, умышленный перенос акцента с одной части проблемы на другую.
Для преодоления инерции мышления, ригидности продуктивно использование и приемов
умственного тренинга, развивающего гибкость мышления. Специалисты при этом указывают, что для
развития нешаблонного мышления важна не только заинтересованность в получении новых идей, но
и... развитое чувство юмора. «Всякий, кто обладает... развитым чувством юмора, — замечает по
этому поводу Э. Боно, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого
природа не одарила этим чувством».
Позволим себе поделиться интересной, на наш взгляд, информацией. Опираясь на особый,
целительный эффект юмора, индийский врач Мадан Катария в 1995 г. разработал йогосмехотехнику
как терапевтическую форму лечения. Думается, не за горами время, коим курсы по развитию юмора
и смехотерапии станут обязательными не только для врачей, но и для наших педагогов. Однако
вернемся к ним
5Педагогическая гибкость предполагает не только интеллектуальную,
но и
поведенческую, эмоциональную гибкость. Она дает возможность воспитателю (и другим специалистам
дошкольного образования) учесть при решении возникающей проблемы, педагогической задачи
многообразие не только возрастных, но и индивидуальных особенностей малышей, а также позиций,
мнений, взглядов тех людей, с которыми он вступает в профессиональное взаимодействие (родителей,
коллег и др.) В значительной степени благодаря проявлению нестандартности педагогического
мышления специалист может менять тактику поведения и зависимости от специфики сложившейся
(изменившейся) ситуации Это позволяет избегать многих ошибок в педагогической деятельности,
общении, скорее достигать успеха в профессиональной деятельности, а значит, и чаще переживать
радость, удовлетворенность результатами своего труда, что немаловажно для сохранения
психологического здоровья. «Отсутствие гибкости, косность, заорганизованность прямая угроза
профессиональному здоровью и долголетию педагога», приходит к выводу Л.М. Митина, изучив
здоровье учителей Такая угроза существует и для воспитателей. Не секрет, что многие из них теряются в
сложных ситуациях, им нелегко менять свое мнение и поведение в новых непредсказуемых, нестандартных
ситуациях. Специальными исследованиями (в том числе проведенными авторами) выявлено также, что с
увеличением стажа работы у педагога возрастает стереотипность, шаблонность мышления,
закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие к повышению авторитарности,
неспособности принять другую точку зрения, ригидности мышления и поведения. Все это препятствует
взаимопониманию педагога и ребенка, ведет к возрастанию трудностей в педагогической деятельности,
негативно сказывается на эмоциональном состоянии педагога, может привести к ранним педагогическим
кризам.
Существует немало приемов, которые целесообразно использовать для развития
педагогической гибкости. Опишем некоторые из них:
При обсуждении педагогических проблем стремиться высказывать нестереотипные подходы,
сознательно противопоставляя подходы к проблеме, изменяя шаблонные взгляды на явления.
Применять в дискуссиях с коллегами приемы «мозгового штурма»; при разборе педагогических
ситуаций и обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться предложить в ко
роткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их
реализации.
• Подобрать несколько решений к определенной ситуации, затем придумать ряд новых
педагогических ситуаций, соответствующих нестандартному решению; специально тренировать у себя
вариативность педагогического мышления.
О творчестве и некоторых других способах укрепления здоровья и сохранения
профессионального долголетия.
Говорить о педагогической гибкости и не коснуться творчества значит обойти стороной
чрезвычайно важное. Ведь в процессе педагогического творчества проявляется и развивается гибкость
педагога, как интеллектуальная, так и эмоциональная, и поведенческая. В процессе творчества,
импровизации педагог находит новые необычные, нестандартные способы, приемы работы, которые
часто оказываются наиболее оптимальными. Творческая работа требует гибкой личности, способной
осознавать трудности педагогического процесса и конструктивно, оригинально, нетрафаретно
разрешать их. Возникающие сложные ситуации для творческого педагога выступают своеобразными
стимулами для дальнейшего развития и самосовершенствования. Важно и то влияние, которое
оказывает творческая деятельность на личность педагога она создает бодрое настроение,
уверенность в своих силах, вызывает положительные эмоции, что так значимо для психологического
здоровья. Не случайно все более широкое признание получают в настоящее время идеи о роли
творчества, реализации творческого потенциала личности как условия излечения неврозов, как
средство коррекции эмоциональной сферы, профессионального самосохранения.
