Консультация для родителей - АУТОАГРЕССИЯ.

  • Лекции
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - АУТОАГРЕССИЯ, говорится о том, что .чаще всего наказание себя, причинение себе боли - это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения.В консультации для родителей - АУТОАГРЕССИЯ, говорится о том, что .чаще всего наказание себя, причинение себе боли - это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения.
Иконка файла материала 85.1 + Аутоагрессия.doc
Психология для родителей. АУТОАГРЕССИЯ.   Случаи   аутоагрессии   (агрессии,   направленной   на   себя)   не   так   уж   редки   в дошкольном   возрасте.   Чаще   всего   наказание   себя,   причинение   себе   боли   ­   это реакция на собственные неудачные действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие   у   окружающих.  Они   не  возникают   самопроизвольно,  а  являются усвоенными   формами   агрессивного   поведения.   Скорее   всего,   малышей, практикующих аутоагрессию, достаточно серьезно наказывали в раннем детстве. Но не   жестокость   наказаний   ­   причина   подобного   поведения.   Оно   возникает   под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневанности взрослых, их яростного недовольства   своими   детьми.   Крики,   искаженные   ненавистью   лица   родных,   их разъяренность и гнев пугают малышей. Панические настроения, страхи детей могут стать настолько сильными, непереносимыми, что дошкольники начинают наказывать себя сами, как бы опережая реакции взрослых и в определенной мере предупреждая их. Обычно, став свидетелями агрессивных действий малышей, направленных на них самих, взрослые пытаются всеми силами пресечь эти действия. Но это ведет лишь к усилению аутоагрессии. Ведь именно непомерный страх является причиной ее.   Видя   же   перепуганные   лица   людей,   ребенок   только   сильнее   переживает, чувствуя ответственность за происходящее. Неуклюжесть   и   неумелость   дошкольников,   их   ротозейство   и   доверчивость вполне понятны и объяснимы, точно так же, как и их желание подражать взрослым, помогать им в различных делах. Ребенок трех­шести лет не может быть настолько же ловким и умелым, как его папа или мама. Поэтому постарайтесь быть более терпимыми к их ошибкам и промахам, не загасите в них искру трудолюбия, даже если это сводит на нет ваши многочасовые старания. Если девочка, неся к столу свежеиспеченный пирог, роняет его на пол, то это не повод делать ее объектом яростных нападок. Ведь если бы большой пирог несли вы, а она маленький, тот, что испекла   сама,   то   дело   закончилось   бы   не   столь   плачевно.   Возможно,   вы   сами запретили   дочери   портить   тесто,   так   что   скорее   у   вас   есть   повод   для самобичевания. Именно   подобные   ситуации   могут   стать   причиной   поведения,  описанного   в первом примере. Гнев близких людей в ответ на промахи и ошибки детей сильно запечатлелся в психике ребенка и стал стимулом аутоагрессивного поведения. Во всех   случаях,   когда   ребенок   будет   терпеть   фиаско,   сталкиваться   со   своей неспособностью   соответствовать   предъявляемым   к   нему   требованиям,  он   станет прибегать к самонаказанию. Эта тенденция может стать хронической в школьном возрасте, особенно у детей самолюбивых, подходящих к себе с завышенной меркой. Поэтому, отвечая на вопрос, что делать, когда ребенок бьет себя, следует сказать: во­первых, не провоцируйте его, во­вторых, не усугубляйте его душевных страданий. Терпимость и сдержанность с вашей стороны скорее помогут малышу 1успокоиться, чем крики, вопросы, вид вашего испуга и растерянности. Если ребенок ищет физической близости, обнимите и приласкайте его, но если противится ей, то лучше не усиливать его агрессию своей навязчивостью. Можно попробовать отвлечь малыша, но опять же ненасильственными мерами, не путем оттаскивания  его, прижатия его  рук к телу, затыкания рта. Не будем забывать, что ограничение действий в такой ситуации может породить «рефлекс свободы»,   то   есть   желание   продолжать   свои   мазохистские   действия   вопреки требованиям и стараниям взрослых. Психически нормальный ребенок никогда не укусит себя до крови и сознательно не набьет себе шишку, а вот уворачиваясь от ваших рук, вполне способен нанести себе серьезную травму. Быть   безучастным   зрителем   сцен   самоистязания   детей   практически невозможно. Поэтому попробуйте инсценировать свой уход, сказать: «Все, я больше не могу на это смотреть!» ­ и отвернуться или на минуту выйти в другую комнату. Иногда   это   помогает   лучше   всякой   валерьянки.   