В консультации для родителей - ЕСЛИ У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК, говорится о том,что ваш ребенок с легкостью справляется с любым из предложенных в этой книге заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.В консультации для родителей - ЕСЛИ У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК, говорится о том,что ваш ребенок с легкостью справляется с любым из предложенных в этой книге заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.
Психология для родителей.
ЕСЛИ У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК
Ваш ребенок с легкостью справляется с любым из предложенных в этой книге
заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память,
любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо
излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о
том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а
также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.
В отличие от способного одаренный ребенок характеризуется еще и следующими
проявлениями:
• мыслит оригинально, творчески;
• хорошо понимает юмор;
• у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
• имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной
деятельности, музыке и т.п.);
• часто он не похож на других детей своей независимостью, предпочтением
общества взрослых.
Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребенка на сверстников. Часто
их раздражает его неуемная жажда по знания, неистребимое любопытство. Чем более
энергично и не традиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что взрослые
начинают одергивать, ограничивать и даже наказывать его. В этом случае родители могут
подавить, а не развить творческие возможности ребенка.
Консультируя родителей, имеющих одаренного ребенка, часто сталкиваешься и с
желанием взрослых, чтобы их ребенок был лучшим во всем и все умел. Например,
спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает,
что родители доводят дело до полной ненависти ребенка к этому занятию, а может быть,
стоит немного подождать и ребенок сам начнет читать, просто для него не пришло еще
время и есть масса других интересных дел.
Психологи показали, что если длительное время насильственно подавлять
интеллектуальные или двигательные потребности одаренного малыша, то это может
привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам.
Если ваш ребенок одарен, то:
• поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность;
• никогда не ругайте его за то, что он делает чтото не так, как все;
• уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
• помните, что вы должны приспособляться к ребенку, а не он к вам;
• помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
• найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
• не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегдапобедителем другие дети могут его возненавидеть;
• не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;
• не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу
отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.)
Родители одаренного ребенка иногда спрашивают, следует ли стремиться к тому,
чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет учились в 3м
классе и т.п.?
Каждый случай уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии
своего ребенка. Ведь неизвестно, как он будет принят детьми более старшими по
возрасту. Не окажется ли он в изоляции? (Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим
учеником).
Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм, которые
являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения. В
книге предлагается такой комплекс упражнений. При их проведении важным должно
быть развитие не столько познавательной сферы, сколько навыков взаимодействия с
другими детьми.
Одаренность может проявляться в разных видах и сферах деятельности:
познавательной, учебной, творческой, художественной, двигательной.
Учебные достижения одаренного малыша проявляются в ранней тяге к чтению.
Иногда ребенок начинает читать в 3 — 4 года, при этом взрослые не прилагают к этому
почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам,
проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые.
Проявляет ранний интерес к вычислениям, измерениям. Проявляет необычно раннее
для своего возраста понимание математических отношений. Он легко воспринимает и
запоминает математические символы.
Иногда ребенок проявляет ранний интерес к живой природе, различным явлениям из
области естествознания. Часто задает вопросы о происхождении и функциях различных
предметов.
В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше,
чем в других: рано начинает рисовать много времени проводит, например, за лепкой из
пластилина, демонстрируя ручную умелость, экспериментирует с композицией цветом,
материалом и т.п.
Так же рано проявляется интерес к музыке; чутко реагирует на характер и
настроение музыки; узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т.п.
В двигательной сфере у ребенка проявляется одаренность прежде всего в
предпочтении различных действий, требующих тонкой и точной моторики; он имеет
хорошую зрительнодвигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься
различными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой
ребенок необычайно ловок, силен, координирован и т.д.
Независимо от того, одарен ли ребенок во многих областях или только в одной, ваша
задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться.
Мы предлагаем для вас некоторые тесты и упражнения, которые помогут не только
оценить уровень развития творческих способностей, но и подсказать пути их
совершенствования.Материал подготовил педагог – психолог – Бондарь Е.М.