В консультации для родителей - Агрессивный ребёнок, говорится о том, что в 2 года малыш может быть раздражен тем, что родители не покупают ему новую игрушку, не разрешают съесть шоколадку, уводят с детской площадки или выключают телевизор в то время, когда показывают мультики. Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны родителей. «Главное различие в обращении со вспыльчивыми двухлетними и четырехлетними детьми - рост и вес ребенка, так как меньшего гораздо легче удержать физически или поднять и унести»В консультации для родителей - Агрессивный ребёнок, говорится о том, что в 2 года малыш может быть раздражен тем, что родители не покупают ему новую игрушку, не разрешают съесть шоколадку, уводят с детской площадки или выключают телевизор в то время, когда показывают мультики. Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны родителей. «Главное различие в обращении со вспыльчивыми двухлетними и четырехлетними детьми - рост и вес ребенка, так как меньшего гораздо легче удержать физически или поднять и унести»
Психология для родителей.
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК
Возрастной период от одного года до двух лет характеризуется проявлением вспышек
ярости. Сначала дети могут сердиться на неодушевленные предметы: стул, о который
ударился, рукавичка, которая никак не хочет надеваться, на руку. Затем гнев
распространяется на взрослых, окружающих малыша: на маму, папу, дедушку, бабушку,
брата или сестру. Но гневные вспышки, как правило, пока скоротечны, проходят так же
быстро, как и возникают. Для того чтобы понять, почему ребенок злится, необходимо
учитывать его возраст и психические возможности.
В 2 года малыш может быть раздражен тем, что родители не покупают ему новую
игрушку, не разрешают съесть шоколадку, уводят с детской площадки или выключают
телевизор в то время, когда показывают мультики. Вспышки ярости двухлетних детей
требуют терпения со стороны родителей. «Главное различие в обращении со
вспыльчивыми двухлетними и четырехлетними детьми рост и вес ребенка, так как
меньшего гораздо легче удержать физически или поднять и унести» (Лешли Д., 1991, с.
165).
Внимательные родители, наблюдая за поведенческими реакциями ребенка, могут
предотвратить припадок ярости. Г. Паренс (1997) отмечает, что «в ситуациях, когда
ребенком овладевает ярость, он теряет представление о реальности, о том, что его
потребность может быть удовлетворена». Реакции ярости ребенка проходят определенные
фазы, которые графически можно изобразить следующим образом.
На первой фазе {восходящии сегмент) ребенок испытывает сильное эмоциональное
напряжение, которое может сопровождаться, например, громким плачем. Успокоить
ребенка в этот момент практически невозможно или, как отмечает Г. Паренс, уже поздно.
Мы можем попросить ребенка успокоиться, погладить его, но и наши слова, и наши
действия он будет способен воспринимать только на второй фазе {гребень}, когда
частично освободится от своего гнева.
Воздействие на ребенка окажется наиболее эффективным на фазе нисходящего
сегмента, когда он постепенно будет обретать контроль над своими чувствами.
Несмотря ни на что родители должны проявлять заботу о малыше, стараться
1успокоить его, разговаривать с ним доброжелательным тоном.
Маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать (или плохо разговаривают),
чаще свойственны проявления физической агрессии. Она может проявляться в следующих
формах: драка, укусы, отталкивание находящихся рядом детей и взрослых, разбрасывание
вещей и др. С этим связаны обращения многих родителей, которые приходят на
консультацию к психологу, жалуясь на то, что трехлетний ребенок обижает (бьет, толкает)
младшего брата или сестру. Кроме того. помимо физической агрессии в поведении детей
может прослеживаться и вербальная агрессия, например, употребление грубых и обидных
слов.
Иногда агрессия проявляется и в пассивноагрессивной форме (ребенок старается
совершить все негативные действия и поступки исподтишка): толкается, щиплется. По
мнению Р. Кэмпбелла (1997), эта форма проявления гнева является наиболее
деструктивной. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить
детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения, это:
• Перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики,
музыкальные инструменты и т. д.);
• Вербальное выражение гнева в вежливой форме (название своих отрицательных
эмоций: «Я злюсь, «Я сержусь»);
• Конструктивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
конфликтных ситуациях.
На становление агрессивного поведения влияет множество факторов и прежде всего
семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия,
ссоры, как правило, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях
ребенка с матерью не наблюдается надежной привязанности, то возможно, что в будущем
для него станут характерными эмоциональные вспышки. Если один или оба родителя часто
проявляют нерешительность в критических ситуациях (купить или не купить игрушку,
дать или не дать сладкое) то ребенок, скорее всего, начнет манипулировать взрослым с
целью достижения желаемого. Аналогичный эффект может иметь и непоследовательность
в воспитании ребенка.
В семьях, в которых растут несколько детей, также важна гармония во
взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры
с легкостью усваивается малышом.
Если родители подавляют агрессию ребенка с позиции силы и (или) отвечают на
детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает эти формы поведения и
применяет их в дальнейшем в общении с детьми и со взрослыми и в трах. Интересный
пример приводи. В. Квинн (2000). Мама, которая, решив наказать свою дочь за
сквернословие, моет ей рот с мылом, провоцирует ребенка на дальнейшее употребление
грубых слов в свое отсутствие. Кроме того, подобные действия матери могут привести к
ухудшению взаимоотношений с дочерью, что в дальнейшем выльется в серьезные
разногласия и противоречия.
Для того чтобы наказание стало эффективным, взрослые должны выполнять
следующие правила.
Наказание должно следовать непосредственно за проступком.
Наказание должно быть адекватно проступку.
Наказание не должно быть унизительным для ребенка.
2
Наказание не должно применяться одновременно с поощрением.
Наказание не должно содержать угроз, и тем более не выполнимых.
Наказания должны быть последовательными.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
3