Консультация для родителей «Домашняя игротека»
Оценка 4.8

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Оценка 4.8
Лекции
docx
родителям
Детсад
27.11.2017
Консультация для родителей  «Домашняя игротека»
Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:  родители не слышат недостатков речи своих детей;  не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой. Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с недостатками речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения.
Домашняя игротека родителям.docx
Консультация для родителей «Домашняя игротека» Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами:  родители не слышат недостатков речи своих детей;  не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой. Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с  недостатками речи  обусловлены недостаточной сформированностью   основных   компонентов   языковой   системы   (фонетико­ фонематического, лексического, грамматического), ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.) создает дополнительные затруднения. Театрализованные игры проходят поэтапно.  На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на  выработку  мимики   и   пантомимики,   что   служит   своеобразным   прологом   к   будущим драматизациям.  На   втором   этапе   вводятся   игры   и   упражнения   на   развитие   дыхания   и   свободы речевого   аппарата,   правильной   артикуляции,   четкой   дикции,   разнообразной   интонации, логики речи. На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. На   четвертом   этапе   можно   перейти   к   более   сложному   виду   деятельности   – драматизации   рассказов   и   сказок.   Для   этого   подойдут   рассказы:   «Как   Маша   стала большой»   (по   Е.   Пермяку),   «Почему   кот   моется   после   еды»   (литовская   сказка),   «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др.  Предлагаются родителям игровые упражнения Развитие мимики Съешьте кислый лимон. ­ Дети морщатся. Рассердитесь на драчуна. ­ Дети сдвигают брови. Встретьте знакомую девочку. ­ Дети улыбаются. Испугайтесь   забияку.   ­   Дети   приподнимают   брови,   широко   раскрывают   глаза, приоткрывают рот. Обучение жестам Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя. Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг. Покажите разных людей: я, ты, мы. Развитие пантомимики Расцвели, как цветы. Завяли, как травка. Полетим, как птицы. Идет медведь по лесу. Крадется волк за зайцем. Развитие речевого дыхания «Игра со свечой» Родитель   предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а   только   заставить   плавно  танцевать   ее   огонек.   Воздух  выдыхается   тонкой,   упругой   и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем. Игра «Чудо­лесенка» Каждую последующую фразу ребенок произносит, повышая тон голоса. Чу­до­ле­сен­кой­ша­га­ю, Вы­со­ту­я­на­би­ра­ю: Шаг­на­го­ры, Шаг­на­ту­чи… А­подъ­ем­все­вы­ше, кру­че… Не­ро­бе­ю, петь хо­чу, Пря­мо­к­солн­цу­ я­ле­чу! Игра «Кто спрятался?» Родитель   (показывает   картинку).   Все   гости   уже   пришли,   но   спрятались,   чтобы сделать котику сюрприз. Для того чтобы животные вышли к котику, ты должен отгадать и назвать их. Ребенок   (составляют   предложения   по   картинке).   Пришла   корова,   потому   что   видна коровья голова. И т.д. После каждого ответа родитель выставляет фигурки животных. Образование глаголов Родитель. Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинника. Ребенок образует глаголы от звукоподражаний. Собачка – (гав­гав) загавкала. Коровка – (му­му) … Лошадка – (иго­го) … Козочка – (ме­е­е) … Курица – (кудах­тах­тах) … Овечка – (бе­е­е) … А котик им в ответ – (мяу­мяу) … Далее родитель с ребенком сочиняют сказки Родитель. Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных».  Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека. Собака   сказала:   «Гав­гав.   Я   охраняю   дом,   хозяйку,   двор   и   всех   животных   во   дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное». Кошка не согласилась: «Мяу­мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке, охраняю клубнику от галок. Я – самое нужное домашнее животное». В спор вмешалась корова: «Му­у­у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное». Коза возмутилась: «Ме­е­е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное». Овца   заблеяла:   «Бе­е­е.   А   я   даю   замечательную   теплую   шерсть.   Я   –   самое   нужное домашнее животное». Курица не выдержала и сказала: «Кудах­тах­тах. Я даю яйца, пух и перья. Я – самое нужное домашнее животное». Лошадь, дослушав курицу, сказала: «Иго­го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное». В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами. Игра «Сочиняем сказки» Так,   например,   мама   говорит:   «В   дремучем­дремучем   лесу   жил   маленький светлячок». Ребенок продолжает: «И увидел он как­то гномика, который заблудился». Историю   можно   сочинять   до   тех   пор,   пока   не   иссякнет   фантазия.   Особенно интересные рассказы можно записать в «Домашнюю книгу сказок».  Дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере выступает как сензитивный период в развитии творчества. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Необходимо рекомендовать родителям заниматься с ребенком рисованием, здесь родитель преодолевает вместе с ребенком речевые нарушения. Ведущей формой является использование   нетрадиционной   техники   изображения.   (рисование   тканью,   свернутой   в трубочку;   «точечное   рисование»;   рисование   по   сжатой   бумаге;   оттиск   целлофаном; рисование косметическими тенями). Это   способствует   не   только   преодолению   речевого   недоразвития   и   развитию творчества   у   детей,   но   и   повышению   проявления   эмоциональной   отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности. Пескотерапия  (sand­play) ­ игра с песком как способ развития ребенка. Играя с песком,     малыш   достигает   состояния   равновесия,   уходит   тревога   и   страх.   Он   учится самостоятельно преодолевать трудности. Если родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, предложите им поиграть в песок вместе с ребенком. Например: «Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю   маленькие   песчинки.   А   что   чувствуешь   ты?»   Пусть   ребенок   попробует   сам рассказать о том, что он чувствует.  Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок,   и   т.д.);   «пройдитесь»   по   песку   каждым   пальчиком   поочередно.   Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру. Просеять   песок   через   сито,   нарисовать   узор   кисточкой   или   палочкой,   просеять песок через систему воронок и т.д.  