В консультации для родителей - «Если малыш плачет.», говорится о том, что плач беспричинным не бывает. У грудных детей плач рефлекторно возникает из-за чувства голода, жажды, мокрым пелёнкам, желания спать. У детей старшего возраста символизирует о любви неприятном, непереносимом чувстве, доходящим до состояния аффекта: остром беспокойстве, страхе, раздражении, печали, тоске. Общение очень много значит, для ребенка, и правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Чувствуя вашу заботу и внимание, ребёнок приобретает так называемое «базовое доверие к миру». Он растёт более спокойным, не боится оставаться один, умеет находить себе занятие. Если же базового доверия не формируется, то ребёнок вынужден добиваться внимания взрослых слезами, криками, капризами, непослушанием и т. д.В консультации для родителей - «Если малыш плачет.», говорится о том, что плач беспричинным не бывает. У грудных детей плач рефлекторно возникает из-за чувства голода, жажды, мокрым пелёнкам, желания спать. У детей старшего возраста символизирует о любви неприятном, непереносимом чувстве, доходящим до состояния аффекта: остром беспокойстве, страхе, раздражении, печали, тоске. Общение очень много значит, для ребенка, и правильно поступают те родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Чувствуя вашу заботу и внимание, ребёнок приобретает так называемое «базовое доверие к миру». Он растёт более спокойным, не боится оставаться один, умеет находить себе занятие. Если же базового доверия не формируется, то ребёнок вынужден добиваться внимания взрослых слезами, криками, капризами, непослушанием и т. д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Если малыш плачет.»
Материал подготовлен педагогом – психологом Е. М.Бондарь
1Волгодонск
2Плач беспричинным не бывает. У грудных детей плач рефлекторно возникает
изза чувства голода, жажды, мокрым пелёнкам, желания спать. У детей старшего
возраста символизирует о любви неприятном, непереносимом чувстве, доходящим
до состояния аффекта: остром беспокойстве, страхе, раздражении, печали, тоске.
Разнообразные функции плача – каприз, протест, просьба, требование, жалоба
(обида), плач – сигнал, плач – разрядка – составляют сложную психологическую
структуру, своеобразный язык.
Плач – сильное психическое переживание, эмоциональная встряска,
возникающая на фоне предшествующего возбуждения или заторможенности.
Часто плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как
своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную проблему.
Ребёнок таким образом жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие,
боль, неспособность реализовать свои желания.
Общение очень много значит, для ребенка, и правильно поступают те
родители, которые уделяют этому достаточное внимание. Чувствуя вашу заботу и
внимание, ребёнок приобретает так называемое «базовое доверие к миру». Он
растёт более спокойным, не боится оставаться один, умеет находить себе занятие.
Если же базового доверия не формируется, то ребёнок вынужден добиваться
внимания взрослых слезами, криками, капризами, непослушанием и т. д.
Часто на улице или в транспорте мы слышим такие выражения: «Прекрати
плакать, а то отдам тебя дяде!» или «Будешь тётю ножками пинать, она заберёт
тебя с собой!» на детей с чувствительной и ранимой психикой подобные
предупреждения производят очень сильное впечатление, вызывают страх,
панический ужас от перспективы провести всю жизнь в обществе чужих людей.
Ведь малыш принимает всё сказанное за чистую монету.
Слёзы и капризы иногда являются следствием перегрузки малыша
впечатлениями, а также, кошмар, приснившийся ребёнку во сне. Когда ребёнок
заболевает и не может объяснить, что у него болит, он начинает плакать от боли,
капризничать, отказывается, есть, беспокойно спит.
Плач – естественная реакция, если малыш упал или ударился, ему
важно, даже если ему не больно, чтобы на него обратили внимание,
посочувствовали и пожалели.
Нередки случаи, когда дети плачут во время посещения врача. Обычно
малыши связывают белый халат с болью, уколами, неприятными
ощущениями, когда их слушают или смотрят горлышко, и начинают
капризничать, вплоть до истерики.
