В консультации для родителей - Агрессия - норма жизни, говорится о том, что агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессивности ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его еще защитит воспитатель, то в школе он рискует стать "козлом отпущения". Абсолютное отсутствие агрессивности так же отрицательно сказывается на развитии ребенка и становлении его характера, как и чрезмерная агрессивность. Полное отсутствие агрессивности нередко является причиной пассивного поведения ребенка. Лишенные здоровой агрессивности дети не стремятся к лидерству, предпочитая быть ведомыми, и всегда подчиняются мнению большинства или мнению авторитетной для них личности.В консультации для родителей - Агрессия - норма жизни, говорится о том, что агрессия как защитная реакция в наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой агрессивности ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных детей его еще защитит воспитатель, то в школе он рискует стать "козлом отпущения". Абсолютное отсутствие агрессивности так же отрицательно сказывается на развитии ребенка и становлении его характера, как и чрезмерная агрессивность. Полное отсутствие агрессивности нередко является причиной пассивного поведения ребенка. Лишенные здоровой агрессивности дети не стремятся к лидерству, предпочитая быть ведомыми, и всегда подчиняются мнению большинства или мнению авторитетной для них личности.
Консультация для родителей.
АГРЕССИЯ НОРМА ЖИЗНИ?
Вряд ли найдется ктото, кроме Махатмы Ганди и позднего Льва Толстого, кто был бы
абсолютно согласен с идеей непротивления зла насилию. Агрессия как защитная реакция в
наши дни и в нашей реальности совершенно нормальное явление. Лишенному здоровой
агрессивности ребенку приходится трудно. Если в детском саду от нападок агрессивных
детей его еще защитит воспитатель, то в школе он рискует стать "козлом отпущения".
Абсолютное отсутствие агрессивности так же отрицательно сказывается на развитии
ребенка и становлении его характера, как и чрезмерная агрессивность. Полное отсутствие
агрессивности нередко является причиной пассивного поведения ребенка. Лишенные
здоровой агрессивности дети не стремятся к лидерству, предпочитая быть ведомыми, и
всегда подчиняются мнению большинства или мнению авторитетной для них личности.
Агрессивность деструктивная, при которой разрушительные тенденции в поведении
постоянны и целенаправленны, приближается к патологии. Повышенная агрессивность
может превратить ребенка в конфликтное существо, неспособное к нормальному общению
со сверстниками и взрослыми.
Но агрессия может быть вполне здоровой. Агрессивные тенденции заложены в самой
человеческой природе. Так называемую "ситуативную" агрессию может проявить любой
человек, даже самый неагрессивный. Агрессия как ответное действие в момент опасности,
как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты явление совершенно
нормальное и здоровое. Некоторая степень агрессивности должна присутствовать в
характере "сильной" личности. Если ваш ребенок проигрывает сцены из боевика, беря на
себя роль супермена, который защищает и отстаивает справедливость, это вдвойне полезно:
в такой игре "выпускается пар" и формируются моральнонравственные установки. Как тут
не вспомнить народную мудрость: "добро должно быть с кулаками". Важно не переступить
границу, чтобы нормальная агрессивность не переросла в чрезмерную. Поэтому позитивное
или негативное отношение взрослых к агрессивным проявлениям ребенка должно зависеть
от его возраста и от конкретной ситуации.
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного
поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить.
1. Вопервых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в
любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так
поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать
его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в
целом.
Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не
можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за
назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный
момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя
очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".
И еще один важный момент не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п.
Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны
контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам
социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в
1первую очередь, родителей).
3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление
агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его
здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом:
словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих,
в спорте.
Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно
говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств
и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше
внимание своим "ужасным" поведением.
Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый
человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь
на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение
ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь
задает такую возможность и предоставляет средства.
4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками обнимите его,
прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все
меньше времени, чтобы угомониться.
Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает,
что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он
не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может
сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.
Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не
стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать,
когда ему плохо.
5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его
чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет
сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам
попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя
какаято сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть
никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные
разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам
вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что
даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка
понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в
гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких
негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и
др.
Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала
подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть
тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.
Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм.
Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно
требуется повторить это 23 раза и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме.
Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше
требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило:
если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом,
2сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети
лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это
внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим
младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за
ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они
могут произвести хорошее впечатление.
9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других
детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький
ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором
этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии
самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу.
Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка
эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре,
спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок
чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не
только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы
несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано
суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
1. Ухудшением социальных условий жизни детей;
2. Кризисом семейного воспитания;
3. Невниманием д/сада к нервнопсихическому состоянию детей;
4. Увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде
повреждений головного мозга ребенка.
Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видеоиндустрия,
регулярно пропагандирующие культ насилия.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно
возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические
рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на
реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно
важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится
только в стадии становления.
Это позволяет предпринять своевременные
корригирующие меры.
ВОЗРАСТНАЯ АГРЕССИЯ
ОТ ГОДА ВОСЬМИ МЕСЯЦЕВ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Проявления агрессивности у детей старше года и восьми месяцев (колебания плюсминус
полгода), связанные с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать,
выбирать одежду и блюда по своему вкусу, распространенное и совершенно нормальное
3явление. В этот период у ребенка могут возникать вспышки агрессивности от сознания
собственного бессилия или неумения сделать то, что ему хочется. Но разве мы сами не злимся,
когда нам чтонибудь не удается, или дела идут не так, как хотелось бы? Поэтому успокоить
ребенка можно, поняв причину, спровоцировавшую агрессивность, и по возможности, устранив
ее.
Трехлетнему Антону С. бабушка подарила красивые ботинки со шнуровкой. В первый же
день, когда он собрался пойти в них гулять, разыгралась драма. Антон пришел в ярость оттого,
что не смог завязать шнурки, отшвырнул от себя ботинки, заревел и застучал кулачками по
полу. Отец оценил ситуацию и спокойно сказал: "Антоша, давай мы с тобой сегодня после
садика сходим в магазин и купим кроссовки или ботинки на липучках. Ты ведь липучки умеешь
застегивать?" "Да", выдохнул Антон, успокаиваясь. "Ну, вот и отлично! А теперь давай я
завяжу тебе шнурки. И не сердись на эти ботинки, они не плохие и не вредные. Просто в три
года никто не умеет завязывать шнурки". "И ты не умел?" "Конечно. Мне шнурки бабушка
завязывала. Или мама. До тех пор, пока мне не исполнилось шесть. В шесть лет я сам научился
их завязывать. И ты научишься. Может быть, даже и раньше шести". Антон успокоился. Ребенок
убедился, что все нормально. Никто не стыдил и не ругал его. Более того, папа прекрасно
понял, почему он рассердился. И в дальнейшем Антон спокойно просил взрослых завязать себе
шнурки. Лучшее, что могут сделать мудрые и любящие родители в это время, терпеливо
помочь малышу стать самостоятельным. Для этого вам придется вставать как минимум на
полчаса раньше перед походом в ясли или сад, чтобы маленький человечек имел возможность (и
время!) самостоятельно выбрать себе костюм и одеться, милостиво разрешив родителю помочь
справиться с такими непокорными деталями туалета, как молнии, пуговицы и шнурки.
ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Даже те, кто знаком с психологией весьма поверхностно, наверняка слышали о так
называемом "кризисе трех лет". Это период осознания своей обособленности, непохожести и
неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное "Я". В этом
возрасте дети с удовольствием остаются одни дома, обижаются и оскорбляются, когда
родители посягают на неприкосновенность их игровых уголков или комнат. В возрасте от трех
до четырех лет взрослые часто сталкиваются с проявлениями "не мотивируемой" с
родительской точки зрения, агрессивности, которые можно считать нормой.
