В консультации для родителей - Детский сад и семья, говорится о том, что для того, чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, каждую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. ......В консультации для родителей - Детский сад и семья, говорится о том, что для того, чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, каждую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. ......
Психология для родителей
«ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ»
Для того, чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к
условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский
сад.
Большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда
хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем
возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его
действие, каждую попытку к самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях
бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие
родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к
ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые
считают, что основная роль в воспитании принадлежит детскому саду, а они только могут
оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать
родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного
воспитания. но к сожалению родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда,
когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой
ограничивается словами «Тебе там будет хорошо!» Родители не всегда в должной мере
осознают, что приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно
отличающиеся от семейных.
Если в семье на 23 взрослых приходится одиндва ребенка, то на одного воспитателя в
детском учреждении – 20 и более детей. В семье родители для ребенка являются постоянными
воспитателями. В детском саду воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по
характеру, по требованиям, по тону общения.
Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все
прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения.
При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какоето новое
умение, навык, хотя это является закономерным для развитием малыша.
В условиях воспитания детей раннего и среднего возраста в дошкольном учреждении
индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны, знанием психических и
физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроя в данное время, состояния
здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными
задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка
– также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.
Коллектив семьи очень редко насчитывает более 5 – 6 человек. В детском саду в группе,
как правило, 20 – 25 и более детей да еще взрослые. Зачастую ребенок, тем более раннего
возраста, не может быстро и безболезненно принять все эти изменения, особенно если ему не
помогают взрослые. Следовательно, единство требований, приемов и методов воздействия,
согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания –
непременное условие его благополучной адаптации.
Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его физическая
подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей мере, чем в старшем возрасте,
подвержен заболеваниям, и родители должны закалять их. С этой целью необходимо обеспечить
малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года,
проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные физические упражнения,
развивать навыки ходьбы, бега, лазания.
1Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня
ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают
к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного
учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным,
безразличным к происходящему.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой
мере сформированы у него необходимые культурногигиенические навыки и привычки,
навыки самообслуживания ( одевания, еды и др.) Между тем, не во всех семьях уделяется
достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух
трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, одеваться и
раздеваться, пользоваться носовым платком и т.д.
Воспитание навыков и привычек требует от взрослых терпения, настойчивости. Нельзя
требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ибо такое требование
он не в состоянии выполнить. При поступлении ребенка в детский сад в первое время
целесообразно мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например,
малыш привык засыпать с соской, надо временно эту привычку сохранить.
И однако главной и основной причиной затруднений при адаптации детей в детском саду
является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми. Чем уже круг общения
ребенка до поступления в детское учреждение , тем длительнее формируются у него отношения
с воспитателем и со сверстниками.
Безусловно, в семье возможно и необходимо формировать у ребенка опыт общения не
только с близкими, но и другими взрослыми, а также со сверстниками. Однако практика
показывает, что чаще всего родители учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко
учат умению общаться.
Родители должны вовлекать ребенка в контакты со взрослыми и детьми, не являющимися
членами семьи, учить, как обратиться к взрослому, что сказать, как вежливо попросить чтото и
т.п. Например, мать предлагает своему маленькому сыну, еще не умеющему говорить: «Отнеси
тете книжку», «Покажи дяде машинку». Ребенку, уже владеющему речью, предлагают:
«Подойди к тете Лене, дай ручку и скажи «здравствуйте» – или дают поручение: «попроси у
Вовы машину, скажи «Дай, пожалуйста, машину» и т.п.
Приучая ребенка к совместным действиям со взрослыми и детьми, родители словами, мимикой,
всеми понятными ему средствами выражают свое дружественное расположение к тем людям, в
общение с которыми хотят вовлечь малыша, помогаю ему преодолеть боязнь, неуверенность.
Вместе с ребенком наблюдают за действиями взрослых и детей, подчеркивая свое одобрительное
к ним отношение. Расширять круг общения ребенка надо постепенно, привлекая для этого
отзывчивых людей, способных расположить его к себе. Если ребенок в первые минуты теряется,
прижимается к матери, не надо настаивать на том, чтобы он подошел к незнакомому человеку,
пусть сначала разглядит его. Затем можно найти и интересный повод для общения: втроем
рассматривать игрушку или затеять общую игру.
На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками.
Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему
пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как
пожалеть плачущего, не обижать его и т.п. Для того, чтобы ребенок мог общаться с
окружающими взрослыми и детьми, он должен иметь некоторую речевую подготовку, игровые
умения. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и родителям необходимо
обратить на это особое внимание. Для развития у ребенка навыка общения можно использовать
игрыинсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою
2игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости и т.д.» Действия, показанные в играх
инсценировках, следует закрепить в аналогичных действиях и поступках ребенка.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми – одна из основных задач
родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение.
/Н.Д.Ватутина «Ребенок поступает в детский сад»/
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
3