В консультации для родителей - «Эмоциональное развитие дошкольников», говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это своеобразное «послание» окружающим взрослым о его состоянии. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Ребёнок уже с трёх лет может распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние, эмоциональное состояние сверстников и окружающих его взрослых и выражать своё отношение к ним.В консультации для родителей - «Эмоциональное развитие дошкольников», говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это своеобразное «послание» окружающим взрослым о его состоянии. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Ребёнок уже с трёх лет может распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние, эмоциональное состояние сверстников и окружающих его взрослых и выражать своё отношение к ним.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Эмоциональное развитие дошкольников».
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.БондарьВолгодонск
2Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Они помогают ребёнку
приспособиться к той или иной ситуации.
Эмоции ребёнка это своеобразное «послание» окружающим взрослым о его
состоянии. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него чтото не в
порядке. Когда ребёнок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что всё
хорошо в его мире.
Ребёнок уже с трёх лет может распознавать своё эмоциональное внутреннее
состояние, эмоциональное состояние сверстников и окружающих его взрослых и
выражать своё отношение к ним. И если ребёнок неадекватно реагирует на какуюто
эмоцию, то это заставляет взрослых насторожиться: а почему так: или он на самом деле
не понимает что происходит, или вы взрослые когдато подали ребёнку такой
неправильный пример.
Детские эмоции оказывают огромное влияние на будущее поведение человека.
Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам (учительница в
школе) потому, что его воспитывала жестокая, нечувствительная к его переживаниям
мать. Тоже самое происходит аналогично и с девочками.
Психологи пытались определить и классифицировать эмоции детей. оказалось, что
люди во всём мире различают 6 основных эмоций: радость, грусть, гнев, удивление,
отвращение и страх. Некоторые исследователи добавляют к этому перечню: презрение,
стыд и вину.
Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого
человека – важный фактор формировании отношений с людьми. От этого во многом
зависит, будет ли в дальнейшем этот ребёнок, а впоследствии и взрослый человек принят
окружающими или он попадёт в категорию «пренебрегаемых», «изолированных».
В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребёнка выражаются
более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Причины тех или иных
переживаний ребёнка – лежат в его взаимоотношениях с другими людьми и в первую
очередь с родителями. Когда взрослые ласково и с любовью относятся к ребёнку,
признают его права, сверстники хотят с ним дружить – он испытывает эмоциональное
благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно у таких детей преобладает
бодрое, жизнерадостное настроение.
Ребёнок дошкольного возраста ощущает потребность в положительной оценке
окружающих его взрослых и сверстников, в результате чего стремится к общению с ними,
раскрытию своих способностей и, получая признания окружающих, радуется, гордится
этим. Если же со стороны близких людей, ребёнок не находит отклика, то он становится
раздражительным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или
приступами страха. Это говорит о том, что его потребность не удовлетворена. В таком
случае можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребёнка.
Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается в
виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева, страха. В
одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе,
движениях. Но возможны и иные проявления: особые поступки, отношения к другим
людям. У одних детей эмоциональное неблагополучие проявляется в виде обиды, а в
дальнейшем это может привести к чрезмерной застенчивости, замкнутости, у других
детей преобладает раздражительность и гнев; которые могут усиливаться и перейти в
3агрессию ( а отсюда могут возникать и драки). Первые признаки агрессивности начинают
наблюдаться у детей уже после 2,5 лет.
Агрессивное поведение ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред
другому ребёнку, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слова.
Такой дошкольник дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляющие
другого, ломает игрушки, постройки, сделанные другими детьми.
В случаях сильных устойчивых агрессивных проявлениях может причинять вред
самому себе ( рвать на себе одежду, биться головой об пол и т.д.). Агрессивный ребёнок
чаще говорит «нет», чем «да»; агрессивность детей также проявляется в неумении понять
интересы другого, завышенной самооценки. Заметив, такие симптомы взрослые должны
задуматься: А почему ребёнок стал себя так вести? Что стало причиной его такого
поведения? Обязательно надо поговорить о возникшей проблеме у ребёнка с
воспитателем в детском саду, поставить его в известность о неожиданных изменениях в
вашем ребёнке.
Итак, вы зафиксировали эмоциональные переживания ребёнка (негативные). Теперь
ваша задача заключается в том, чтобы найти способы преодоления негативного
эмоционального состояния. Чтобы помощь ребёнку в преодолении негативных
эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы и
склонности, желания и предпочтения, понаблюдать, какие предметы, действия и ситуации
вызывают положительные эмоции, а какие отрицательные.
Например, ребёнок часто пугается. Лучший выход из этого положения установить
причину страха и попытаться её устранить. Нужно помочь ребёнку посмотреть не
пугающую его ситуацию с другой точки зрения. Так, в известном мультфильме « Ну,
погоди!» волк показывает себя не столько страшным, сколько глупым и неуклюжим
неудачником.
Такой волк не только не вызывает страх, а даже вызывает сочувствие, а сами
ситуации в мультфильме подводят ребёнка к пониманию того, что волки могут быть не
страшными, а смешными. Такой же пример можно привести с боязнью темноты (показать
красоту ночи и т.д.).
Другой пример, ребёнок переживает неуспех в какойто деятельности ( рисует,
одевается – не получается завязывать шнурки). В результате он становится грустным,
печальным или замкнутым, а может быть и агрессивным. Его эмоциональное
неблагополучие связано с ожиданиями оценки, которую дает взрослый его деятельности в
следующий раз и, естественно, он понимает, что оценка эта будет отрицательная. Пока не
упущен момент, ребёнка желательно поощрить, положительно подкрепить, пускай это
ещё маленькие сдвиги; необходимо подбадривать ребёнка, выражать уверенность в том,
что он со всем обязательно справится сам. Важно очень спокойно объяснить ребёнку, в
чём его ошибка; при этом подчеркнуть, что многие ошибаются и ничего страшного в этом
нет.
Чрезвычайно важно не оставлять без внимания проявления эмоции интереса и
удивление. Эмоции, вызванные интересом и удивлением, имеют большое значение для
развития познавательных процессов. Необходимо давать ребёнку задания, связанные с его
интересом, при выполнении которых он будет иметь заслуженный успех и может
выделиться среди других детей.
Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически
на все сферы психического развития ребёнка: будь то поведение, овладение им
4социальным опытом, овладение ребёнком средствами и способами взаимодействия с
другими людьми. И семья с её своеобразным, только ей присущим психологическим
климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка.
5