Забавную сцену мне довелось недавно наблюдать на улице. Мама с мальчиком трех трех с
половиной лет, вышла из автобуса. Они очень эмоционально обсуждали ситуацию. "Ну почему
ты отказался сесть?! Тетя подвинулась на сиденье, и для тебя было достаточно места. А ты
вместо этого остался стоять, и нас затолкали. Ты даже спасибо не сказал женщине за то, что она
предложила тебе сесть", кипела мама. "И не за что ей спасибо говорить", бурчал мальчик,
побагровевший от нанесенной ему обиды. "Да как это не за что? Она могла бы о тебе и не
заботиться!" "А я ее и не просил! Что она ко мне пристала садись да садись. Что я ей,
девочка, что ли? Да еще все время повторяет: мальчик, мальчик". "А ты что, не мальчик, что
ли?" "Нет! Я не мальчик. Я Сережа!"
Агрессивное поведение в этом возрасте часто является выражением протеста, когда
ребенка чтото не устраивает, и он хочет это изменить, но пока не знает как. Злость ребенка
чаще всего порождается бессилием. И эта реакция предпочтительнее слезливых жалоб или
пассивной покорности судьбе. Если бы в человеке не было необходимой ему доли
агрессивности, то не было бы в нем и инициативы, и воли к победе, и готовности к борьбе.
Такой человек каждое препятствие воспринимал бы как непреодолимую преграду и предпочел
бы в конечном итоге уйти из действительности в мир иллюзий, виртуальную реальность. Тем
более, что форм ухода от действительности существует множество: это и "зависание" в
4Интернете, и "привыкание" к телевизору, не говоря уже об алкоголизме и наркомании. Вряд ли
ктото из родителей мечтает о таком будущем для своих детей.
ОТ ДВЕНАДЦАТИ ДО ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ
Вам приходилось когданибудь быть свидетелем диалога двух случайно столкнувшихся на
улице подруг? "Сколько твоему Димке?" спрашивает одна. "Пятнадцать", с нажимом
отвечает вторая. "Тяжелый возраст! Конфликт отцов и детей? " с сочувствием подхватывает
подруга. Если в три года малыш возмущается, когда его инициативу перехватывают родители,
решительно заявляя "я сам", то подросток столь же недвусмысленно и категорически объявляет
всему миру: "Я взрослый!" Стремление подростка к самостоятельности, к признанию
взрослости нередко вступает в скрытый конфликт или в открытое противодействие с
представлениями взрослых о нем и его ровесниках. Возникает некий психологический барьер:
подросток ощущает себя как будто за какойто стеной, через которую ему необходимо до нас
докричаться. Агрессивность подростков это, как правило, не нападение, а защита
неприкосновенности и целостности своего "я", или ответная реакция на разрушительные
воздействия, направленные на него (как внешние, так и внутренние).
Многие родители сталкиваются с проявлениями столь раздражающей их пассивной, но с
точки зрения психолога, нормальной агрессии "растущей личности". У многих подростков
снижается успеваемость, они начинают прогуливать уроки, выкуривают первые сигареты, с
наслаждением предаются безделью, в их комнатах воцаряется беспорядок и шум, а их внешний
вид время от времени заставляет нас содрогаться. Они не желают выслушивать доводы
взрослых, а любая попытка дать им совет воспринимается в штыки или приводит к
диаметрально противоположным результатам. Если мы заведем беседу о вреде курения, то
можем быть уверены, что ребенок примется курить. Будим "пилить" его за плохие оценки и
прогулы, он совершенно отвернется от школы. Поэтому лучшее, что мы можем сделать в этот
период, когда порой кажется, что нет выхода, и тяжело и подростку, и нам, его близким, быть
рядом и вселять в ребенка уверенность, что мы готовы его поддержать, если ему понадобится
наша поддержка. Тогда, скорее всего, он сам обратится к нам за советом. (А не за нотацией
вроде. "Мы же тебе говорили!") И в этом случае наш совет будет не только выслушан, но и
воспринят.
Развитие, трансформация характера подростка и степень его агрессивности во многом
зависит от нас, родителей, других взрослых, а также от круга его общения друзей,
одноклассников. Если мы продолжаем оставаться слепыми и глухими к проблемам и
переживаниям подростка, не признаем за ним права на взрослость, проблемы неизбежны.