Когда   ребенок   успокоится, желательно какое­то время побыть с ним вместе, просто посидеть и помолчать, позволить ему забраться к вам на колени или почитать любимую книжку. Дайте детям почувствовать, что вы понимаете их душевное состояние и не осуждаете за то, то они сделали. Ваша поддержка очень нужна малышу, она будет способствовать скорейшему   изживанию   аутоагрессивных   тенденций,   не   позволит   развиться мазохистским установкам, то есть стремлению к переживанию мук и страданий и получению от этого извращенного удовольствия. Почему маленький ребенок причиняет себе боль? Иногда случается так, что маленький ребенок  трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол. Это   вызывает   у мамы   настоящий   шок.   Если   учесть,   что   эти   удары   бывают совсем   нешуточные,   у любого   родителя   возникают   вполне   логичные   вопросы, которые можно разделить на три условные категории.  Причина такого поведения. Почему он так делает? Что в семье провоцирует у ребенка такое поведение? Виноваты ли родители в чем­нибудь?  Хочу, чтобы этого не было. Как сделать так, чтобы ребенок не наносил себе удары?  Как правильно реагировать маме на такое поведение малыша? Надо   сказать,   что   не существует   однозначного   ответа   ни на один   из этих вопросов.   Потому   что   поведение   ребенка,   который   бьет   себя ­   это   всего   лишь симптом.   Это   как   головная   боль ­   симптом   дисбаланса   в организме,   причины которого могут быть у каждого человека свои. И все же   можно   выделить   некоторые   общие   детские   особенности,   которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе.  Ребенок   по типу   личности,   скорее   всего,   является   интровертом,   то есть, склонен к внутренней ориентации и сосредоточению на себе. 2 В жизни   ребенка   имеется   какой­то   раздражитель,   никак   не связанный с ситуацией, когда малыш наносит себе удары. Этот раздражитель ребенок в силу своего возраста не понимает и плохо осознает, но, тем не менее, он его наблюдает и чувствует.   Это   может   быть   стрессовая   ситуация,   сильный   испуг   в прошлом, сложные обстоятельства в семье, когда все очень взвинчены и напряжены, тяжелая болезнь малыша или члена семьи.  Ребенок из категории "трудных". У таких детей в силу каких­то особенностей характера   и темперамента   реакции   на внешние   обстоятельства   очень   ярко выражены.   Иногда   эти   реакции   проявляются   тем,   что   он начинает   бить   себя по голове,   не умея   по­другому   выразить   свои   чувства,   Пусть,   мол,   мама   сама догадается, что ему надо, и пусть сделает так, чтобы он перестал это делать. Тогда как обычный ребенок подошел бы и попросил у мамы заинтересовавшую его вещь. Различное   сочетание   этих   трех   особенностей   дают   разнообразие   ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто­то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто­то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке. Ребенок   бьет   себя ­   и это   поведение   всего   лишь   верхушка   айсберга,   под которой   находится   глыба   льда   неосознаваемой   психологической   напряженности. Такое   поведение   может   проявляться,   даже   если   ребенка   в семье   очень   любят, не ругают, не называют плохими словами.  Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего   малыша,   который   бьет   себя,   то она   сможет   заметить,   что   в некоторых ситуациях   он это   делает   по­разному.   Естественно,   все   происходит   быстро и спонтанно.   Так,   что   различия   в детском   поведении   мама   понимает   не сразу. Но если   это   происходит   регулярно,   то различия   становятся   очевидными. Рассмотрим самые основные. Таким поведением ребенок может манипулировать родителями.  Действительно,   манипуляциям   ребенок   учится   с младенчества.   И иногда он намеренно   наносит   себе   удары,   чтобы   вызвать   желаемую   для   себя   реакцию со стороны   родителей.   Обычно   это   замена   негативной   реакции   взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка. Как же   понять,   манипулирует ли   малыш   в случае,   когда   бьется   головой об стену или пол? В возрасте двух­трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать   и притворяться,   поэтому   "вычислить"   его   будет   просто.  Два   основных момента, на которые маме следует обратить внимание:  ребенок наблюдает за мамой, явно или пряча глаза, но обязательно смотрит, как она реагирует на его поведение;  выражение лица у него притворное, напряженное;  ребенок чередует свои действия: наносит себе удары и после этого смотрит на реакцию мамы. 3Таким поведением ребенок может сам себя наказывать. В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его   родитель.   