Иногда дети не хотят надевать то, что им предлагают родители, и
опять капризы и слёзы.
Не все ребятишки быстро привыкают к садику, к новой обстановке.
Ведь ребёнок считает естественным, что с ним всегда должна быть
мама. Попадая в незнакомую обстановку и теряя из виду родителей, он
пугается и поэтому плачет.
Малыш может плакать, если его обидели другие дети.
3Плачем дети жалуются, когда у них чтонибудь не получается.
Не все дети любят водные процедуры.
Слёзы могут быть результатом наказания.
Особенно обидным кажется малышу наказание без причины, когда он знает,
что действительно не виноват.
Плачущий ребёнок, находясь в состоянии аффекта, плохо воспринимает
замечания, приказы, советы, поэтому воспитывать его бесполезно.
Переживания и эмоции требуют больших энергетических затрат, поэтому не
перенасыщайте день малыша событиями, пусть даже и приятными. Это может
привести к капризам, слезливости, расстройству сна и даже вызвать рвоту.
Ч то делать родителям?
Нельзя вообще не обращать внимания на плач ребёнка. Это может подорвать
их доверие к взрослым. Но когда плач перешёл в истерику, самое лучшее – не
уделять ребёнку повышенного внимания, а дать ему возможность выплеснуть
нервное напряжение. В остальных случаях следует разобраться в причинах плача.
Выяснив причину слёз, постарайтесь её устранить. А причиной слез, может быть:
голод, мокрые пелёнки, простуда и т.д., болит животик.
Нередко случается, что после выздоровления нервозное и плаксивое состояние
ребёнка сохраняется. Наберитесь терпения. Позаботьтесь о соблюдении режима;
вовремя укладывайте его спать, правильно кормите, чаще гуляйте на свежем
воздухе.
Ребёнок капризничает, потому что не хочет ложиться спать. С первых дней
жизни он привык к вашему постоянному присутствию, не хочет расставаться с вами
и идти в постель. Ему необходимо, чтобы вы какоето время побыли рядом.
Любимая игрушка ребёнка, должна находиться рядом. Всё это позволит малышу
спокойно завершить свой день, и к тому же будут способствовать укреплению
ваших отношений. Ни в коем случае не переходите на крик, это отрицательно
отразится на ваших дальнейших отношениях.
Малыш растёт, развивается, учится, приобретает какието навыки. Когда у
него чтото не получается, он может расплакаться, раскидать предметы и игрушки.
Плачем в данном случае он призывает вас на помощь, так как сам не может
справиться. Не кричите на ребёнка, помогите ему, но не молча, а приговаривая:
«Давай я тебе помогу. Я тебе покажу, как это сделать, а ты повторишь» или «Давай
сделаем вместе». Оказывая ребенку помощь, делайте только то, что он не может
сделать.
Ребенок не хочет идти в ясли или в д\с. объясните ему, почему это
необходимо. Постарайтесь объяснить, что вы отдаёте его в садик не для того,
чтобы избавиться от него, не потому, что он вам надоел, а чтобы помочь ему
интересней и насыщенней провести время.
4Чтобы малыш быстрее адаптировался, нужны усилия и терпение. Ни в коем
случае нельзя силой тащить ребёнка в садик, кричать на него и пугать тем, что вы
его не заберёте домой, если он не перестанет плакать. Постарайтесь, чтобы
пребывание в саду не стало для него психологической травмой, а, напротив,
оказалось радостным событием. Для этого малыша следует подготовить к д\саду.
Подробнее расскажите о детском садике, о том, чем он там будет заниматься.
Обязательно скажите, что он уже большой, и вы гордитесь им, ведь он может
теперь ходить в садик, как вы – на работу. Постарайтесь убедить ребёнка, что в
садике его не обидят. Пусть он возьмёт с собой любимую игрушку, чтобы ему было
спокойнее, так как кусочек дома и всего того, к чему он привык, находится с ним.
Не уходите сразу же, как приведете малыша. Не спеша разденьте его и за руку
проведите в группу, заинтересуйте его чемнибудь, чтобы он захотел остаться.