Жизнь, как ей и полагается, часто бывает непредсказуемой. Одна и та же ситуация может
оказаться для одного подростка разрушительной, а для другого нейтральной. И здесь никак не
обойтись без упования на "чуткое родительское сердце", поскольку только близкие могут
понять истинный смысл бунтарства растущей личности. И еще родителям стоит почаще
вспоминать о том, что и "мы когдато были молоды..."
Не исключайте, что здоровая доля агрессивности помогает научиться быть
инициативными, отстаивать себя. Прежде чем научиться ходить, ребенок довольно долго бегает
на четвереньках. А над освоением "летящей походки" и вовсе приходится упорно работать
годами. Проявления подростковой агрессивности также можно считать необходимыми для
эмоциональноволевой сферы упражнениями, которые подготавливают ребенка к тому, что во
взрослой жизни ему не раз придется отстаивать право быть собой. Но научиться делать это без
ошибок не менее трудно, чем научиться ходить не спотыкаясь.
ЭКСТРЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ.
5В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется
срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или
избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более
конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны
специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и
психологам.
Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации
обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно
использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакций ребенка/подростка весьма мощный способ
прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
переключение внимания, предложение какоголибо задания ("Помоги мне,
пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная
реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию
просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в
допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему
отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на чтото другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника
объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно
обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления
агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и
уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов,
только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у
ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое
поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше
показать ему негативные последствия его поведения,
убедительно
продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно
также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
Констатирующий вопрос ("ты злишься?");
Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты
хочешь продемонстрировать силу?");
Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному
поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь,
когда на меня ктото громко кричит");
6 Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый
человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность,
доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка,
ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя
ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои
негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или
подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные
эмоции раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно
признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер,
силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не
подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и
демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детскоподростковой агрессией
уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого,
усиливающими напряжение и агрессию, являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки,
разговор "сквозь зубы";
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди, "чтение морали",
наказания или угрозы наказания;
обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу;
команды, жесткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но
возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше
вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит
заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время,
обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине,
без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время
разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить
7негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для
окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение.
Самое страшное для него публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки
стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного
поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись
за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его
агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не
хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше
требование посвоему;
предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно
сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать
новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка демонстрация
моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют
самообладание, возникает дилемма бороться за свою власть или разрешить ситуацию
мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка,
тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции
детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и
направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие
приемы:
нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание это слушание без анализа
(рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении
внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать так как собеседнику хочется,
чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно
иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что
нужно делать поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он
полностью выговорился.);
пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
внушение спокойствия невербальными средствами;
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора;
признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие
искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
ТИПЫ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ И СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ.
81. Гиперактивноагрессивный ребенок.
Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и
послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере
вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые
ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки.
Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к
другим, сверстникам, взрослому и живому миру.
2. Агрессивнообидчивый и истощаемый ребенок.
Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или
трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и
организма.
ранимость могут
провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое
напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите чтонибудь. И стремитесь
избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
Повышенная чувствительность,
раздражительность,
3. Агрессивный ребенок с оппозиционновызывающим поведением.
Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то,
наверное, в ваших взаимоотношениях чтото не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с
ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться,
и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность
за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но
не за него.
4. Агрессивнобоязливый ребенок.
Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой
угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную
ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани
приятного с неприятным с преобладанием приятного.
5. Агрессивнобесчувственный ребенок.
Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию,
сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях
семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах
эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной
(эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.
Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется,
говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что
другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек
и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное
состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.
Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, "отрабатывать" за
свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", "погладь по голове", "пожми руку",
"предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).
КАК И ВО ЧТО ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования это удовольствие и
неудовольствие.
9Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие тогда он испытывает
положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления,
спокойного и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какойлибо причине дискомфорт, то он свое
недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает
проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на
других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является
инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и
выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается
трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые
способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Причины наблюдаемого роста числа игр, содержащих насилие, коренятся в самом
обществе, в котором стало много насилия, идущего с экранов телевизоров и других средства
массовой информации.