На эту   тему   существует   большое   количество   информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: "Ты такой же непутевый, как твой отец". В подсознание ребенка идет информация: "Будь таким, как твой отец!" Или говорит отец дочери: "Тебе еще рано дружить с мальчиками". Девочке идет сигнал: "Дружи с взрослыми мужчинами". Аналогично   этот   механизм   действует,   когда   мама   ругает   или   корит   своего маленького   ребенка   за его   поведение.   Детская   психика   воспринимает   это буквально ­ наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть,   что   в возрасте   двух­трех   лет   ("кризис   трехлеток")   ребенок   еще   только начинает   психологически   отделять   себя   от матери.   Он не понимает,   какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение ­ это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все,   лишь бы   мама   не сердилась.   Любого   рода   комментарии   недовольства (не обязательно   с повышенным   голосом   или   раздражением)   с ее стороны   могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары. Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда, поругавшись с кем­то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом, как бы наказывая себя за несдержанность. Этот   вид   детской   реакции   можно   также   определить   по выражению   лица ребенка:  видно, что ребенок искренне сильно огорчен;  если   мама   выходит   из комнаты   или   отворачивается,   он не прекращает наносить себе удары. Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние. Это,   пожалуй,   самый   сложный   для   понимания   мамы   вид   реакции   ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится   в каком­либо   другом   затруднении.   Вместо   того   чтобы   обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:  не расстроен и, по мнению мамы, у него нет серьезных причин делать так;  выражение лица у него нейтральное или недоуменное. Таким   образом,   внимательно   наблюдая   за своим   малышом,   мама   может примерно   определить,   отчего   ребенок   бьет   себя.   Малыш,   склонный   к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть   он одновременно   может   испытывать   отчаяние   и стремиться   оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому­ 4то   шаблону,   а стараться   найти   тот   уникальный   ключик,   который   подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение. Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка ­ это лакмусовая бумажка, по которой   можно   определить   общую   психологическую   обстановку   в семье. Ребенок   проявляет   не только   свое   психологическое   настроение,   но и настроение родителей в данный момент. Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка   по отношению   к себе.   Нужно   "лечить"   психологическую   обстановку в семье! Но бывают обстоятельства, когда это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить   ребенку   идеальную,   гармоничную   и счастливую   психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность   к этому,   скорее   всего,   останется   на всю   жизнь.   Только   удары он будет   наносить   себе   не по телу,   а в душе.   Что   может   привести   к пониженной самооценке личности. И,   тем   не менее,   маме   не стоит   успокаиваться   и ждать,   когда   ребенок перестанет бить себя. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать? Вот   только   некоторые   пункты,   на которые   стоит   обратить   внимание.   Мама может   сузить   или   расширить   предлагаемые   варианты,   по своему   усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.  Снизить громкость голоса и экспрессию. Мама может провести эксперимент и корить ребенка шепотом или на ушко. Такое поведение может на какой­то период так удивить малыша, что он будет не так сильно фиксироваться на себе и забывать бить себя.  Не изменять   резко   свое   поведение   с ругани   на нежность.   Если   мама отчитывает ребенка за его поведение, не стоит бросаться на ребенка с поцелуями, как   только   он нанес  себе  первый   удар   по голове.  Таким   поведением   мама  лишь закрепляет у ребенка стереотип поведения.  Физически   не давать   ребенку   бить   себя.   Мама   мягко   удерживает   ребенка, когда он бьет себя и обязательно комментирует это следующими фразами: "Не надо так делать. Мама тебя очень любит".  Не манипулировать в ответ на его манипуляции. В этом случае маме нужно точно   понимать,   что   сейчас   ребенок   бьет   себя   именно   с целью   давления на родителей,   чтобы   они   исполнили   его   желание.   Он не наказывает   себя и не находится   в отчаянии.   