В консультации для родителей - АМБИДЕКСТРИЯ, говорится о том, что эмоциональный аспект наиболее выражен у детей, имеющих амбидекстрию, т.е. одинаково хорошо владеющих обеими руками. Есть такие дети, которые, несмотря на нормальное развитие речи, не сформировали доминирования руки, глаза, ноги и уха. Кажется, у таких детей есть определенные преимущества, например, при игре в теннис, в фехтовании и тому подобных играх, потому что они настолько ловко владеют обеими руками, что их противники вынуждены отступатьВ консультации для родителей - АМБИДЕКСТРИЯ, говорится о том, что эмоциональный аспект наиболее выражен у детей, имеющих амбидекстрию, т.е. одинаково хорошо владеющих обеими руками. Есть такие дети, которые, несмотря на нормальное развитие речи, не сформировали доминирования руки, глаза, ноги и уха. Кажется, у таких детей есть определенные преимущества, например, при игре в теннис, в фехтовании и тому подобных играх, потому что они настолько ловко владеют обеими руками, что их противники вынуждены отступать
АМБИДЕКСТРИЯ.
Эмоциональный аспект наиболее выражен у детей, имеющих амбидекстрию, т.е.
одинаково хорошо владеющих обеими руками. Есть такие дети, которые, несмотря на
нормальное развитие речи, не сформировали доминирования руки, глаза, ноги и уха.
Кажется, у таких детей есть определенные преимущества, например, при игре в
теннис, в фехтовании и тому подобных играх, потому что они настолько ловко
владеют обеими руками, что их противники вынуждены отступать. К тому же
амбидекстрию ни родители, ни учителя, ни сами дети часто вообще не замечают.
Кажется, что это никак не связано со склонностью ребенка к постоянной лжи и
воровству, потому что ребенок очень мил, достоин любви, общителен и весел.
И родители, и учителя, вероятно, уже пытались бороться с его проступками. Они
оказывали ребенку всяческую помощь, демонстрируя свою симпатию к нему,
говорили о последствиях лжи и воровства, но все напрасно. Ребенок продолжает
воровать все, что только захочет; он продолжает изобретательно и дерзко лгать, даже
если его ложь очевидна. Действительно, ребенок даже не дает себе труда сделать
ложь правдоподобной. Он просто рассказывает какуюлибо историю, а в следующий
раз без колебаний сочиняет по поводу тех же обстоятельств уже новую, совершенно
иную историю вне зависимости от того, что думает слушатель. Кажется, что у такого
ребенка нет совести. Он обещает больше не лгать или не красть; но при первой же
предоставившейся ему возможности он делает то же самое, и все остается по
прежнему.
Такого ребенка иногда можно узнать по внешнему виду. Форма обеих половин
его лица полностью идентична; лица у этих детей особенно круглые, похожие на
кошек. Если попросить такого ребенка написать свое имя обеими руками
одновременно, то нередко к собственному удивлению у него обнаруживается
выраженная амбидекстрия.
Если у таких детей не сформирована доминанта и если они еще очень маленькие,
то нередко их можно будет научить находить смысл в нравственных ценностях,
исходя из того лишь, что они не дифференцируют левую и правую стороны. Потому и
понятия "правда" и "ложь", "правота" и "неправота" для них расплывчаты и остаются
неопределенными. В течение многих месяцев или даже лет надо помогать такому
ребенку и постоянно заботиться, чтобы он проявлял настойчивость и силу воли,
необходимые для формирования выраженной и окончательной доминанты. Удача в
этом случае будет означать победу над нравственными проблемами ребенка победу
самого ребенка. К сожалению, по достижении периода половой зрелости такая
победа чаще всего уже невозможна.
Разумеется, не всякие сложности нравственного характера можно свести к
отсутствию доминанты. Не каждый ребенок, который лжет или ворует, поступает
так, как это характерно для ребенка с амбидекстрией. У последнего, как было
сказано ранее, отсутствуют угрызения совести и невелика доля участия
продиктованного теми или иными чувствами. Гораздо чаще проблемы нравственного
характера являются следствием иных сложностей, с которыми дети сталкиваются всвоей жизни, следствием эмоционального раздражения, вызванного какимилибо
требованиями, которые ребенок так и не выполнил; следствием разочарований,
которые ребенок не преодолел, ситуаций, с которыми он так и не справился и
которых он не осмыслил. Естественно, существуют также органические причины
проблем нравственного порядка. Но трудности, возникающие в результате
несформировавшейся доминанты, несомненны, если вы хоть однажды сталкивались с
ними.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь