В консультации для родителей - Чувство любви к ребенку, говорится о том, что чувство любви - очень сложное и целостное психологическое явление, состоящие из эмпатийных переживаний, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за «предмет» своей любви, его сохранности, чувства переживания встречи с нимВ консультации для родителей - Чувство любви к ребенку, говорится о том, что чувство любви - очень сложное и целостное психологическое явление, состоящие из эмпатийных переживаний, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за «предмет» своей любви, его сохранности, чувства переживания встречи с ним
Психология для родителей.
ЧУВСТВО ЛЮБВИ К РЕБЕНКУ.
Психологи называют то поле, в котором развивается ребёнок, где формируется его личность, детско
взрослой общностью, а отношения, связи между людьми создают эту общность. Ребенок и взрослый связаны
в ней духовно, и важно, что развивается в ней не только ребенок, но и взрослый (если это подлинная
общность). Но от взрослого зависит, как будет построена эта общность, какие отношения будут
складываться между детьми и воспитывающими взрослыми, как и в какой форме, будут переживаться
связи. Именно связь и переживается ребенком, и взрослым как любовь друг к другу.
Чувство любви очень сложное и целостное психологическое явление, состоящие из эмпатийных
переживаний, эмоционального принятия, эмоциональной близости, чувства ответственности за
«предмет» своей любви, его сохранности, чувства переживания встречи с ним и т.д.
Эмпатия способность сопереживать, сочувствовать другому. Отношения возникают на почве
сравнения, оценки, доброжелательной критики. Любовь соединяет, обеспечивает приобщение ребенка к
ценностям и идеалам взрослого, вхождение в культуру.
Отношения создают почву для становления индивидуальности ребенкa. И если отношения
складываются нормально (норма это лучшеe, что может дать взрослый ребенку в детсковзрослой общ
ности), индивидуальность ребенка высвечивает лучшие его стороны.
Главное в любви, когда речь идет о детсковзрослой общности, притяжение друг к другу,
самоотверженность и понимание, восхищение «предметом» любви, главное в отношениях не навредить,
всеми силами способствовать развитию ребенка, создавать нормальные условия этого развития. Любовь к
другим, точнее, к детям, невозможно в себе сформировать и развить, она либо есть, либо ее нет. И ничего
тут не поделаешь. Из всего этого следует, что
1. Любовь невозможно никакими приемами «породить» внутри себя: либо она есть, либо её нет.
2. Любовь и другие эмоции переживаются разными людьми поразному: по характеру проявления,
степени выразительности, силе переживания т. д.
3. Чувство любви (связанность с детьми, притяжение к ним) и отношение с детьми вступают в
развивающее противоречие: любовь к ребенку (в узком смысле слова) не допускает осуждения, обсуждения и
сравнивания; а отношение с ребенком на этом и основываются. Чувство любви к ребенку может быть
выражено впрямую: значением и смыслом слов, интонацией, мимикой, жестами, выразительными
движениями, который ребенок должен чувствовать, ощущать всегда. Любовь не должна превратиться в
«слепую» страсть, когда ребенок становится полностью зависимым от взрослого.
4. Эмоции пронизывают не только отношения, игры, общее времяпрепровождение ребенка и
взрослого, но также и интеллектуальное развитие дошкольника.
Ребенок, как правило, тяжело переживает поступление в детский сад. Трудность перехода ребенка от
чисто семейных условий к жизни в детском саду, даже при самых благоприятных обстоятельствах,
усугубляется еще и тем, что для воспитателя каждый пришедший в группу, не известный пока ребенок
обычно «один из многих». Такой диссонанс тяжело переживается детьми, если они совсем не подготовлены
дома к новому типу взаимоотношений, и если воспитатель не стремится с первого же знакомства с детьми
разглядеть и понять эту личностную уникальность и единственность каждого ребенка.
Только при полной уверенности, что «я люблю детей», можно заниматься воспитанием ребенка,
рассчитывая на то, что будет складываться истинная детсковзрослая общность.
Необходимо иметь хотя бы самые общие предварительные представления из психологии
эмоциональных явлений: противоречие между связями (собственно любовь) и отношениями, что дает
череду единений и обособлений, совершенно необходимых в развития ребенка; противоречие между
ситуативными и ведущими эмоциями.
Так, воспитывающий взрослый должен иметь в виду, что следует очень осторожно, проявляя
чувствование в жизнь ребенка, понимая малейшие оттенки его чувств, использовать жесты, выражающие
любовь, нежность, восхищение (объятия, поглаживания, поцелуи, уменьшительноласкательные
суффиксы в обращениях к ребёнку и т.п.). Совместные чтения, игры, различная деятельность могут
вызвать общие переживания.
Воспитатель, любящий своих питомцев, не может пренебрегать эмоциональным воспитанием, в
процессе которого он сам узнает много нового и интересного. Воспитание чувств у детей будет
постоянно подпитывать собственное чувство любви к детям и сохранит это чувство в душах самих
детей.Журнал «Психолог в детском саду» 2005, №3. стр. 3 – 21.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Бондарь Е.М.