Можно   "поиграть"   на   поверхности   песка,   как   на   пианино   или   клавиатуре компьютера. Песочницу   можно   использовать   для   нахождения   животных,   предметов, определенной буквы, изготовленной из  пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"). Советы родителям «Мой ребенок не говорит, что делать?»  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя   окружающее,   не   боясь   повторения   одних   и   тех   же   слов,   произносите   их четко, терпеливо, доброжелательно. 2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. 3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би­ би, кукла – ля­ля, упал – бах. 4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. 5.   Вызывайте   желание   подражать   взрослому.   Это   возможно,   когда   сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку­ку, Паровозик – ту­ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у. 6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. 7.   Не   перегружайте   ребенка   телевизионной,   видео­   и   аудиоинформацией.   При   чтении сокращайте текст до понятных фраз. 8. Не говорите при ребенке о его отставании. 9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. 10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много). 11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока­белобока». ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА Пальчиковые игры для малышей Игра «Солнышко» Вот как солнышко встает (Медленно поднимают руки вверх)  Выше, выше, выше!  К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)  Ниже, ниже, ниже.  Хорошо, хорошо («Фонарики»)  Солнышко смеется,  А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)  Весело поется.  Солнце рано утречком поднималось,  Студеной водицею умывалось.  Протоптало солнышко сто дорожек!  Почему у солнышка столько ножек? Игра «Где же наши ручки?» Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие  движения. У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (руки за спиной) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (показывают руки) У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (показывают уши) У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками) Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (убирают ладошки от глаз) Игры с музыкальными инструментами Эти   игры   развивают   слуховое   восприятие   детей,   знакомят   малыша   с   различными музыкальными игрушками­инструментами и их «голосами», помогают приобрести первый опыт извлечения звуков, способствуют обогащению музыкально­слухового опыта ребенка, формируют   представление   о   таких   средствах   музыкальной   выразительности,   как   ритм, темп,   динамика,   лад,   развивают   внимание,   память,   стимулируют   развитие   движений, действий с предметами. Эти игры просты, доступны, они не займут много времени, но принесут малышу огромную пользу. Игра «Динь­динь­колокольчик» Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики. Дайте ребенку инструменты и  покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с  малышом. Побуждаем ребенка в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и,  поиграв, убирать (делаем паузы в пении).Динь­динь­динь колокольчик Динь­динь­динь­динь колокольчик, Динь – слушай колокольчик. Бам­бам­бам­бам –барабанчик Бам­бам­бам­бам ­барабанчик Бам – слушай барабанчик. Хлопай­хлопай­хлоп в ладоши Хлопай­хлопай­хлоп в ладоши Хлоп – хлопаем в ладоши! Игра «Погремушка» Для игры вам понадобятся погремушка. Игра проводится в соответствии с текстом:  мы помогаем ребенку ритмично встряхивать погремушку, а затем – спрятать ее за спинку.  Чтобы малыш не заскучал в тот момент, когда погремушка спрятана – можно выполнять  полуприседания. Погремушка­погремушка,  музыкальная игрушка. Хочешь, сразу две возьми, И греми, греми, греми! Хочешь, сразу две возьми, И греми, греми, греми! Спрячь за спинку погремушки, Отдохнут от шума ушки. На соседей погляди, И тихонько посиди. На соседей погляди, И тихонько посиди. Речевые игры для малышей  «Я заметил» (по дороге из детского сада, в детский сад) «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо  которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он  синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные  объекты по очереди. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится  красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все  стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и  пр.» «Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр. «Угощаю» «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово  и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно  поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Приготовим сок» «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни…  (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот:  апельсиновый сок из чего? И т.д.» «Доскажи словечко» Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: а) Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п; б) Медведь осенью засыпает, а весной… Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный… Мокрое бельё развешивают, а сухое… Вечером солнце заходит, а утром… «Отгадай, кто это» Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) Бодается, мычит, пасётся? Крадётся, царапается, мурлыкает? Шипит, извивается, ползает? Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать  животное, а вы попробуйте отгадать, кто это. «Отгадай предмет по его частям» Четыре ножки, спинка, сиденье. Корень ствол, ветки, листья. Носик, крышка, ручка, донышко. Корень, стебель, листья, лепестки. «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются  (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто.  У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.».  Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях. «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика. «Перепутанница» «Жили­были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что  перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба­со­ка (собака), ло­во­сы (волосы), ле­ко­со (колесо), по­са­ги (сапоги). Игра  «Где позвонили?» Игры, развивающие речевое дыхание Ребенок   с   закрытыми   (повязанными)   глазами   слушает,   как   вы   звените колокольчиком с какой­либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии   ребенок   уже   с   закрытыми   глазками   должен   тянуться   за   звенящим колокольчиком. Игра «Узнай по слуху» Возьмите   различные   игрушки   и   предметы,   которыми   можно   производить характерные   звуки   (бумага,   ложка,   барабан,   звонок,   дудка   и   т.д.).   Познакомьте   с   их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал. Воспитатель Л.С. Рудик

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»

Консультация для родителей «Домашняя игротека»

Консультация для родителей  «Домашняя игротека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017