В консультации для родителей - Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера, говорится о том, что очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и под-держке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него - он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.В консультации для родителей - Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера, говорится о том, что очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и под-держке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него - он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.
Психология для родителей.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА
Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия
1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и
постарайтесь отвлечь от каприза.
2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания,
не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы
ребенок ни делал.
3. Если ребенку когдато удалось добиться своего с помощью каприза, он будет
прибегать к этому способу все чаще и чаще.
4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас
огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя
лучше.
5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому
нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить
наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать,
что, несмотря ни на что, вы его любите.
6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет
совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе
отношение к себе.
7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать,
наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия,
терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Негативистическая демонстративностъ поведения
Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких
детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения,
внимания,
регуляция
родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле:
Рекомендуется четкое распределение,
высоких оценок.
«уделять ему внимание не тогда, когда он «плохой», а когда он «хороший». Главное
замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких
«фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» свести все замечания
к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его
поведение, так как именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими
выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда
ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке проявлять к нему
любовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Агрессивная
Агрессивность
1реакция это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста,
возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение,
сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и
убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые
более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к
людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур
избалован или заласкан в первые 34 года жизни, то его психическое развитие
замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные
действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он
чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и
исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная
атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы
внешнего мира. Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные
приемы:
позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные
разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с
наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и
(или) релаксация.
Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и
проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин,
потому что агрессивность уже выливается в другие формы.
Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)
Если ребенок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он
страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит все это признаки нервного
напряжения. Причины:
неблагоприятная обстановка в семье,
чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других
взрослых,
грубость родителей или непоследовательность их поведения;
грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение
головного мозга;
реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящая в тревожное
состояние, раздражительность, безобразное поведение.
Окрики, одергивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты,
попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз
те меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ
срочно найти какоенибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших
физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить
нервное напряжение.
В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и
2доброжелательностью.
Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении
Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выделяйте в качестве
чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен,
может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним
положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.
Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не
раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены,
что проявляется в замедленности моторики, психических реакций).
Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм,
развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание
уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность
невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте
коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия
какихлибо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль
капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед
детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности
ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных
занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка,
шуточные, подвижные игры.
За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны
окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе
атмосферу
общения, взаимопонимания,
доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и
позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».
непосредственноэмоционального
Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и
поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его
успехов, будут продолжать верить в него он почувствует себя спокойнее и с другими
людьми.
Малыш уже владеет всеми возрастными навыками поведения, как социальными,
гигиеническими, так и культурноэстетическими. Малыш умеет петь и танцевать,
загадывать, разгадывать загадки, он знает много сказок и стихов. Пытается их сочинять
сам. Рисует, лепит, конструирует и даже моделирует. Участвует в соревнованиях и любит
физкультуру. Короче говоря, стремится попробовать все в жизни на свой вкус.
Помимо общей есть еще специальная готовность к школе: это те знания и навыки,
имеющиеся у Вашего ребенка, которые конкретно помогают ему освоить или изучить
какуюнибудь дисциплину. К примеру, чтобы заниматься математикой, малыш должен
иметь понятие о форме и величине предметов. И если это он уже усвоил перед школой, то
на уроках ему будет легко справиться с заданием.
Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчеркнуть, что готовность Вашего
ребенка или неготовность тесно связана и с положением его в семье. Если Ваш малыш
отвергнут Вами и испытывает дискомфорт, он вряд ли будет «школьнозрелым». Ну а если
3даже вдруг и будет, адаптация его пройдет с трудом, вероятнее всего со срывом в виде
невротических реакций. Школа станет пыткой для него.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
4