Как известно, дети любят подвижные игры, потому часто падают и пачкаются.
За это их нельзя наказывать, т.к. физические занятия необходимы для
полноценного развития детей.
Малышу трудно усвоить большой объём информации… поэтому, когда
впечатления переполняют его, он начинает капризничать, плакать. Если ребёнок
плачет, не отмахивайтесь от ребёнка, мотивируя это своей усталостью или
занятостью, иначе вы рискуете потерять его доверие. Он может замкнуться в себе,
затаить обиду.
Если ребёнок всё время плачет по пустякам, то самая простая тактика в
общении с таким малышом не раздражаться, слыша его плач. А лучшее средство
для его успокоения – побыть с ним рядом. Дайте почувствовать, что вы всегда
готовы прийти ему на помощь.
Чаще говорите ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен. Психолог Сатир
рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. По её мнению, четыре
объятия совершенно необходимы каждому для выживания.
Самое главное, что требуется от родителей – это терпение.
Плач и слёзы – язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь
потому, что разучились говорить на нём сами.
Если ваш малыш плачет, не огорчайтесь. Просто погладьте его по головке.
Тёплые мягкие руки матери делают чудеса: во они погладили спинку, животик,
грудку, чуть дольше задержались на лбу, и малыш успокоился. Но в этом нет
ничего необычного. С давних времён известно, что массаж имеет успокаивающий
эффект, тем более, если его делает мама. Она как бы передаёт малышу своё тепло,
спокойствие, и он перестаёт плакать и капризничать.
М ама + малыш = дружба.
Как же завоевать доверие ребёнка? Как вызвать его на откровенность?
Улыбнитесь, поговорите с малышом, для него очень важно, что с ним
общаются, имеет большое значение интонация, с которой вы
произносите слова.
5
Вы избавитесь от множества проблем, если станете для него не только
матерью, но и другом.
Мало говорить ребёнку, что вы его любите, он должен находить этому
подтверждение.
Ни в коем случае нельзя обманывать ребёнка, т.к. он теряет доверие к
взрослым.
Большое значение для ребёнка имеет общение со сверстниками.
Занятость современных взрослых – один из признаков нашего времени.
Недостаток родительской любви и внимания приводит к тому, что
малыш замыкается в себе, становится одиноким.
Чтобы понять своё дитя, изменить своё поведение, вернуть потерянное
доверие, необходимо, прежде всего, изменить себя. Постарайтесь
понять, что у ребёнка есть своё «я», собственные дела, стремления,
потребности.
Проанализируйте своё поведение, своё отношение к малышу, поставьте
себя на его место, и это позволит вам наладить взаимопонимание с
ребёнком.
Понять ребёнка – значит увидеть причины его поступков, мотивы.
Чтобы научиться понимать ребёнка, необходимо перестать предъявлять
к нему завышенные требования.
Не загружайте малыша тем, что ему неинтересно.
Если малыш лжёт, постарайтесь найти причину. Нередко ложь возникает
изза страха наказания, поэтому не наказывайте ребёнка слишком строго.
Считайтесь с желаниями малыша, с разумными, конечно.
Разрешайте малышу участвовать в ваших занятиях. Ему очень важно
ощущать, что ему доверяют.
Привлечение ребёнка к какимто делам не только приучает его к труду,
но и сближает с родителями. Ребёнок будет с уважением и пониманием
относиться к родителям и к тому, что они делают.
Совместные игры на улице, способствуют физическому развитию
ребёнка, но и укрепляют взаимоотношения в семье.
Чтобы между вами и ребёнком существовали взаимопонимание и
доверие, вы должны подарить малышу любовь и внимание, с раннего
детства приучать к труду, воспитывать уважение к взрослым, учить
ценить дружбу.
Постарайтесь стать своему ребёнку настоящим другом,
не
отмахивайтесь от его детских проблем, и тогда вы увидите его сияющие
глаза и поймёте, что для него вы не только предмет обожания и
преклонения, надёжная защита и опора, но и самый верный и надёжный
друг.
6Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
7