В укреплении здоровья педагога, полагаем, могут помочь и стратегии, приемы, способы
сохранения профессионального долголетия, рекомендуемые специалистами в этой области для
6каждого, проявляющего в нем заинтересованность. Перечислим некоторые из них:
• смыслотворчество изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной
деятельности;
• внутренняя гармония способность жить в согласии с самим собой;
• понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление
действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
• умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего
индивидуального стиля, в том числе индивидуальной системы адекватных средств преодоления
нежелательных эмоциональных состояний, защиты от враждебных обстоятельств;
• сознательное погашение в себе патогенного мышления (с характерными для него тенденциями
лелеять и сохранять в себе обиду, страх, ревность, стыд, отсутствием рефлексии, длительным
«проигрыванием» в голове ранее пережитых ситуаций неудачи) и овладение саногенным мышлением (со
свойственными ему рефлексивностью, способностью отделить себя как субъекта от собственных
переживаний,
погрузиться в состояние покоя, мира, концентрировать внимание на объектах
размышления);
• усиление авторства своей профессиональной жизни даже в сложных обстоятельствах, акцент на
своих достижениях, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в
личностно значимых и доступных сферах деятельности.
Хочется еще раз вспомнить слова А. Маслоу, считавшего, что люди, достигшие вершин
самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. «Люди с высокой
степенью самоактуализации, писал основоположник гуманистической психологии, самые
здоровые в психологическом смысле люди имеют очень высокие показатели развитости когнитивных
и перцептивных способностей». Не потому ли все более широкое распространение и признание
сегодня получает подход к здоровью как к структурообразующему компоненту духовной сферы
человека и условию его творчества?
В основе «нездоровых» моделей поведения часто лежат иррациональные мысли и убеждения. Они
характеризуются сильными неприятными переживаниями гневом, беспомощностью, растерян
ностью, раздражением. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Такие установки всегда
пессимистичны и предполагают неудачный исход: «Я этого не выдержу», «Я не смогу этого сделать»,
«У меня ничего не получится». Их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на
рациональные убеждения, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и
укрепляющие уверенность в собственных силах. Полагаем, что предлагаемые ниже советы помогут в
этом:
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их
причину, сделайте выводы и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным
стрессам (стрессы это аромат и вкус жизни (Г. Селье)).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не
переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый
проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как это вам
бы хотелось. Будьте гибче в оценках других людей, не старайтесь, переделан, партнера, подогнать
его под себя. Для этого:
уважай мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему;
не требуй от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает;
проявляй уважение к мнению собеседника, даже если ты его совсем не разделяешь;
не раздражайся неловкостью, несообразительностью, слабостью сам таким бываешь.
• Научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, развивайте свою эмоциональную
устойчивость.
Успеха скорее добивается тот, кто ежедневно проводит «чистку» своих взглядов, пересматривает
7устаревшие убеждения, работает над своими мыслями, учится выражать свои желания только в
позитивной форме. Это поможет понять, что только мы сами несем стопроцентную ответственность за все
события своей жизни.
Каждому педагогу целесообразно и вполне реально построить свою индивидуальную программу
профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и
профессиональное творческое долголетие.
Читатель, наверное, заметил, что в нашем разговоре о здоровье специалистов дошкольного образования
особое внимание было уделено овладению психологической культурой, самовоспитанию, саморазвитию
способности и умений сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные
механизмы, обеспечивающие развитие личности педагога, его работоспособность и эффективность.
Такой акцент был сделан не случайно, поскольку именно данные механизмы, процессы и качества
составляют основу профессионального здоровья педагога. Будем же стремиться к сбережению и
укреплению как физического, так и психологического, профессионального здоровья, прислушаемся к
французскому философу и писателю Мишель Монтенью: «Здоровье это драгоценность и притом
единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ,
но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и
унизительной».
Здоровье педагога... Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и
здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог здоровые дети.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Журнал «Психолог в детском саду» 2008г, №3 стр.75 96
8