У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Естественно,
это не может не беспокоить родителей и педагогов.
Причины этого явления коренятся в самом обществе, в котором стало много насилия.
Отсутствие повсеместных войн, пожалуй, достижение современной цивилизации, но
означает ли это, что люди теперь избавлены от страха и необходимости быть готовыми
защищать свою жизнь и достоинство? К сожалению, нет.
Одной из глобальных задач, поставленных природой перед детенышами всех видов,
является адаптация к среде обитания. И если эта среда агрессивна, то и в играх детей
проявления агрессии встречаются чаще.
Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы,
испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное
поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и
изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя
подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия это необходимое и
естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных
импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься
самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию;
отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом,
не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого
необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного
поведения.
МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКА ДЕСТРУКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ:
1. Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
2. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение
определенных потребностей;
103. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
1. К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к
окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.
На формирования отношения к миру влияет много причин.
В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после
родов. Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его
мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его
будущее, испытывает отчаяние и тоску.
Малыш, для которого еще нет разделения на «Я» и «НЕ Я», наполняется теми
же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что
здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести
вред. В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое
проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает
при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как
осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят
очень неожиданными и непонятными.
Также на формирование отношения к миру оказывает влияние
проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие
таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации,
если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство
доверия к окружающим. Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже
ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на
все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его
не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие
триллеры о маньякахубийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого,
презираемого, униженного ребенка.
Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры
взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает
ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать
открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", маленький человечек все
равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша
взрослые это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик.
Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него
самого.
2. Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в
некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с
тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные
желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.
Вопервых, они должны научиться грамотно, устанавливать запреты и, в случае
необходимости, применять наказания.
И, вовторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является
необходимость чувствовать, что его любят и ценят.
Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться
всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им
чтонибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок
11сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно,
страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь
безответная.
С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь
его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с
невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия,
стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.
2. Третья причина это установление личных границ. Ребенок рождается полностью
зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни это
обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.
Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может
иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети это не их частная
собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и
равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок
решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.
В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит
свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и
предоставить ребенку разумную свободу и независимость.
Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен
чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и
помощь.
Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он
должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.
С основными причинами агрессии у детей разобрались.
Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае
проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение
предотвратить. О чемто мы уже упоминали выше, при описании причин.
1. Вопервых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к
ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если
ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять
ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком,
принимая личность ребенка в целом.
Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент
не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на
него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните,
почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе
книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста,
поиграй сегодня один".
И еще один важный момент не надо откупаться от ребенка дорогими
игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше
непосредственное внимание.
2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками,
сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда
помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем
наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
123. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе
подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью.
Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом
или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих,
в спорте.
Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно
говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих
чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться
привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.
Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что
взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь
предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над
окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным
рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и
предоставляет средства.
4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками
обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем
ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка
это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия
может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает
сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом
контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с
ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре,
просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением,
воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и
независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время
покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или
оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какаято сторона жизнь,
вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно
быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать
телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и
товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.
Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет
у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не
захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая
перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения
как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого,
сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не
хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.
Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по
играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве.
13Обычно требуется повторить это 23 раза и драчун поймет, что агрессивность не в его
интересах.
7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для
ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте
четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем
доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее
тебе, подожди".
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют
должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится,
как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители
действительно довольны ими. Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая
девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне
огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы
драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет
большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести
хорошее впечатление.
9.
Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса,
родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше
эмоциональных слов (стыдно и др.).
10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда
маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним
рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из
журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет
себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок
спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
12.
Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную
разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для
снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Родителям важно помнить следующее: агрессия это не только деструктивное
поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным
последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником
энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей
научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
Материал подготовлен – педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
14Материал взят из Интернета.
15