В консультации для родителей - Что такое "готовность к школе?", говорится о том, что термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Иными словами это означает наличие у Вашего ребенка определенных предпосылок к обучению в школе. Но одно только определение еще не раскрывает нам сути вопроса. В двух словах ее можно выразить так: Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.В консультации для родителей - Что такое "готовность к школе?", говорится о том, что термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Иными словами это означает наличие у Вашего ребенка определенных предпосылок к обучению в школе. Но одно только определение еще не раскрывает нам сути вопроса. В двух словах ее можно выразить так: Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Психология для родителей.
ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?"
Это не только
определенная сумма знаний и широкий кругозор
навыки чтения
элементарные математические представления
Конечно, эти навыки очень важны. Но мы не должны забывать, что понятие
"готовность к школе" подразумевает определенный уровень психического развития, т.е.
развитие высших психических функций памяти, мышления нагляднообразного и
словеснологического, внимания, произвольности поведения, речи.
Ребенок, готовый к систематическому школьному обучению
умеет внимательно слушать взрослого и выполнять его указания
умеет работать по образцу
умеет сосредотачиваться и выполнять задание в течение 1015 минут
проявляет активность в узнавании нового
умеет составлять связный рассказ
умеет управлять своим поведением, т.е. действовать по правилу
умеет управлять своими эмоциями (например, умеет проигрывать)
ориентируется в пространстве комнаты, здания, листа бумаги
Все эти навыки развиваются у ребенка не только на занятиях в детском саду, но и
ежеминутно в общении со взрослыми, близкими и значимыми для ребенка взрослыми.
Поэтому, дорогие родители, так важна Ваша помощь и Ваше участие в развитии
ребенка.
В общении с ребенком старшего дошкольного возраста
стимулируйте ребенка задавать вопросы
будьте последовательными
соблюдайте требования режима
приучайте ребенка к самостоятельности
поощряйте любознательность ребёнка
по возможности подробно отвечайте на вопросы ребенка
развивайте внимание ребенка через образцы внимательного поведения взрослого
играйте с ребенком в настольные игры по правилам
читайте вслух ребенку как можно больше
обсуждайте с ребенком содержание прочитанного
задавайте вопросы ребенку для установления причинноследственных связей
событий и определения пространственновременных отношений
обогащайте словарный запас ребенка
расширяйте кругозор ребенка
играйте с ребенком в подвижные игры по правилам
поддерживайте ребенка эмоционально при всех неудачах и трудностях
цените особенности своего ребенка
верьте в способности своего ребенкаПсихологическая готовность к школе
У современных родителей, «продвинутых» в вопросах детской психологии, понятие
психологической готовности к школе уже давно на слуху. И многие понимают, что без
этой самой готовности ребенка лучше не отдавать в школу, потому что такой шаг чреват
не самыми приятными последствиями...но какими именно и что конкретно из себя
представляет психологическая готовность к школе? На эти вопросы Вы сможете найти
ответы в данной статье.
Что такое психологическая готовность к школе
Итак, термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к
школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения
определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его
можно учить в школе. Иными словами это означает наличие у Вашего ребенка
определенных предпосылок к обучению в школе. Но одно только определение еще не
раскрывает нам сути вопроса. В двух словах ее можно выразить так:
Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и
хочет учиться в школе.
К слову, на второй пункт очень многие родители закрывают глаза, считая его
незначительным. Однако зачастую он играет ведущую роль в возникновении проблем у
«неподготовленного» школьника. Родители должны знать какие опасности подстерегают
«неподготовленного» школьника.
Теперь рассмотрим подробно, что в себе несут эти самые «хочу» и
«могу»:
К умениям и навыкам, необходимым для обучения в школе, относят в первую
очередь определенный уровень сформированности произвольности:
• умение подчиняться правилам
• умение слушать говорящего и точно выполнять устные задания (то есть еще и
удерживать их в голове на протяжении определенного времени)
• умение самостоятельно выполнять задание по образцу и т.д.
Также к категории необходимых умений относится определенный уровень
интеллектуального и речевого развития:
• умение видеть причинноследственные связи (например, понимать, что наказание
следует за проступком а не наоборот)
• способность к обобщению и классификации (например, выделить среди
изображений группу животных и назвать из общим словом)
• определенный уровень развития фонематического слуха (способность различать
звуки, в частности, необходимая для чтения и письма под диктовку)
• связанная речь, умение использовать сложные предложения, достаточный
словарный запас, кругозор и т.д.
Наконец, в понятие «хочу» входит определенный уровень эмоционального развития
ребенка и сформированность следующих мотивов:• познавательный мотив (это означает, что получение знаний для ребенка становится
увлекательней игры)
• так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть непосредственно мотив
быть учеником, слушать учителя, выполнять задания и получать оценки.
Безусловно, все эти требования вовсе не означают, что к школьному обучению готов
лишь тот ребенок, который игнорирует детские забавы и целыми днями только и сидит за
книгами в мечтах о школьной парте. Игра как деятельность еще долго не будет покидать
детские планы. Однако ребенок готов к школе лишь тогда, когда школьное обучение не
является для него жертвоприношением во благо родителей или вообще непонятно
ради чего.
Материал подготовлен педагогом – психологом: Е.М.Бондарь.