Консультация для родителей - Агрессия - это модель поведения.

  • Лекции
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Агрессия - это модель поведения, говорится о том, что агрессия - это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.В консультации для родителей - Агрессия - это модель поведения, говорится о том, что агрессия - это модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.
Иконка файла материала АГРЕССИЯ - Это модель поведения .doc
АГРЕССИЯ ­ ЭТО МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ. Слово "агрессия" далеко не всегда употребляется нами в истинном его   значении.   Мы   говорим:   агрессор   ­   тот,   кто   нападает, агрессивный, ­ значит злой, сердитый. На самом деле агрессия ­ это не   эмоция,   не   мотив   и   не   установка.  Агрессия   ­   это   модель поведения. И закладывается она еще в раннем детстве. В таком раннем, что трудно даже поверить. Представьте себе женщину на последнем месяце беременности, которая, ощутив идущие изнутри толчки растущего малыша, говорит сердито: "Перестань пинаться!" И другую женщину, которая в подобной ситуации  погладит свой живот   и   в   ответ   на   "сигналы",   которые   посылает   ребенок, произнесет:   "Как   ты   здорово   играешь,   малыш!   Расти,   играй! Постарайся только, пожалуйста, в следующий раз не делать маме так больно". Удивительно, но факт: ребенок наши слова каким­то образом слышит, понимает... и воспринимает как руководство к действию. Поэтому в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источ­ ников.  Семья   может   одновременно   демонстрировать   модели   агрессивного   поведения   и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при   взаимодействии   со   сверстниками,   зачастую   узнавая   о   преимуществах   агрессивного поведения   во   время   игр.   И,   наконец,   дети   учатся   агрессивным   реакциям   не   только   на реальных   примерах   (поведение   сверстников   и   членов   семьи),   но   и   на   символических, предлагаемых масс­медиа.  Именно   в   лоне   семьи   ребенок   проходит   первичную   социализацию.   На   примере взаимоотношений   между   членами   семьи   он   учится   взаимодействовать   с   другими   людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в   зрелые   годы.   Реакции   родителей   на   неправильное   поведение   ребенка,   характер   отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами ­   вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.  Например,   известный   этнограф   и   социолог   М.Мид,   изучая   примитивные  сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилизации, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрица­ тельные   черты   личности.   В   частности   стиль   взаимодействия   со   взрослыми   сводится   к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и надолго уходит работать  общение с матерью происходит очень редко, главным образом во время утреннего и вечернего кормления, большую часть времени ребенок проводит  в  одиночестве, опекаемый лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений, враждебность детей по отношению друг  к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость. Совершенно   другая   картина   наблюдается   в  сообществах,   где   вся   структура   жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое   отношение   к   другим.   Эти   культурные   установки   проецируются   и   на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок окружается заботой и вниманием родителей или   родственников.   Общение   взрослых   и   детей   позитивно   окрашено,   наказания   редки. Единственной особенностью поведения, которая вызывает строгость и недовольство родителей, является агрессивность. Драки  и ссоры между детьми немедленно пресекаются. Детей учат 1конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. Очень схожие факты наблюдали и другие исследователи. Таким образом, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора. Первый ­ это образец отношений и поведение родителей.  Были получены данные, что в семьях   агрессивных   детей   выявлена   большая   распространенность   агрессивных   проявлений   со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще их   одобряют,   чем   мальчиков,   то   матери   более   снисходительны   и   терпимы   к   сыновьям   и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со   стороны   окружающих.  В   частности,   была   установлена   связь   между   родительским наказанием и агрессией у детей. Также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые  методы  воспитания,  были  высоко  агрессивны  во взаимодействии со сверстниками  и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же рассмотреть  особенности   родительских   наказаний,   то   установлено,   что   отцы   предпочитают физические   наказания,   а   матери   ­   непрямые   или   более   психологические   воздействия   и   на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители   чаще   подвергают   физическим   наказаниям,   чем   девочек,   а   более   частые   и   сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление. Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрес­ сивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по­разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило,  строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению   к   взрослому,   чем   по   отношению   к  своему   сверстнику,   особенно   если   последний действительно заслужил это. Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более позднем воз­ расте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по от­ ношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому­либо ав­ торитетному лицу (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувст­ ва или действия против старшего либо сверстников того же возраста. Р.