Тогда   мама   временно   прекращает   всякое   общение с ребенком, может даже оставить его одного в комнате, давая, таким образом, ему понять, что нанося себе удары, все равно не сможет добиться желаемого  Говорить чаще ребенку слова любви. "Даже если мама сердится, она все равно очень любит своего малыша". 5А самое   главное,   даже   если   ребенок   перестанет   со временем   наносить   себе удары,   маме   не стоит   забывать   о том,   что   ребенок   делал   это.   Когда   он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины.   Мама   должна   дать   ребенку   стержень   внутреннего   самоощущения   цельной личности, который будет поддерживать его в жизни. Ребёнок бьётся головой, когда ему что­либо запрещают. Это типичная реакция ребёнка на запрет ­ "самонаказание". Многие дети при этом кидаются на пол, землю (если на улице), бьются головой, руками бьют себя по лицу   и   т.д.  Ребёнок   наказывает   сам   себя   для   того,  чтобы   потом   его   пожалели, "пошли ему навстречу", и, в итоге, разрешили желаемое. Во­первых ­ старайтесь по возможности не делать прямых запретов. Ребёнок их не понимает, он не понимает, что утюг может обжечь, нож порезать, лекарство отравить. Это понимаете Вы, но не он. Ребёнок же воспринимает эти запреты просто как ограничение своей личной свободы.   Отсюда   протест,   который   и   выражается   в   уже   сформированной невротической реакции ­ самонаказание с целью шантажа родителей. Во­вторых ­ старайтесь   все   опасные   предметы   размещать   вне   досягаемости   их   ребёнком. Третье  ­   в   отношении   желания   погулять,   посмотреть   ещё   телевизор,   и   вообще любых капризов ­ старайтесь "договориться" с ним без прямых запретов (запрет без объяснения,   понимания   его   ребёнком).   Если   "договоры"   не   действуют   ­   не наказывайте его, но и не жалейте, когда он в очередной раз начнёт биться головой. Не бойтесь, голову он себе сильно не разобьет, и чем меньше Вы на него в это время будете обращать внимания, тем быстрее пройдёт это стуканье. Через некоторое время   он   поймёт,   что   это   неэффективная   стратегия   достижения   желаемого   и прекратит её. Наилучший способ договориться ­ подмена одного желаемого другим. К  примеру,  если   ребёнок   собрался   погулять   на   улицу   в  23.00  и   уже   готовится устроить истерику по этому поводу ­ не кричите (вообще, родители, никогда не кричите на своих детей), постарайтесь спокойно объяснить, что уже поздно, что все детки уже спят, и если он согласиться подождать с прогулкой до завтрашнего утра, то сейчас Вы ему дадите конфету, шоколадку, или поиграть с любимой игрушкой, послушать   любимую   музыку   (кстати,   "переключайте"   ребёнка   с   рекламы   ТВ   на музыку, лучше ­ детские песни, песни из старых фильмов и т.д.) или ещё что­либо. В отношении еды ­ не навязывайте её ребёнку. Объясните ему, что когда он голоден, то пусть об этом как­нибудь даст Вам знать, типа ­ "хочу ам­ам". Многие дети начинают "голодные капризы" и родители недоумевают, что творится с ребёнком ­ на самом деле он просто хочет, есть, но не знает, как об этом сообщить. Ребенок кусается: почему и что делать? С проблемой того, что ребенок кусается, сталкиваются и педагоги, и родители детей   младшего   дошкольного   возраста.   Неприятно   всем:   укушенному   и укусившему, родителям с обеих сторон и педагогу. Почему ребенок кусается? Что делать?   Эти   важные   вопросы   являются   первой   реакцией   на   ситуацию, 6возникновение   которой,   как   правило,   продиктовано   возрастными   особенностями ребенка и сложившейся вокруг него неблагоприятной психологической обстановкой дома и/или в детском саду. Внимательно   понаблюдайте   за   кусающимся   ребенком.   Очень   скоро   вы обнаружите, что ребенок кусается, попадая в определенную ситуацию: например, когда вокруг него много других детей, незадолго до приема пищи, при недовольстве действиями сверстника, в конфликтной ситуации. Причины того, что ребенок кусается, могут быть разнообразны, но это всегда проявление   агрессивности.   Ее   возникновение   может   быть   обусловлено   такими факторами,   как   неблагополучная   внутрисемейная   обстановка,   неумение   ребенка выражать   свои   желания   вербально   и,   конечно   же,   это   особенность   возрастного развития малыша. Если вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом:  Твердо и спокойно скажите ребенку, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному   ребенку   очень   больно   и,   если   возможно,   привлеките   укусившего   к помощи пострадавшему, вместе погладьте того по руке.  