В консультации для родителей - Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте (1—3 года), говорится о том, что раннее детство - «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее время признается очень важной. Ребенок - прежде всего существо чувствующее, а потом мыслящее. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы любим делать детям подарки, потому что их восторг неподделен и ярок.В консультации для родителей - Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте (1—3 года), говорится о том, что раннее детство - «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее время признается очень важной. Ребенок - прежде всего существо чувствующее, а потом мыслящее. Нас заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы любим делать детям подарки, потому что их восторг неподделен и ярок.
К онсультация для родителей
«ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (1—3 ГОДА)»
Раннее детство «золотое время» для эмоциональной жизни человека.
Роль эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни в последнее
время признается очень важной. К изучению этой сферы жизни ученые
психологи приступили еще в начале 1920х годов, чутьчуть успели коснуться в
1960—1970е годы и наконец более основательно в середине 1990х годов, когда
стало очевидно, что в жизни успешнее не те люди, у которых высокий интеллект,
а те, у кого высокий «эмоциональный» интеллект, когда со всей очевидностью
жизнь потребовала от человека психологической гибкости. И выяснилось, что
эмоциональный мир тоже требует внимания, воспитания, и не меньше, чем
воспитание ума.
Ребенок прежде всего существо чувствующее, а потом мыслящее. Нас
заражает детский смех своей искренностью и радостностью. Мы любим делать
детям подарки, потому что их восторг неподделен и ярок. Горькие детские
слезы никого не оставляют равнодушным. Дети не знают продолжительных
радостей или горестей, но зато отдаются им всей полнотой своего существа. Но
эта власть момента, создавая эмоциональную подвижность в детской душе,
делает ребенка психологически уязвимым, беззащитным. Взрослые, переживая
самые тяжелые чувства, одновременно имеют в душе много других чувств: жизнь
широкая, разнообразная, привязывает к себе бесчисленными мелкими
радостями. Дитя может забыть свое горе, но пока оно его переживает, оно для
него глубоко, безвыходно, бездонно.
В развитии эмоциональной жизни ребенка огромное значение имеет свобода
выражения чувств. Застенчивость часто является итогом горького социального
опыта, она всегда вносит напряжение в душу ребенка, задерживает естественное
выражение чувств. Ребенку необходима свобода в телесном выражении чувства.
Все, что стесняет, останавливает дитя в этом направлении, тяжело сказывается
на его эмоциональной сфере.
Мы нередко наблюдаем и испытываем на себе гнев малыша. У детей этого
возраста формируется чувство мести (что можно рассматривать как активную
форму выражения гнева для ребенка и это относительно здоровее, чем пассивная
форма, когда гнев «душит»). Задача взрослого научить ребенка проявлять гнев
в таких формах, которые были бы безопасны для него и для окружающих,
научить понимать эту эмоцию, распознавать ее. Отождествление гнева и злобы,
столь частое у взрослых, детям не присуще! Можно даже утверждать, что
появление злобы у детей есть верный симптом тяжелой наследственности или
скверных условий жизни ребенка.
Детская жестокость. Ребенок вовсе не равнодушен к чужим страданиям, если
только он видит перед собой страдание. Нередко, «мучая» животное, дитя не
1жестоко, психология ребенка здесь более сложна. Фактор нечувствительности
объясняется игрой: то, что эти маленькие существа пищат, оказывают
сопротивление, барахтаются, только повышает удовольствие игры. Дети играют
с
животными, с людьми, наслаждаясь не мучениями, а сопротивлением, от
сутствием той безответности, которая делает часто
безвкусной игру с вещами. Дитя вообще еще очень мало думает о внутреннем
мире другого. Родители часто упрекают детей в равнодушии к ним, и нечутком и
«черством» отношении. Так, дети могут беззаботно и весело играть в дни
болезней, горя. Ребенок действительно живет для себя, если же он вберет
взрослое горе в свою душу, то может не справиться с этой нагрузкой. Перед
взрослым стоит сложная задача: не опекать ребенка чрезмерно от печальных
эмоций, но и внутренний мир другого объяснить так, чтобы не создать
непосильной нагрузки для детской психики.
Упрямство это упорное отстаивание своей воли, нежелание склониться ни
перед просьбой, ни перед наказанием. Это предварение сильного характера.
Чувство своей силы и чувство своей слабости таковы две полярные формы
самочувствия, развивающиеся очень рано. Одно связано с творческой
активностью, с пробами свободного проявления своей личности, а другое с
отказом от своей воли, с приспособлением к другим и подчинение им.
Взрослые нередко говорят ребенку,
желая вызвать известную
чувствительность к чужому мнению: стыдись, как тебе не стыдно! Смысл
психологической установки, определяемой как «стыд», заключается в
мучительном и тягостном сознавании того, что личность наша «недостойна», не
стоит на должной высоте. Родителям важно узнать, что социальная форма стыда,
односторонне развитая в детской душе, очень замедляет развитие
индивидуального стыда. «Стыд есть функция в нас целомудрия, духовной
целостности» (В. Соловьев), и острие этого чувства направлено на нашу
личность, а не на то или иное «дело». Объекты стыда меняются, но самое
чувство остается. Стыд всегда предполагает раздвоение в нас: есть то, чего мы
стыдимся, и есть способность оценивать это «падение».
Ребенок не относится к миру пассивно, он ищет в нем смысл («А почему?», «А
зачем?», «А что это?»). «Ребенок живет настоящей духовной жизнью, ибо, в чем
же ярче может сказаться духовная жизнь, как не в искании смысла?» (В.
Зеньковский). Это искание у ребенка связано больше с задачами
эмоциональными, чем рассудочными. Познавательная сфера ребенка развивается
из эмоционального мира.
2Консультация подготовлена педагогомпсихологом:
Михайловной
Бондарь Еленой
3