Сире, Е.Маккоби и Х.Левин отмечал, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента:  1. Снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка);  2.  Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.   При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.),  а  строгость   наказания ­   после   совершения   поступка   (сила   наказания   за  проявленную агрессию). Чем больше снисходительность родителя, тем больше агрессивность ребенка. Если считать, что   наказания   подавляют   нежелательное   поведение,   то   можно   ожидать,   что,   чем   строже наказывается агрессия, тем меньше она проявляется. Однако на практике такие предположения оказались сильно упрощенными.  Эти   данные   показывают,   что   наиболее   снисходительные   (группа   С)   и   наиболее требовательные (группа В) родители имели детей, чей уровень агрессивности мало различался. Родителями  наименее   агрессивных   детей   оказались   те   из   них  (группа   А),   кто   не   был   ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. 2Родители наиболее агрессивных детей (группа D) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам, однако когда ребенок совершал поступок ­ он бывал  строго наказан. Здесь напрашивается вывод, что суровое наказание в неопределенной ситуации  вызывает у ребенка враждебность (т.к. он не по­ нимает за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к наказанию ро­ дитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия ­ это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость ро­ дителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к по­ давлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя иначе Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много вни­ мания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные   меры   воспитания   (например,   браниться,   шлепать)   и   срывать   гнев   на   своих детях. Исследователи наблюдали, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на других (например, удары, укусы,   толчки,   стремление   отобрать  какой­либо  предмет).   Дети,  к   которым   матери   не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту. Тревожный   избегающий   ребенок,   в   общем   и   целом   избегает   своей   воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Изучая последствия родительского  вмешательства  в  драки  между  детьми  в  семье,  Фельсон  обнаружил,  что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры,   чем   против   всех   остальных   детей,   с   которыми   они   общаются.   Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. «Строгий   стиль»  воспитания   в   качестве   основного   средства   воздействия   на   личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие  данные  говорят о том, что при определенных  обстоятельствах  применение  наказания может   способствовать   обучению   агрессии,   которую   взрослый   пытается   подавить   с   помощью наказания.  Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов.   Например,   было   обнаружено,   что   наказание   приводит   к   снижению   агрессии   у   тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.  Выявлена   тесная   связь   между   родительским   воздействием   и   проявлениями   детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.  В   настоящее   время,   подавляющее  большинство   исследователей   признает,   что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения.  Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими.   В   результате   оно   способствует   не   столько   преодолению   агрессии,   сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.  Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями,  гражданами своей страны, 3ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Исследования показали, что дети, которых   отшлепали,   совсем   не   помнят,   за   что   их   наказали.   Они   убегают   от   взрослых,   кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим».  Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему   приходится   жалеть.  Любое   другое   наказание   воспринимается   ребенком   как   месть,   как желание утвердиться за его счет». Так же, следует отметить, что характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности,   ­     один   или   оба   родителя   живут   с   ребенком,   под   одной   крышей   и   каков характер отношений между ними.  Таким   образом, несколькими путями:  формирование   агрессивных   тенденций   у   детей   происходит 1. Родители  поощряют  агрессивность  в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде. 2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:  Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.  Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.  Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение. Существует  ряд   особенностей   семейных   отношения   и   воспитания,   которые способствуют появлению агрессивных качеств личности ребенка (Копченова Е.Е.):  Недостаток тепла и ласки со стороны родителей;  Незаинтересованность детьми, безразличие к детям;  Явное   отвержение   ребенка,   проявляющееся   в   невнимании,   жестокости,   избегания контактов родителей с ребенком;  Отсутствие или недостаточный контроль за ребенком, сочетается со снисходительным отношением к проявляемому к ним агрессивному поведению;  Непоследовательность в применении наказаний;  Использование строгих, в том числе физических, наказаний; Семья должна приспосабливаться к растущей независимости подростка по мере того, как они   готовят   себя   к   самостоятельной   жизни.   Насколько   благополучно   происходит   это взаимоприспособление родителей и взрослеющих детей, в большей степени зависит от стиля родительского поведения и динамики семьи. 4