В консультации для родителей - Эмоциональный мир ребенка в 4 - 5 лет, говорит о том, что дошкольный возраст представляет особую, уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.В консультации для родителей - Эмоциональный мир ребенка в 4 - 5 лет, говорит о том, что дошкольный возраст представляет особую, уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений. Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.
Психология для родителей.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА В 4 5 ЛЕТ
Дошкольный возраст представляет особую,
уникальную фазу в эмоциональном развитии и
формировании
семейных
отношений.
структуры
Дошкольник в 45 лет это человек с богатым и
разнообразным эмоциональным миром, он
глубоко чувствует, его переживания, прежде
всего, тесно связаны с отношениями в кругу
близких. Поэтому именно от родителей
требуется умение говорить с детьми, понимать
язык их жестов и эмоций, терпеливо,
доступно, но без сюсюканья объяснять суть
происходящих явлений, значения слов и
поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании
сложного мира человеческих отношений.
Активно формируются у ребенка нравственноэтические или личностные категории.
Различаются понятия "хороший плохой", "добро зло", "красивый некрасивый", "правда
неправда (обман)". Развито чувство стыда, как и отвращения к чемуто гадкому и
противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых, стремится быть
один при отправлении физиологических функций. Достаточно хорошо им понимаются
правила поведения, запреты, но не всегда еще достаточен контроль чувств и желаний, что
естественно в данном возрасте, так же как и предшествующая развитию чувства вины
словесная игра в самообвинение: "я бессовестный, я плохой".
Чувства и переживания теперь лучше выражаются словами (вербализируются). "я
страдаю", "я обижен". Появляются чувства сопереживания, сочувствия: "мне больно, и тебе
больно", жалости и сострадания: "Мама, тебе будет больно за меня и ты будешь
переживать". Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми
в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность
отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний
способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственноэтическим ценностям. В
этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках
и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет
испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых,
за умение понять его.
Нельзя забывать, что нравственноэтические понятия и чувства неразрывны с ярко
выраженной в эти годы эмоциональностью. Дети непосредственно, активно выражают
чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от
обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление
безмерно, а смех заразителен. Преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении
чувств и желаний. Ярко проявляются привязанность, симпатия, как и чувство неприязни,
антипатии.
1Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию
взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону. При отсутствии страха
наказания и доверительном контакте возможны замечания детей типа: "Не говори со мной
таким голосом". Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного
достоинства, являющееся одним из самых ценных приобретений "я".
Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и
мышления. Фантазии как проявление воображения расширяют границы мышления,
делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.
Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между
матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще
всего это проявляется по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый.
Эмоционально "перегорая" на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как
правило, мать уже физически вымотана и загружена работой. Эмоционально заторможенная
изза невротического состояния, недостаточно общительная и чрезмерно принципиальная по
характеру, она воспитывает даже первенца по абстрактным схемам, без учета его реальных
нужд и потребностей. Характерны бесконечные нравоучения, морализирование, отсутствие
живого, непосредственного контакта с детьми, ласки и нежности. Это создает для ребенка
труднопреодолимый эмоциональный барьер в общении с матерью, которая хотя и
испытывает чувство любви, но ничего не делает для развития двусторонних эмоциональных
отношений.
Не способные быть безучастными, чувствительные дети восполняют недостаток
эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние,
кричат, плачут и клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, что их не выслушают, не
поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы,
истерики, упрямство. Вместо изменения поведения родители только "закручивают гайки",
продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей.
Привязанность последних в этих случаях носит болезненно заостренный характер,
основанный на поиске, нередко любыми путями, внимания, нежности и любви.
На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и
процесс отождествления себя с родителями того же пола, у мальчиков с отцом, у девочек
с матерью, выражаемый фразой "Я буду папой (мамой)". Поскольку родители состоят
друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка
потребность в подражании: "Ты моя жена", "Я твой муж" у мальчиков к матери; "Когда
вырасту, женюсь на папе" у девочек. Это своего рода игра "в семью", когда мальчики
представляют себя в роли отца, а девочки матери, испытывая одновременно все более
нарастающее чувство любви к родителю другого пола.
Отец для мальчиков в данной психологической ситуации может на время даже
оказаться "конкурентом" в своей мужской по отношению к матери роли, что способно
вызвать преходящее чувство ревности. Ведь мальчик "как отец" хочет быть с любимой
матерью, спать рядом с ней, пользоваться ее вниманием, нежностью и заботой. То же самое
может быть и у девочек в отношении подражания матери, ее семейной роли. Однако в обеих
ситуациях мать преобладающий объект эмоционального предпочитания и любви. Для
мальчиков это естественно, поскольку мать и раньше была в фокусе их эмоционального
внимания. У девочек любовь к матери должна дополниться любовью к отцу, и здесь важно,
чтобы мать не восприняла это событие как ослабление любви к ней и пренебрежение ее
вниманием.
2Для этого возраста типичны "агрессивные фантазии", когда ребенок представляет себя
на месте отрицательных персонажей или героем, отрубающим врагу голову. Он может
заявить матери: "Ты меня обидела, ты плохая, я тебя убью".
Спокойные объяснения в этих случаях единственно возможное решение, так как в
споре многие из проявлений отрицательных эмоций пройдут сами по себе, будучи
позитивно переработаны развивающимся сознанием ребенка. Постепенно он будет лучше
управлять своими чувствами, станет более терпеливым и терпимым, доброжелательным,
сострадательным и жалостливым. Упрочится вера в себя и близких людей. Ребенок
научится доверять им свои чувства и переживания, даже проступки, зная, что его
выслушают, поймут, помогут, но не накажут и не унизят.
Возможные ошибки:
Хотя дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что,
однако, не исключает выраженных, всегда психологически мотивированных и
кратковременных состояний раздражения, недовольства и гнева. Родители, которые
стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в
том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, огорчения и плача, без устали
стыдят детей за это, осуждают, а то и наказывают, поступая далеко не лучшим образом.
Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их источников, причин. Если
ребенок часто плачет, капризничает, раздражен это сигнал неблагополучия в какихто
значимых для него сферах отношений со взрослыми. Значит, необходим вдумчивый анализ
собственной линии поведения. Здесь не помогут приказной тон, окрик, угроза наказания или
обман, попытки бездумно отвлечь, переключить внимание малыша.
Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному
выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают
частоколом нравоучений и угроз картина развития ребенка будет иной. Подобное
блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического
напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий
дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на
сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь
вне подозрений для взрослых.
Таким образом, истина лежит гдето посредине, и следует избегать как репрессий, так
и вседозволенности
3А.Л.Сиротюк, А.С.Сиротюк. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
4