Проговорите   с   ребенком   несколько   простых   фраз,   выражающих   его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.  Организовывайте   и  поощряйте   игры   с   песком,  водой,  глиной,  так   как   эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.  Обязательно   дайте   ребенку   возможность   как   можно   больше   рисовать карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.  В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных материалов ­ кубиков или крупного конструктора.  Дома   давайте   ребенку   как   можно   чаще   «грызть»   твердую   пищу:   морковь, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т. п.  У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.  Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков ­ пример агрессии может являться причиной того, что ребенок кусается!  Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.  Всегда   соблюдайте   режим   дня,   четко   чередуя   активную   деятельность   с отдыхом и приемами пищи в определенное время.  Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребенок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему. Ребенок кусается: почему это происходит и что с этим делать? У детей двух­трехлетнего возраста пристрастие к укусам может проявиться уже как один из социальных навыков. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды ровесникам ­ он не просто дерется, он царапается и кусается; или же привлечь к себе внимание взрослых. Во время активной игры со сверстниками укус 7может быть следствием перевозбуждения или стресса (у малыша забрали игрушку, или смеются над ним, или игнорируют в кругу других детей). Кусая же взрослых, ребенок   привлекает   к   себе   внимание   ­   в   таком   возрасте   ему   еще   все   равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания. Это не означает, что у ребенка имеется некий дефект развития ­ к поступлению в садик большинство деток уже учатся выражать свои чувства более признанными в обществе способами. Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры, с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус ­ это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Если ваш ребенок начал кусаться, постарайтесь уделить ему больше внимания, и спокойно расскажите ему, как вам больно, неприятно и обидно от его укусов. Более сложная ситуация может возникнуть, если ребенок кусается в детском коллективе.   Зачастую   пед.состав   ясель   или   сада   не   успевает   уследить   за маленькими "грызунами", или еще усугубляют ситуацию, сильно наказывая детей за такое   проявление   эмоций.   Если   на   вашего   ребенка   часто   поступают   жалобы   от воспитателей   и других  родителей  ­ начните   с  беседы  с  ребенком. Постарайтесь выяснить   причины   такого   его   поведения.   Если   на   самом   деле,   как   считают психологи, укусы в садике ­ следствие стресса от пребывания в недружественном ребенку коллективе ­ возможно, вам придется задуматься о смене садика или ясель. Если нет возможности для таких радикальных мер ­ постарайтесь на какое­то время сократить срок пребывания ребенка в садике, забирайте его с полудня, хотя бы несколько дней. Возможно, это резко сократит количество споров и ссор с другими детками,   и   стресс   малыша   развеется   за   счет   большего   по   времени   спокойного пребывания дома, с близкими. Если вашего малыша кусают в группе ясель или детского сада ­ постарайтесь выяснить   обстановку   в   группе.   Если   он   слишком   робок   и   застенчив   с   другими детьми и поэтому является объектом нападок ­ подумайте, не выбрать ли меньший коллектив,   где   застенчивому   ребенку   будет   проще   войти   в   контакт   с однокашниками.   Возможно,   вы   отдали   ребенка   в   более   старшую   по   возрасту группу? Год разницы в садике ­ это очень большая возрастная дистанция, ребенок может   стесняться   и   опасаться   более   старших   детей.   Бывает   же,   что   объектом укусов становится не застенчивый, а напротив слишком активный или агрессивный ребенок ­ в таком случае опять же постарайтесь выяснить, по какой причине ваш малыш так провоцирует других деток. В любом случае, укусы в детском коллективе не являются следствием какого­ либо ментального заболевания ребенка. Но если вы уверены, что стресс в жизни малыша отсутствует, что он не слишком перегружен, что у него дружественный коллектив ровесников и знающие и внимательные воспитатели, а он продолжает кусаться   ­   возможно,   вам   стоит   посетить   детского   психолога.   Он   поможет разобраться в более глубинных и скрытых причинах такого поведения. 8Материал взят из интернета Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 9